Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В этом деле очевидна роль Ющенко»

Новый президент Украины может стать одним из фигурантов дела об убийстве в марте 1999 года лидера Народного руха Украины Вячеслава Чорновила. Об этом в интервью «Газете.Ru» заявил Тарас Чорновил, добившийся от новых властей страны возобновления расследования смерти своего отца.

Один из основателей Народного руха Украины Вячеслав Чорновил погиб в автокатастрофе под Киевом 25 марта 1999 года. По данным следствия, автомобиль известного политика и кандидата в президенты на большой скорости врезался в перегородивший дорогу «КамАЗ» с прицепом (водитель утверждал, что разворачивался). В результате аварии Чорновил и его водитель погибли на месте, пресс-секретарь лидера НРУ был госпитализирован с тяжелыми травмами. Следствие установило, что водитель «КамАЗа», совершая маневр, ПДД не нарушал, и вся вина лежит на погибшем водителе автомашины Чорновила.

В феврале этого года сын Вячеслава Чорновила Тарас обратился к Виктору Ющенко с просьбой возобновить расследование дела о смерти отца. И вот это решение принято со следующей формулировкой: «Для проверки следователем доводов СМИ и некоторых депутатов Верховной рады о возможности гибели Чорновила вследствие посягательства на его жизнь как государственного деятеля». Какими могут оказаться результаты нового расследования, «Газете.Ru» рассказал сын погибшего Тарас Чорновил.

— Почему вы решили добиться возобновления расследования?

— Во-первых, были все основания подозревать, что это не простая авария, а политическое убийство и, во-вторых, следствие, согласно нормам, которые прописаны в украинском законодательстве, можно сказать, вообще не проводилось. То есть из версий выбрали только одну – версию об обыкновенной транспортной аварии без привязок к реальным событиям, и все версии, которые хоть как-то ее ломали, были отброшены. Это уже достаточное основание для того, чтобы говорить, что полноценного расследования вообще не было.

— Что неясного осталось в происшедшей катастрофе?

— Первая и главная неясность – это как вообще эта авария могла произойти. Все случилось на абсолютно ровной дороге, в лунную ясную ночь при видимости свыше километра, за рулем был прекрасный и очень внимательный водитель, мастер автомобильного спорта. Эти и другие обстоятельства делают невозможной аварию в таком виде, котором она была представлена.

Есть и политические аспекты. Вячеслав Чорновил был самым неудобным политиком в 1999 году. Приближались президентские выборы. Для Леонида Кучмы российскими пиарщиками была разработана схема, по которой основной его противник должен быть не национал-демократ, не социалист, а именно коммунист. Как у вас было в 1996 году с Зюгановым. А Чорновил за две недели до гибели заявил, что именно он пойдет против Кучмы на этих выборах. Может, он и не победил бы, но это ломало сценарий, который разрабатывался для Кучмы.

Есть и третье обстоятельство, связанное с теми данными, которые мне сообщили лично люди из милицейской среды, среды СБУ. Они рассказали мне о непосредственных руководителях операции, времени и месте принятия решения, и это все выстроилось в одну схему с убийством Георгия Гонгадзе. То есть схема принятия решения в обоих случаях была одна и та же, и лица, которые отдавали приказы, были те же. И когда по делу Гонгадзе всплывают новые подробности, абсолютно те же механизмы я обнаруживал в 1999-м и 2000 году, занимаясь расследованием по делу об убийстве отца.

— То есть вы подозреваете в качестве возможного заказчика убийства Леонида Кучму?

— Я не сомневаюсь в том, что он несет ответственность за это убийство, но политическая ли это ответственность, моральная или действительно уголовная, мне сказать трудно. Что касается исполнителей – некоторые данные уже есть, фактов много, главное, чтобы следствие с ними начало работать. По делу Чорновила мы однозначно называли две фамилии: это генерал Кравченко, бывший министр внутренних дел, и генерал милиции Фаре, заместитель Кравченко и руководитель его аппарата. Сегодня Кравченко нет. Как только началось конкретное расследование по Гонгадзе, он очень странно, двумя выстрелами застрелился. Никто не верит в то, что это было самоубийство. Генерал Фаре уже полгода находится в коматозном состоянии и вряд ли когда-то вернется к жизни. Мне трудно сказать из-за чего, он просто старый человек, ему около 80 лет, и состояние его критическое. Естественно, он тоже уже не сможет свидетельствовать. А за ними идут нити вверх, к заказчикам. Вот именно там очень много неразберихи. Были заявления, что кто-то это курировал извне, не с территории Украины, были заявления, что это личный приказ Кучмы, были заявления, что это связано с несколькими олигархическими группами, которые самостоятельно, без приказа Кучмы, принимали решения о таких действиях, чтобы помочь ему стать президентом.

— От кого были эти заявления?

