Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Швыдкого проверят на честность

Нарушив обет молчания, министр Соколов пояснил, зачем он обидел Швыдкого, которому теперь грозит расследование парламентской комиссии.

Конфликт между бывший и нынешним министрами культуры Александром Соколовым и Михаилом Швыдким развивается стремительно. После сегодняшней пресс-конференции Соколова позиции сторон определились.

Как известно, Михаил Ефимович Швыдкой решил подать в суд на своего патрона за то, что тот в передаче «Постскриптум» посетовал на коррупцию в возглавляемых Швыдким прежнем Министерстве культуры и нынешнем Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.

Затем Швыдкой собрал пресс-конференцию, где заявил, что потребует финансовой компенсации, которую перечислит Московской консерватории, и что на телеканал ТВЦ, где прошла передача, подавать в суд не будет, ограничившись иском к министру. Соколов же вообще отмалчивался, заявив только, что ничего комментировать не будет, пока не вернется в Москву.

Пока соперники взяли паузу, вступили секунданты.

В пользу Швыдкого выступил директор Большого театра Анатолий Иксанов: «Как частное лицо, скажу, что поступил бы точно так же. И потребовал бы колоссальную сумму возмещения морального ущерба. Причем от имени всей культуры». Директора театра обидело, что Соколов однажды заметил, что реконструкция театра «Ла Скала» обошлась намного дешевле, чем планируемая реконструкция Большого театра. После этого Иксанов во всех интервью обязательно и по собственному почину рассказывает, почему требуется так много денег (называется сумма до 1 млрд долларов, в то время как «Ла Скала» обошлась в 62 миллиона евро). Сторону же Соколова приняла первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска: «Я не хочу никого обвинять, но я на стороне Соколова, потому что он, как руководитель, имеет право разобраться. Я очень уважаю Александра Сергеевича Соколова, он образованный человек, интеллектуал, и если он сделал такое заявление, то, наверное, это не приступ эмоциональной нагрузки или чего-то еще. Наверное, достали».

Меж тем страсти кипели, вмешалось даже правительство.

В условиях постоянно выплескивающихся конфликтов чиновников (достаточно вспомнить недавнее «бу-бу-бу» Фрадкова в адрес Грефа) отмолчаться было нельзя, и пресс-служба правительства РФ не преминула заметить, что «этот конфликт, безусловно, не пойдет на пользу отрасли».

Позиция Швыдкого понятна давно. Создатель сенсации своим беспрецедентным поступком отрезал себе все пути к отступлению и сейчас методично и профессионально бьет в одну точку, грамотно пиарясь и напоминая о себе практически каждый день: то сообщается о сроках подачи заявления в суд (в понедельник), то определяется сумма иска (1 рубль), то соответчиком вопреки обещаниям становится и телеканал ТВЦ.

С Соколовым много сложнее. Судя по всему, ничего конкретного в подтверждение своего заявления он привести не может, несмотря на заявления на сегодняшней пресс-конференции, что факты имеются, вот только «министерство не занимается расследованием по поступающим сигналам, которые пересылаются в соответствующие органы». Именно поэтому министр не прочь спустить дело на тормозах, достаточно вспомнить «примиренческое» заявление пресс-службы Минкульта, появившееся еще до его приезда: «Министерство считает своей задачей не допустить эскалации внутриведомственного конфликта, который, по нашему глубокому убеждению, способен в высшей степени негативно сказаться на всей отрасли, и надеется на адекватное понимание ситуации со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии».

Однако разобраться своими силами, внутри министерства, он не может:

«Освободить его (Швыдкого) от должности, так же как и принять, может только председатель правительства. Я не назначал его и не могу освободить».

В правительстве же позиции Соколова сложно назвать крепкими. «Министр, у которого еще пока мало опыта», как он сам себя аттестовал, пока не обзавелся крепкими связями, зато уже успел вызвать раздражение у правительственных «ветеранов». Достаточно вспомнить выволочку, которую ему устроил Шойгу в конце прошлого года:

«Я слушал вас внимательно, но так и не понял, что вы сделали, за что вы получаете государево жалование. Это не конкретный документ, и мы, в конце концов, правительство, а не филармония».

