После того как фильм «Знакомство с Фокерами» закончится и по экрану поползут, как водится, финальные титры, не стоит сразу выходить из зала. Во-первых, потому, что собственно действо все еще не кончилось и параллельно с титрами на экране продолжатся прыжки и ужимки Де Ниро и компании – и без того некороткий фильм не смог вместить в себя все происходившее на съемках безумие. Во-вторых же, в зале придется задержаться хотя бы еще и потому, что некоторое время уйдет на ползание под креслами и собирание пуговиц и крючков, отлетевших от одежды в пароксизме безудержного, абсолютно неприличного, но такого долгожданного хохота, ибо ничего более смешного в мировом кинопрокате в прошлом году не появилось, да и в наступившем почти наверняка уже не появится.
Это смекнули и запасливые на эмоции американцы: с момента премьеры фильм Роуча не покидал первую строчку заокеанской топ-десятки, уверенно отодвигая на периферию и «Лемони Сникета», и «Призрака оперы», и «Авиатора»; двухсотмиллионный барьер «Фокеры» преодолели меньше чем за месяц. И конкурентов им в ближайшее время явно не предвидится.
А случилось вот что. Со времен «Знакомства с родителями» прошло время, достаточное для того, чтобы на губах Гэя Фокера (Бен Стиллер) наконец-то обсохло лично им сдоенное кошачье молоко и он был принят во «внутренний круг» семейства Бирнсов. Так что теперь настало время познакомить Джека Бирнса (Роберт Де Ниро) и его драгоценную супругу Дину (Блит Деннер) с родственниками со стороны жениха. Для этого вся семья (включая, понятное дело, любимого бирнсовского кота Отстоя) грузится в свежеприобретенный папашей Бирнсом «дом на колесах», броней и габаритами более всего напоминающий танк времен Первой мировой, и отправляется во Флориду, где на собственном небольшом островке переживают вот уже бог знает какую по счету молодость представители старшего поколения семейства Фокеров – Берни (Дастин Хоффман) и Роз (Барбра Стрейзанд).
С того момента как Берни, седовласый крепыш в красной гавайской рубахе, бросится навстречу драгоценному сыночку с обьятиями, бедолаге Гэю Фокеру — а вместе с ними и зрителям — придется несладко.
На повестке дня стоит встреча Отстоя с любимой собачкой Фокеров — той-терьером Мойшей, попытка Гэя Фокера справиться с грудным младенцем Джеком-младшим с помощью бутылки рома, сеанс тантрического массажа, а также попытка мистера Бирнса узнать всю правду о прошлой жизни своего потенциального зятя с помощью инъекции пентотала натрия, в определенных кругах более известного как «сыворотка правды». Описанию эти да и все остальные гэги, обрушивающиеся с экрана, не поддаются.
Да их, в сущности, и не требуют. Все и так знают, чем может обернуться момент, в сценарии описанный нейтральной фразой «Герой Де Ниро озабочено смотрит перед собой» или «Герой Де Ниро заговорщицки подмигивает». Подобно медузе Горгоне Де Ниро превращает в камень все, на что бы не взглянул, и в какой-то момент действительно хочется отвернуться, ибо сил смотреть на это мимическое безобразие нет уже никаких. Дурной пример заразителен – и вот уже и Дастин Хоффман, в совсем уж откровенном шутовстве вроде бы не замеченный, вовсю изображает капоэйру и прихватывает миссис Бирнс за бока во время совместной игры в американский футбол. Про Стрейзанд в этой ситуации и вовсе лучше промолчать: так просто-напросто не бывает.
Лучшие артисты Голливуда наконец-то нашли свое истинное призвание. После всех «Оскаров», аллей славы и прочих регалий (Де Ниро, так того и вовсе аккурат перед премьерой «Фокеров» признали в Британии величайшим из живущих ныне актеров – премия называется «Бог среди нас») им больше всего хочется с удовольствием скорчить рожу.
И это абсолютно замечательно.
За всем этим паноптикумом можно, к слову, не заметить и всего остального. Например, того факта, что картина совершенно превосходно, плотно и мастерски выстроена: при всем желании в ней невозможно обнаружить ни длиннот, ни повторов. И долгожданная свадьба в конце концов все-таки состоялась (правда, неизвестно, чего должны ждать молодые, церемонию бракосочетания которых ведет облаченный в кипу и вооруженный флейтой-жалейкой Оуэн Уилсон). И фильм — без всяких шуток — на самом деле очень хороший.
Но об этом думаешь в самую последнюю очередь. И нет совершенно никакого желания выводить из картины скрытые смыслы (дескать, не про Фокеров с Бирнсами это кино, а про некогда великих артистов, вынужденных заниматься черт знает чем за большие деньги). Главная мысль, которая не дает покоя по выходе из зала, когда наконец собраны все пуговицы и лицу придан мало-мальски вменяемый вид, – надо только выучиться ждать. Надо, хотя и очень сложно, быть спокойным и упрямым и сходить на «Фокеров» еще пару раз, чтобы внести в их копилку лишние доллары. Чтобы фильм этот стал-таки самым кассовым проектом года и продюсеры были бы вынуждены приняться за продолжение. В котором в роли приехавшего не вовремя дедушки, или двоюродного деверя, или кого угодно еще появился бы наконец последний из тройки великих американских лицедеев Аль Пачино. И тогда живым из зала уже точно не уйдет ни один человек. Фокеры пленных не берут — ребята уж больно отчаянные.
Сделать аванс на будущих «Фокеров» можно практически во всех кинотеатрах столицы.