В четверг российское правительство одобрило проект Федеральной космической программы на период с 2006-го по 2015 год, подготовленный Роскосмосом. С начала 2005 года документ уже прошел согласование во всех соответствующих ведомствах, а главное, в Минэкономразвития и Минфине, поэтому нынешнее обсуждение не заняло много времени.
Как оказалось, освоение космоса все еще считается приоритетным направлением государственной политики, но денег на него государству все-таки жалко.
Представляя программу, глава Роскосмоса Анатолий Перминов кратко описал министрам нынешнюю ситуацию в космической отрасли: недофинансирование в начале 2000-х годов не позволило агентству завершить многие проекты, состав орбитальной группировки снизился до 96 аппаратов, многие из которых – на пределе своего гарантийного срока (США, например, имеют более 400), а по уровню финансирования космической деятельности Россия делит с Индией пятое место в мире после США, Евросоюза, Японии и Китая.
Проект Федеральной космической программы до 2015 года рассчитан исходя из минимальных потребностей государства, подчеркнул Перминов.
По словам главы Роскосмоса, финансирование программы позволит провести работы только по основным направлениям. Прежде всего, до 2008 года выведут на орбиту 18 космических аппаратов: семь спутников связи, три – метеонаблюдения (полярно-орбитальный «Метеор-3М» и два геостационарных «Электро-2»), два – дистанционного зондирования, три аппарата для фундаментальных космических исследований, два – для спасательных нужд, а также модуль для МКС. «Работы по космическим аппаратам дадут России связь нового поколения, собственную гидрометеорологическую информацию, — пояснил Перминов. – Мы сможем повысить разрешающую способность систем дистанционного зондирования земли до 1 м, увеличим срок службы спутников на орбите».
Вместе с тем, бюджет программы даст завершить разработку новых средств выведения: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелого класса «Ангара». Глава Роскосмоса отметил, что в прошлом году Россия вернула себе первое место в мире по количеству коммерческих запусков (23 по сравнению с 16 в США). Эту позицию страна сможет удерживать еще несколько лет. И этим надо воспользоваться, считают разработчики программы, потому что к 2010 году конкуренция на рынке пусковых услуг значительно обострится. На этот рынок выйдут еще несколько стран – Китай, Бразилия, Евросоюз, Южная Корея. Причем, как отметил Перминов, «к сожалению, с нашей помощью», имея в виду сотрудничество с этими странами. Рынок резко обвалится, и к тому моменту Россия должна быть готова переориентироваться на услуги по орбитальным группировкам, что также обозначено в программе. Документ также предусматривает продолжение работ по разгонным блокам и многоразовым космическим системам (речь идет и о российском челноке «Клипер»).
Оговаривает программа и финансирование основных международных проектов. «В том числе завершение строительства российского сегмента МКС», — уточнил глава Роскосмоса. Кроме того, около 18 млрд рублей пойдет на поддержание наземной инфраструктуры и 20 млрд – на содержание и развитие космодрома Байконур.
По словам Перминова, для реализации космической программы до 2015 года агентство запрашивает из госбюджета 305 млрд рублей. 130 млрд рублей из которых Роскосмос рассчитывает привлечь из внебюджетных средств.
При этом глава агентства отметил, что объем финансирования программы на 2006 год уже согласован и с Министерством экономического развития, и с Минфином. На реализацию космических проектов в будущем году государство выделит 23 млрд рублей (это немного меньше, чем рассчитывал Роскосмос, но все же значительное повышение – в 2005 году из бюджета на космос выделили только 18,3 млрд рублей). Но финансирование 2007-го и 2008 года, которые Перминов назвал «критичными» (к этому времени нужно восстановить орбитальную группировку до минимально достаточного уровня), еще не согласовано. Роскосмос настаивает на увеличении средств до 25 млрд в год (с последующим снижением финансирования). Однако, как напомнил глава агентства, эту инициативу министры не поддержали. «Поэтому мы просили разрешить перераспределить средства внутри программы в пользу именно 2007-го и 2008 года», — отметил Перминов.
Члены правительства оценили программу в целом положительно, но предложили до 1 сентября 2005 года тщательнее поискать внебюджетные источники финансирования.
Премьер-министр России Михаил Фрадков идею развил: такую инновационную отрасль, как космонавтика, нужно обязательно использовать в процессе удвоения ВВП, решил он.
Более того, Фрадков отметил, что можно было бы и сократить заявленную сумму, чтобы космические предприятия активнее работали с бизнесом. Однако глава МРЭТ Герман Греф посоветовал не слишком на это рассчитывать. «Программа и так минимум, что мы можем сделать, — пояснил он. – За три-четыре года мы должны восстановить то, что потеряли за пять прошлых лет». Министр подчеркнул, что документ не ставит перед собой амбициозных задач, в том числе по захвату мировых рынков. Финансирование программы сокращено до минимума, и уменьшать его еще больше нельзя. Кроме того, в программе нет ничего, что может быть реализовано на условиях частно-государственного партнерства или профинансировано из инвестиционного фонда, заявил он.
Греф пояснил членам правительства, что в последнее время в мире вообще отмечается «провал» космического рынка. «Как из этого кризиса выходят? – рассказал министрам он. – Американская корпорация «Локхид-Мартин», например, получила из бюджета $700 млн. Российские предприятия, понятно, ни копейки».