С другой стороны, Александр Сергеевич прекрасно понимает, что Михаил Ефимович пошел ва-банк, и увернуться от столкновения навряд ли удастся. Именно поэтому он демонстрирует решимость: обещал подать встречный иск в отношении главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, который несколько раз упоминал его фамилию, тогда как сам министр ни разу не назвал имен. Если, конечно, процесс все-таки состоится, так как, по его мнению, конфликт в его ведомстве «не имеет реальной судебной перспективы». Кроме того, министру, похоже, удалось заручиться поддержкой Госдумы, у которой «шоумен Швыдкой» давно не вызывает теплых чувств. В пятницу на пленарном заседании нижней палаты ряд депутатов высказались в поддержку Александра Соколова. «Надо поддержать министра культуры, не надо оставлять Соколова один на один со Швыдким», — заявил, например, депутат от фракции «Родина» Анатолий Грешневиков.

Похоже, дело дойдет до парламентского расследования: на предложение депутата Нины Останиной привлечь к расследованию думскую комиссию по противодействию коррупции спикер Госдумы Борис Грызлов сказал: «Заявление прозвучало, надо, конечно, реагировать и определиться с процедурой продвижения предложения...»

Очень похоже, что ситуация сейчас описывается главным принципом бессмертных из «Горца»: «остаться должен только один». Действительно, конфликт между министром и федеральным агентом был неминуем — они олицетворяют два принципиально разных подхода к культуре. Соколов сегодня отметил, что «министерство считает приоритетной поддержку регионов, которые в данный момент находятся «на голодном пайке». Швыдкой, как известно, придерживается прямо противоположного принципа: так как денег мало, помогать надо всемирно известным культурным центрам, тем, «кто составляет национальное достояние».

Ярким отражением этой позиции является сегодняшний бюджет Минкульта, принятый еще при Швыдком, где из 37 миллиардов рублей, выделяемых на капитальные вложения в сфере культуры, 23 миллиарда, то есть 62%, приходятся всего на два объекта — это Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петербурге.

И каждый гнет свою линию. Приоритеты Соколова вовсе не обязательно поддерживаются Швыдким, а в условиях, когда реально деньгами распоряжаются именно агентства, не редкость ситуации вроде рассказанной на сегодняшней пресс-конференции. Министр привел в пример случай с Вологдой, когда Минкульт обратился в Роскультуру с просьбой поддержать финансово данный регион, а агентство, напротив, сократило его финансирование.

Неизвестно, дойдет ли в итоге дело до суда, но выбор между двумя точками зрения правительству и президенту, похоже, придется сделать.

Новости и материалы
СК требует ареста соучастника покушения на экс-офицера СБУ в Москве
В ФРГ заявили, что дипломаты РФ смогут попасть к задержанным «шпионам» только через суд
Возлюбленный Шараповой показал, как теннисистка встретила свое 37-летие
Блинкен заявил, что сейчас не время для создания государства Палестина
В США сообщили о непричастности к ответной атаке Израиля на Иран
В Британии рассказали о последствиях задержек помощи Украине со стороны США
Политолог назвал цель израильского удара по Ирану
В Германии спецназ обыскивает школу после сообщений о возможной угрозе
Татарскому блогеру запретили выезд из России за неоплаченный штраф
Стало известно, где задержали подозреваемого в нападении на москвича из-за парковки
РФ довела до сведения Израиля позицию Ирана по эскалации конфликта
Евросоюз обвинил Россию в агрессии против Финляндии
Экс-футболист «Зенита» рассказал об огромных премиальных за победу над «Сибирью»
Блинкен: скоро помогать Украине станет слишком поздно
В Оренбуржье приняли законопроект о помощи пострадавшим от паводка
Лавров высказался об обилии китайских товаров в России
Во Франции заявили, что ВС Дании из-за помощи Украине истощены
Две женщины ранены в результате обстрела села под Белгородом
Все новости