Still Life – это фотографии инсталляций, в которых присутствуют головы кур, мышей, кошек и кроликов в обрамлении из цветов, ваз, кружев и прочих изящных предметов. Зверушки так улыбаются и сверкают глазами, краски так сочны, что никому и в голову не придет поинтересоваться, как именно сделаны эти «фотографии» — казалось бы, обычная компьютерная графика.
Но на вернисаже выставки госпожа Эдельмонт рассеяла эти заблуждения, подробно объяснив, как именно создавались работы. Художница собственноручно зарезала некоторое количество зверушек, чтобы потом красиво их разложить и сфотографировать. На все это должно уйти не более пятнадцати минут – иначе сияющие глазки зверушек потускнеют и rigor mortis, трупное окоченение, навсегда лишит звериные мордочки мультипликационной красоты и невинности.
Случайные посетители галереи Айдан, совершенно не ожидавшие от известных московских галеристов ничего подобного (см. анекдот «А вы на шкаф залезьте»), затеяли жаловаться – одни в шведское посольство, другие в центр защиты животных «Вита». Центр отреагировал немедленно довольно жестким заявлением в «Интерфаксе». Там присутствовали несколько довольно спорных тезисов – и
«Нам пытаются навязать псевдокультуру, рассчитывая на отсталость наших взглядов», и даже «В цивилизованном обществе пропаганда извращений недопустима: они не только не имеют ничего общего с художественным творчеством, но и прямо противоположны ему, ведь гений и злодейство несовместны».
Уже в устной беседе с корреспондентом Газеты.Ru президент центра защиты животных «Вита» Ирина Новожилова призналась, что пребывает в некоторой растерянности: закона, по которому можно привлечь галерею или художницу, нет. Единственный существующий закон — 245-я статья о жестоком обращении с животными — в данном случае неприменима, да и вообще не работает, а организовывать бойкот, когда выставка уже через пару дней закроется, как-то бессмысленно. Мало того, этот скандал даже дополнительно рекламирует выставку.
По словам заместителя директора галереи Айдан, фотографии с чисто эстетической точки зрения ужасно красивые. Они не могут считаться пропагандой – так, локальная выставка в маленькой частной галерее. И никакой отсталости России здесь не проявляется – Наталья Эдельмонт возникла не в галерее Айдан, она регулярно выставляется в Швеции и за ее пределами.
«Нам интересно некое противоречие между прекрасным и отвратительным, между визуально эстетической и красивой работой и ее не очень гуманной историей».
«Покуда наш мир принимает убийство животных на потребу человека – в пищу, на меха, на кожу, змеиные яды – мы не можем признать, что любое использование животных в пользу человека для человеческой выгоды аморально. Я не вижу, почему использование кроликов для создания произведения искусства более аморально, чем умерщвление кролика для того, чтобы подать его на блюде в ресторане. Нет смысла говорить, что одно хуже, другое лучше. И самое главное. Выставка называется Still Life, в этом есть некая игра слов. Когда это пишется вместе – это натюрморт, раздельно – «все еще живой». Если мы кролика съедим, от него не останется ничего, кроме костей, а если с помощью его трупа будет создано произведение искусства – в этом смысле он жив для нас. Вечно живой кролик».