Международный астрономический союз решил вернуться к вопросу о пересмотре классификации космических тел Солнечной системы. Как сообщает «Би-Би-Си», это произошло после того, как американские ученые заявили об обнаружении нового крупного объекта, расположенного за Плутоном, — Седны. Рабочая группа союза астрономов будет выяснять, насколько правильно называть вновь открытое космическое тело планетой и имеет ли значение для такой классификации ее размер.
Как пояснила «Газете.Ru» сотрудник Государственного астрономического института Софья Вашковьяк, проблемы с классификацией космических тел Солнечной системы начались еще два-три года назад. «С запуском орбитальных космических телескопов у астрономов появилась возможность наблюдать отдаленные области нашей звездной системы. С тех пор специалисты открыли огромное количество тел, которые располагаются за орбитой Плутона, — рассказала она. — Причем размеры этих объектов варьируются от 100 до 1000 км в диаметре, то есть они сравнительно малы».
Сейчас вновь открываемые объекты Солнечной системы получают регистрационные номера в соответствии с датой их обнаружения. Правда, наиболее крупные астероиды называются в честь известных ученых и богов, но имена эти неофициальные, они не публикуются в международной базе открытых космических тел.
«Судя по всему, Седна, о которой сейчас заявляют американские ученые, – это объект 2003VB12, то есть она была открыта еще в прошлом году», — уточнила Вашковьяк.
«По данным каталога, именно это тело движется по сильно вытянутой орбите. Ближайшая к Солнцу точка его траектории находится на расстоянии 75 астрономических единиц (примерно 11,25 млрд км). Самая дальняя — 1000 а.е. (около 150 млрд км). Диаметр этого объекта оценивают от 800 км до 3 тыс. км – это либо меньше, либо больше Плутона, размер которого равен примерно 2 тыс. км, — рассказала Вашковьяк. – Правда, размер Седны попытались определить по аналогии со звездами, то есть по светимости объекта. Но пока неизвестны точные отражательные свойства поверхности небесного тела, доверить этим данным нельзя. Тем более некорректно давать этому объекту собственное имя».
Как считает астроном, «в конце концов кому-то стало обидно, что Плутон называют планетой», ведь аналогичные ему тела стали открывать постоянно, но их считают астероидами. По ее словам, сейчас четко определены девять планет Солнечной системы. Восемь из них (без Плутона) имеют определенные параметры орбиты, которые и дают им право называться планетами. «Орбиты планет Солнечной системы располагаются примерно в одной плоскости. Наибольшее отклонение от этой плоскости у Меркурия — она составляет 7 градусов, — пояснила астроном. – Эксцентриситеты (вытянутость) орбит также малы – у планет этот показатель равен 0,07 — орбиты почти круглые», — добавила она.
Кстати, по словам Вашковьяк, в Солнечной системе существует целый пояс малых планет между орбитой Марса и Юпитера. «По гипотезе, там была планета, но по каким-то причинам она распалась на куски, которые распределились по орбите, — добавила она. – Их орбиты соответствуют параметрам орбит классических планет».
С Плутоном другое дело. Эта планета, открытая в 1930 году, гораздо меньше классических планет. Угол наклона ее орбиты по отношению к плоскости орбит классических планет — 20 градусов, а эксцентриситет — 0,24. «Плутон явно не соответствует определению классической планеты, — отметила Вашковьяк. – Встал вопрос, что же это — планета или астероид. Два года назад на последнем конгрессе Международного астрономического союза решили оставить все на своих местах». «Можно было бы считать Плутон астероидом, но традиционно он называется девятой планетой Солнечной системы. Пусть будет так. Но все остальное, что открывается после Плутона и имеет подобные размеры следует приравнивать к классу астероидов и остатков комет, но не планетам», — решили астрономы.
Так что, по мнению астронома, даже если американские астрономы будут настаивать на пересмотре классификации космических тел Солнечной системы, от этого мало что изменится. «Седну не назовут планетой, — отметила Вашковьяк. — Скорее астероидом станет Плутон. Правда, это не изменит ни его орбиту, ни диаметр». Разве что у астрономов будет меньше тем для дискуссий.