Подземелья под Парижем — огромные и разветвленные, как, собственно, в любом другом городе, который строился из известняка прямо поверх каменоломен, строил метро и бомбоубежища, подземные ходы, темницы и еще бог знает что. Разведанные подземные залы и галереи тянутся почти двести пятьдесят километров. Вход в них, разумеется, запрещен. С 1955 года из соображений безопасности можно посещать только катакомбы, в которые в семнадцатом веке перенесли покойников с переполненных парижских кладбищ, и только с экскурсоводом, который демонстрирует могилы, привидения и прочее.
За порядком в подземелье наблюдает специальный отряд «спортивной полиции».
Однажды отряд тренировался в Трокадеро, неподалеку от парижского Музея кино. Спустившись в подземелье через канализационный люк, полицейские обнаружили надписи «Стройка», «Посторонним вход воспрещен». Тоннель был оборудован камерой, настроенной на запись любого, кто к ней приближается, а также магнитофонной кассетой с лаем собак, призванной отпугнуть излишне любопытных.
Полицейских она, разумеется, не отпугнула. За этим тоннелем на глубине 18 метров под мостовой Парижа обнаружился огромный зал площадью четыреста квадратных метров. Он вырублен в форме амфитеатра, по краям у него естественные каменные скамьи. В зале висит огромный экран и стоит профессиональное проекционное оборудование и множество фильмов.
При этом ни одной запрещенной, или порнографической, или экстремальной картины в коллекции не было — только фильмы нуар пятидесятых годов и некоторое количество сравнительно свежих триллеров.
Дверь из этого помещения вела в комнату поменьше. Там стояла барная стойка со спиртными напитками и прибором для приготовления кус-куса, столы и столики. В пещере было профессионально установленное электричество и по крайней мере три телефонные линии.
«Мы не представляем себе, кто это, — заявил представитель полиции. — Там были свастики на потолке, но также были и кельтские кресты, и звезды Давида. Мы не думаем, что это экстремисты. Какое-нибудь тайное общество или секта, может быть».
Три дня спустя, по сведениям газеты The Guardian, полиция вернулась в пещеру со специалистами-электриками, чтобы выяснить, откуда подземные кинофилы воровали электричество (или не воровали — может быть, они платили за него?) и обнаружило, что оборудование исчезло, все провода перерезаны, а на полу лежит записка: «Не пытайтесь нас найти».
Полиция в замешательстве. Всего за несколько дней до инцидента тоннели были обнаружены под тюрьмой Ла Санте, где сидел, в частности, Карлос Шакал. Были естественные тоннели, найденные парижскими диггерами, или их вырыли преступники, чтобы освободить подельников?
А теперь вот и под Музеем кино…
Фотограф Патрик Альк, автор книги «Исследуя парижские подземелья» и, как он сам уверяет, знакомец и приятель всех диггеров, выступил на радио RTL и только посмеялся над полицией. «Какая разница — одним больше, одним меньше. Под землей еще по крайней мере десять кинотеатров. Да вы вообще ребята не представляете себе, что там внизу».