— От тех людей, которые мне приносили информацию из милицейских и эсбэушных источников. Официально таких заявлений никто не делает. Довольно большой объем информации непосредственно по расследованию собрал Николай Степаненко, который был руководителем комиссии Руха по делу о Чорновиле. Он полковник милиции в отставке, бывший следователь по особо важным делам. Степаненко провел свое расследование, довольно успешное, но у него нет возможности продолжить его, так как для этого нужны уже специальные полномочия, которые есть только у действующих сотрудников МВД и прокуратуры. Известны в принципе имена исполнителей, но их причастность к умышленному убийству еще нужно доказать. Это Кудель, водитель «КамАЗа» (фермер Владимир Кудель. – «Газета.Ru»), а координатором акции был Шолом (по данным СМИ, тракторист Иван Шолом после аварии повел себя странно — ни журналистам, ни односельчанам, ни даже своим родным не сказал о ДТП ни слова, вскоре после этого уехал на Волынь, где якобы спился. — «Газета.Ru»). Шолом был убит через несколько месяцев после гибели отца, по официальной версии – умер от сердечного приступа во время запоя. По данным нашей комиссии, он был руководителем непосредственно операции на месте.

Также следственным органам была передана фамилия человека, который координировал всю операцию – отслеживал обе машины и подъездные пути. Следствие тогда на это не откликнулось. Не хочу называть эту фамилию, чтобы он сегодня тоже вдруг не исчез. Дальше за ними уже стояли Фаре и Кравченко. Водитель жив, его использовали втемную под шантажом, на нем до происшествия висело уголовное дело, которое сразу после аварии закрыли. Он получил приказ в определенный момент жестко рвануть и перекрыть дорогу. Он не ожидал, что пройдет. Он развернул машину в тот момент, когда получил приказ от Шолома. Не исключаю даже, что сам Шолом и сидел за рулем, но это не доказано.

По данным, которые мы высчитали, «КамАЗ» с выключенными габаритными огнями шел по крайне правой обочине дороги, где-то на скорости 10–15 км в час и в момент подъезда машины, в которой был отец, когда расстояние уже было меньше 100 метров, он просто рванул налево, перекрывая дорогу. Машина отца шла по осевой линии, обходя препятствие, которое было у обочины, вдруг это препятствие перекрыло всю трассу. Деться было некуда, он полностью перекрыл весь просвет дороги. Можно было бы что-то сделать, если бы он чуть-чуть раньше начал перекрывать, можно было бы слететь с трассы, но спастись. Но трасса была перекрыта в последний момент. Тормозной путь начинается за 40 с лишним метров от места аварии.

— Каковы перспективы нового расследования дела?

— Исполнители точно будут установлены, в этом я не сомневаюсь, но на заказчика никто не выйдет. Я думаю, Кравченко был убит специально, чтобы ни по одному делу не выйти на заказчиков. Слишком серьезные люди за этим стоят. Тем более, в деле отца была очевидная роль и самого Виктора Ющенко. Не в самом убийстве, а в предшествующих мотивах. Раскол Руха по указанию Кучмы финансировался большими суммами, и Ющенко как глава Нацбанка давал соответствующие указания. Известно и членство Ющенко в финансово-благотворительной структуре, возглавляемой Александром Волковым, через которую шли все деньги на избирательную кампанию Кучмы. Ющенко был одним из руководителей этой структуры и обеспечивал вливания туда финансов банковского сектора. Я подозреваю, что эта структура вписывается в ту самую версию, о которой я говорил, когда не сам Кучма, а его окружение принимало решение об устранении опасных конкурентов.

— Вы считаете, что Ющенко был причастен к группе, которая «заказала» убийство вашего отца?

— То, что он причастен к этой среде – это однозначно, но я не буду утверждать, что он причастен к убийству моего отца. Я не думаю, что это так. Хотя в то время он был очень близким другом министра Юрия Кравченко. И еще месяцев восемь назад ходили слухи, что если Ющенко станет президентом, то однозначно Кравченко будет при нем министром внутренних дел.

— То есть Ющенко, если и не участвовал, знал об этом?

— Есть данные, что он об этом знал, но это еще не доказано. Новое расследование как раз и должно в том числе либо подтвердить эти предположения, либо опровергнуть их.

Новости и материалы
Катя Лель заявила о скором романе
В Приднестровье заявили, что Кишинев хочет лишить регион военной защиты
Польские фермеры возобновили протесты на гранцие с Украиной
Названа сумма, которую потратят на строительство новых дорог в России
«Вы за каждым говном следите?»: Тарасова о завершении карьеры российской фигуристки
Буркина-Фасо обвинила трех французов в подрывной деятельности
В МИД РФ заявили об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Россиянам рассказали, зачем банки раздают кредитки всем подряд
Курсант МЧС получил 21 год колонии за убийство 16-летней и попросился на СВО
Около трети всех DDoS-атак в начале 2024 года пришлись на российский телеком
ФСБ изъяла сотни SIM-боксов, которые могли использоваться для диверсий
Друзья Муцениеце рассказали о расставании актрисы с бизнесменом
В сети обсуждают внешность дочери звезды Первого канала: «Такие люди бывают?»
Байден заявил, что тело погибшего в годы войны его дяди не нашли «из-за каннибалов»
Назван продукт, по полезности не уступающий пищевым добавкам
Американский дрон заметили над акваторией Черного моря
Выяснилось, когда бывший завод Mercedes в Подмосковье начнет выпускать китайские авто
Тренер «Динамо» назвал две вещи, которых ему не хватает в России
Все новости