Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рави Шанкар попрощался с Россией

Восьмидесятипятилетний Рави Шанкар, композитор, виртуоз, гений и гуру, выступил с дочерью Анушкой в концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге.

Такой концерт не мог обойтись без скандала, хотя бы совсем маленького. Здесь их случилось даже три. Оказывается, концертный зал «Октябрьский» признает только одну форму билетов – собственную, и поэтому билеты, которые печатают в Москве концертные агентства, в Питере недействительны, их надо обменивать на настоящие.

Пока нервные, но невероятно предупредительные организаторы ругались между собой по телефону, вокруг них носились пенсионеры и размахивали удостоверениями блокадников: они считали, что этого достаточно для того, чтобы пройти на концерт «любимого ученика Рабиндраната Тагора».

Увы-увы, промоутерам нужны деньги. Третий анекдот – билетеры попытались закрыть двери концертного зала ровно в семь. Организаторы их чуть не убили на месте.

Удивительно, но они должны были заработать более чем достаточно. Зал был полон больше чем на три четверти, а это действительно большой зал, величиной с концертный зал «Россия». Мало того, это была прекрасная, искушенная публика, встретившая маэстро (лучше, наверное, сказать «гуру») овацией, аплодировавшая между частями и в паузах. Кое-кто даже протащил на концерт фотоаппараты, несмотря на строжайший запрет организаторов: ни одного профессионального фотографа на концерте не было, а любителей-энтузиастов обещали ловить и выводить на улицу. Фотографии со вспышкой мешают концентрации музыканта и разрушают его карму.

Рави Шанкар вышел на сцену уже в половине восьмого. Ситар ему вынесли заранее ассистенты-аккомпаниаторы – двое белых европейцев, тоже любимые ученики. После них вышел таблист Танмой Басе, почти черный, и красавица Анушка Шанкар в бирюзовых штанах и красивой длинной майке.

Маэстро шел слегка пошатываясь. То есть выглядел он для своих восьмидесяти пяти лет прекрасно, но именно что для своих лет. Потом он уселся в сложную позу ситариста, и начался концерт.

Описывать музыку при помощи текста вообще сложно, особенно трудно это делать с индийской классической музыкой: мало общих референтных точек. Кое-что может пояснить биография Шанкара. Вырос во Франции, куда его семья переехала в тридцатых годах, в восемнадцатилетнем возрасте вернулся в Индию для получения формального музыкального образования у ситариста-гуру, и дальше уже Шанкар жил в Индии, выезжая на гастроли. Но к тому моменту он уже объездил весь мир (он был довольно знаменитым танцором в труппе своего старшего брата Удэя Шанкара) и был отчасти европейцем. Потом, после знакомства с Харрисоном в 1966 году, когда Шанкар стал уже знаменитым музыкантом, музыкальным директором индийского радио, он записывался с многими виртуозами – со скрипачом Йегуди Менухином, например, делал записи, совмещая ситар и современные европейские инструменты, выступал в Большом театре с русскими танцорами и стал одним из самых знаменитых кросс-культурных «мостиков».

Шанкар утверждает в одном из своих интервью, что никакая музыка, да и вообще никто и ничто на него не повлияло в музыкальном плане, кроме его гуру Устад Алладин Хана.

Он никогда не джемовал с джазменами, не играл фьюжн, и крестным отцом world music его называют совершенно неправомерно. Но музыка его невероятно близка к европейской, гораздо ближе, чем можно себе представить.

Шанкар на своем третьем (и, скорее всего, последнем: турне считается прощальным) концерте в России сыграл три коротенькие раги. Коротенькие, по полчасика – это главное, чему его научила европейская публика, никто на Западе уже не в состоянии слушать эпическую религиозную музыку три часа кряду.
*Это невероятно красиво: каждая рага начинается с медленной части, размышления, медитативно-мажорного или откровенно, по-европейски минорного, а продолжается виртуозным взрывом, азартным, экстатическим, почти танцевальным ритмом. Отец с дочерью все время ведут диалог – отвечают друг другу музыкальными фразами, ведут каноны и рассказывают друг другу полифонические анекдоты, понятные лишь им. На внешнем плане они тоже все время общаются – перемигиваются, улыбаются, демонстрируя публике орлиные профили. Анушка Шанкар – медиум, дирижер и диктатор. Она командует таблистом и учениками-аккомпаниаторами, делает им жесты и грозно стреляет глазами.

Отец смотрит в бесконечность, она смотрит на отца.

Рави Шанкар совершенно не бережется – выкладывается на полную и совершенно не отдыхает. Видно, что эти жалкие полтора часа – знак жалости к северным варварам, которые не могут слушать музыку долго, Шанкар мог бы играть раза в четыре больше.

Только когда он встал (пошатываясь, но без посторонней помощи) на затекшие от долгого сидения ноги, стало понятно: великий гуру, музыкант, изменивший лицо современной музыки, человек, который ввел индийскую музыкальную культуру в мировую и страшно теперь переживает, что индийские ситаристы предпочитают играть фьюжн, восьмидесятипятилетний старец приехал в Россию и выступил перед огромным полным залом в последний раз.

Новости и материалы
Зарема: ЦСКА нужно выйти в футболках с моей цитатой «Это не кони, а клячи»
Феи Винкс спасаются в уборной в трейлере перезапуска мультсериала
Стало известно, где пройдет встреча глав МИД Армении и Азербайджана
Бизнес-коуч Портнягин обжаловал домашний арест
Казахстан вернул в доход государства деньги, изъятые у олигархов
Экс-советник шефа Пентагона рассказал об огромном влиянии Путина на Ближнем Востоке
Виктория Боня подарила свой портрет в кружевном белье 13-летнему сыну Алены Водонаевой
Семьи погибших и пострадавших полицейских в Карачаево-Черкесии получат выплаты
ОАЭ и Украина договорились о стимулировании двусторонней торговли
Паводок на Тоболе в Курганской области стал менее интенсивным
Новая консоль Nintendo может выйти сильно раньше ожидаемого
Многодетная мать обвинила врачей врачей в том, что больше не сможет родить
На российской трассе образовались длинные пробки из-за паводков в Тюменской области
Рыбак нашел дрон Кончаловского и сообщил в полицию
Премьер Литвы рассказала, как будет решаться вопрос по возвращению украинцев
США напрямую потребовали от Израиля отказаться от операции в Рафахе
Стало известно, почему ЦСКА засчитали спорный мяч в матче с «Балтикой»
В ВСУ рассказали о последствиях сдачи Часова Яра
Все новости