Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Клипер» сделают прозрачным

Глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов рассказал «Газете.Ru», зачем они привезли на МАКС «Клипер» и что из этого получилось. Он также приоткрыл завесу над парой последних разработок компании, одна из которых позволит взять всю территорию России и ее отдельные объекты под надежный космический контроль.

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2005 РКК «Энергия» выступает впервые. Что компания выставила в качестве визитной карточки?

— Мы решили представить все направления нашей работы. Как те, что мы осуществляем сегодня, так и перспективные. Речь идет о пилотируемых полетах, затем автоматических системах и, наконец, об услугах по запуску космических аппаратов других пользователей.

Если говорить о пилотируемом направлении, то здесь мы отвечаем за строительство российского сегмента Международной космической станции. В нашу сферу деятельности входят также транспортные операции (пилотируемые корабли «Союз» и транспортные «Прогресс») и эксплуатация МКС как объекта – вы знаете, что там постоянно присутствуют наши космонавты. Кроме того, мы организуем на российском сегменте услуги по проведению экспериментов для научных и других целей. Посетителям салона представилась возможность оценить эту нашу работу с самого близкого расстояния.

РКК «Энергия» представила на МАКСе также автоматические системы...

— Речь идет о спутниках связи и спутниках наблюдения. За последние 10 лет разработана принципиально новая российская космическая платформа – платформа нового поколения «Ямал», и на ее базе мы уже построили три спутника для компании «Газком», дочерней компании «Газпрома». Эти аппараты создают довольно крупную систему «Ямал», ее информационными услугами пользуются уже около 30 российских регионов и множество зарубежных пользователей. И надо сказать, что мы развиваем это направление: как раз 18 августа был подписан контракт между РКК «Энергия» и «Газкомом» на изготовление еще двух спутников связи «Ямал-300», которые должны быть запущены к концу 2007 года. Они пополнят группировку спутников «Ямал».

Кроме того, в рамках автоматического направления мы представляем спутники наблюдения. Сейчас по заказу Белорусской академии наук мы готовим к реализации проект «БелКА», который разработали на базе платформы «Ямал». Его введение в эксплуатацию запланировано на первое полугодие 2006 года. А также на базе технологий спутников наблюдений разрабатываем новый проект для уже российских пользователей, который позволит контролировать газопроводы, строительство, инфраструктуру, безопасность объектов и много других задач. Эта система наблюдения важна не только для крупных компаний, но и для государства в целом. При таких размерах, как наша страна, не только спутниковая связь, но и спутниковые системы наблюдения сегодня позволяют очень качество аудировать объекты, границы, территории, контролировать землепользование.

И наконец, здесь мы представили свои услуги по запуску, а именно разгонные блоки ДМ. Они сегодня идут четвертой ступенью на ракету «Протон» для запусков спутников связи и третьей ступенью на ракету «Зенит».

Вы не упомянули о «Клипере». У посетителей МАКСа он вызвал огромный интерес.

— Я описал то, что мы сегодня реально реализуем на космическом рынке. Но, конечно, сегодня корпорация работает над переходом на новые технологии в строении космических объектов. В этом направлении мы и представляем проект многоразовой транспортной космической системы «Клипер» — корабль пятого поколения. Объясню, почему мы считаем его пятым поколением: корабли «Восток», на которых летали Гагарин, Титов, Терешкова, были первым поколением пилотируемых космических систем; «Восход», когда уже несколько человек летали в корабле, вторым; «Союз» — третьим, а «Союз-Т», глубоко модернизированный «Союз», — четвертым поколением. Так что «Клипер» — поколение пятое.

Надо сказать, что в целом этот проект реализует Роскосмос, а «Энергия» отвечает за техническую сторону. Правительство уже утвердило его в Федеральную космическую программу до 2015 года. Но очень важно, что кроме России к участию в этом проекте привлекаются партнеры – другие космические агентства. Переговоры в части соинвестирования и участия европейских компаний ведутся сейчас с Европейским космическим агентством. Что касается наших планов по «Клиперу», то в следующем году мы должны завершить проект в экспериментальной отработке, а позднее подготовить рабочую документацию, изготовить и испытать. Начать полеты мы собираемся в 2012 году. Затем за три года полностью квалифицируем систему, и в следующей федеральной космической программе – на 2015–2025 годы – «Клипер» должен уже стать основным транспортным средством, заменив «Союз».

«Союзы» – это, конечно, изумительные корабли. Наверно, мы и дальше будем их производить как корабли-спасатели, корабли для задач, где не надо много космонавтов. Но с увеличением количества полетов и в связи с освоением космического пространства становятся нужны более современные, многоразовые системы, которые позволят значительно снизить себестоимость полетов и требования к здоровью космонавтов. Поэтому «Клипер», пожалуй, самый главный экспонат Роскосмоса и «Энергии» на выставке. Здесь мы представили в том числе первый этап проекта: полномасштабное массово-габаритное макетирование уже с использованием штатных систем. Уже сейчас космонавты отрабатывают на этом макете стыковку и посадку.

Когда о проекте «Клипер» заговорили впервые, еще не было ясно, как будет осуществляться его возвращение на Землю: парашютным или планерным способом. Макет, который привезли на МАКС, с крылышками. Это значит, что вопрос посадки решен?

— Наши специалисты работали над «Клипером» уже несколько лет, но особенно плотно именно в последнее время, последние два месяца. И действительно, мы приняли решение делать систему с планерной посадкой. Это позволит уменьшить травматизм корабля при посадке, что значительно увеличит его срок службы. Мы планируем использовать каждое изделие около 20-25 лет. Собственно, за счет этого и будет снижаться себестоимость полета космонавтов.

«Клипер» привлек всеобщее внимание. Каждый день работы МАКСа у него выстраивается очередь. Такая открытость вызывает некоторое удивление.

— Дело в том, что здесь мы представляем наше новое видение дальнейшего развития пилотируемой космонавтики, и очень важно сделать его открытой системой. Для инвесторов важно контролировать весь ход разработки, чтобы не было закрытых зон, так как это в итоге снижает их риски. Если мы делаем проект прозрачным, инвесторы быстрее приходят в него.

Новости и материалы
ВС РФ ударили по поезду ВСУ с личным составом
В Китае оценили позицию США по отношению к Пекину
Нутрициолог объяснила, почему стоит приготовить кулич дома, а не покупать в магазине
Решения по мерам поддержки многодетных отцов пока не приняты
Стало известно, россиянам каких профессий чаще всего отказывают в займах
Стало известно, сколько россияне потратят на майские праздники
Глава МИД Китая сообщил о риске усугубления украинского кризиса
МИД КНР обвинил США в ужесточении санкций и технологической блокаде Китая
ВСУ перестали применять одно из наиболее разрекламированных вооружений
Выброшенная на берег моря в Приморье мина оказалась учебной
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
Все новости