На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ходорковскому пришили сейф

На суде по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева продолжают происходить чудеса. Сегодня в течение получаса гособвинитель зачитывал множество документов, изъятых из какого-то сейфа, местонахождение которого нигде никак не зафиксировано. Обвиняемые развлекались общением с приставами и чтением беллетристики.

В четверг государственный обвинитель по объединенному делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, руководителя Group MENATEP Платона Лебедева и гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова продолжил изложение документальных доказательств их виновности. Если вчера Дмитрий Шохин дошел до середины седьмого тома, то сегодня к вечеру он осилил уже 12 томов.

В начале заседания суд рассмотрел справку, предоставленную СИЗО, о состоянии здоровья Михаила Ходорковского. По мнению тюремных медиков, его здоровье удовлетворительное и он может присутствовать в суде. Прокурор попросил приобщить справку к делу. Защита не возразила, но Генрих Падва сказал, что не понимает, зачем нагружать дело этими справками.

Впрочем, и без справки дело и так чрезвычайно нагружено. Какую-то часть из 393-х томов объединенного дела составляют допросы свидетелей. Все, что таковым не является, прокурор, видимо, решил донести до аудитории устно.
Сначала обвинитель Шохин оглашал документы, в основном связанные с той частью дела, где Ходорковский и Лебедев обвиняются в уклонении от уплаты налогов путем оплаты налоговых платежей не денежными средствами, а векселями НК ЮКОС. В частности, он огласил протоколы обысков в офисе «Томскнефтепродукта», перечислил изъятые документы, касающиеся, в основном, связей между «Томскнефтепродуктом», «Томскнефтью» и ЗАО «ЮКОС РМ».

После первого перерыва Шохин стал подряд читать учредительные документы «Томскнефтепродукта», зачем-то прочитал найденный при обыске устав АО «ТомскТерминал». Тут случилось нечто, что насторожило защиту.

Гособвинитель прочитал протокол обыска офиса МФО МЕНАТАП от 1 июля 2003 года. В нем скрупулезно описывалось, что и откуда было изъято, какие диски, вплоть до того, какие документы из каких ящиков столов достали следователи. Следующим был зачитан протокол осмотра изъятых документов, произведенный уже 9 июля. Добрая половина всех документов, как говорилось во втором протоколе, были найдены в неком сейфе. Ни сейф, ни эти документы ни разу не были упомянуты в первом протоколе (от 1 июля).

Причем данный сейф, судя по протоколу осмотра, был изъят вообще не в кабинетах, а где-то в подсобных помещениях офиса. «То ли проходил еще какой-то обыск? Мы не понимаем, откуда взялся этот сейф» – недоумевал Падва. Защите не оставалось ничего, как заявить, что непонятно откуда появившиеся документы, а не те, что были изъяты при обыске, доказательствами являться не могут. Защита просила суд учесть этот протест.

Впрочем, и без этого к доказательству вины подсудимых зачитываемые Шохиным бумаги имели довольно опосредованное отношение. Так, сегодня в ход пошли ксерокопия старого паспорта Лебедева, найденная в его офисе, а также свидетельство о его браке и свидетельство о рождении ребенка.

«Сегодня он (Шохин. – «Газета.Ru») уже вообще какой-то бред нес, – в сердцах заявила корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Лебедева Елена Липцер. — В материалах дела можно собрать все что хочешь. Но, извиняюсь, потом, когда ты выступаешь в суде, надо предъявлять какие-то веские доказательства, а не все подряд нести. Какие-то сопроводительные письма, объяснительные записки… Это доказательства чего?» По словам Липцер, если слушания будут идти такими темпами, то обвинение закончит знакомить суд с материалами только к середине осени.

Cами обвиняемые давно перестали обращать внимание на бормотание обвинителя. Лебедев задумчиво глядел в помятую книжку со сканвордами, а Ходорковский читал книжку. На этот раз — «Алмазную колесницу» Бориса Акунина. Иногда подсудимые шептались друг с другом, Ходорковский общался и с сидевшими рядом судебными приставами, да так, что те вдруг просыпались и смеялись вместе самим подсудимым. А Лебедев написал большими буквами на листе бумаги «У нас все по-взрослому» и показал свой плакат приставам, чем их тоже повеселил.

В суде объявлен перерыв до пятницы. «Газета.Ru» продолжает следить за процессом.

Новости и материалы
ВСУ атаковали промышленные площадки в Самарской области
В Приморском крае завершены поиски пропавшего вертолета
Зумеры рассказали, какие экскурсии им нравятся
Развеян миф о принципиальной разнице в безопасности порошка и капсул для стирки
Военный заявил об отсутствии влияния отключения иностранных терминалов на системы БПЛА
Эксперт назвал регионы, где ожидаются аномальные морозы
Нутрициолог назвала продукт, защищающий от выгорания
Принца Эндрю могут исключить из престолонаследия из-за связей с Эпштейном
Врач рассказала, почему строгие диеты под номерами ушли в прошлое
Новые правила обучения на права вступают в силу с 1 марта
В Совфеде рассказали, кто может выйти на пенсию досрочно
В Одессе произошли взрывы
Структура вечной мерзлоты в РФ может измениться к 2050 году
Ветврач предостерег от попыток выходить раненое дикое животное самостоятельно
Трампу предложили несколько вариантов по Ирану, включая ликвидацию Хаменеи
Дипломат заявил, что конфликт на Украине движется к урегулированию
Филиппов прокомментировал решение МОК не дарить россиянам смартфоны на ОИ
Профессор рассказал, кто в России получает пенсию более 1 млн рублей
Все новости