В среду в 10.05 мск с космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель «Молния-М». Она вывела на орбиту первый в этом году спутник в интересах Министерства обороны России. Аппарат получил имя «Космос-2405». Официально сообщается, что «Космос-2405» — спутник связи. Однако западные эксперты утверждают, что это аппарат раннего предупреждения о ракетном нападении серии «Око». Этот спутник достаточно долго ждали Космические войска, и его запуск оказался как нельзя кстати к тем стратегическим учениям, которые сейчас проходят в России. Дело в том, что аппараты серии «Око», или официально УС-КС (Универсальный спутник контроля суши), фиксируют инфракрасное излучение в атмосфере на фоне суши. Таким образом они обнаруживают старты межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с территории вероятного противника.
По данным командного пункта Космических войск и Главного испытательного центра им. Титова, все предстартовые операции и запуск ракеты-носителя прошли в штатном режиме. Сейчас за полетом ракеты-носителя и выводом космического аппарата на заданную орбиту следят наземные средства контроля, сообщила пресс-служба Космических войск России. Однако насколько удачно аппарат будет выполнять свою работу, станет известно не ранее чем через 5 суток. Спутники «Око» выходят на рабочую орбиту не сразу. К тому же многое будет зависеть от того, как специалистам на Земле удастся сохранить контроль над аппаратом. Последний спутник системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), запущенный 24 апреля 2003 года, — «Космос-2397» (УС-КМО или Око-1) – так и не смог приступить к работе — он некоторое время дрейфовал и маневрировал в нештатном режиме, а потом вообще «замер». Официальной информации о его судьбе со стороны Минобороны не появилось, но американские эксперты однозначно признали его «умершим».
Сейчас в составе космического эшелона СПРН работают три спутника: два на высокоэллиптических орбитах (Космос-2388 с 1 апреля 2002 и Космос-2393 с 24 декабря 2002 года) и один на геостационарной (Космос-2379, запущенный 24 августа 2001 года).
Правда, полноценный космический эшелон предполагает размещение девяти спутников на высокоэллиптических и одного на геостационарной орбите. Однако в полном составе эшелон работал только с 1987 по 1996 год. С тех пор старые спутники выходили из строя, а новые (всего было произведено 10 запусков) не всегда включались в работу.
Существенные потери космический эшелон СПРН понес в мае 2001 года, когда в результате пожара командного пункта в Серпухове-15 (Курилово, Калужская область) связь со всеми четырьмя спутниками, находившимися в то время на орбите, была потеряна. Спустя несколько дней командующий Космическими войсками Анатолий Перминов официально заявил о восстановлении контроля над спутниками, но на деле «выжил» только один аппарат (Космос-2368). Вскоре стало ясно, что «Космос-2342», «Космос-2340» и «Космос-2351» были потеряны окончательно.
В результате пожара КП Серпухов-15 космическая группировка перестала обеспечивать надежное круглосуточное обнаружение пусков баллистических ракет. Как отмечают эксперты, с тех пор космический эшелон СПРН находится в таком состоянии, что был способен обнаружить только массированный ракетный удар. Аппараты, которые сейчас расположены на высокоэллиптических орбитах, проходят наиболее благоприятную точку для обнаружения стартов МБР с интервалом около 12 часов. А максимальное время, в течение которого один спутник может обнаруживать старт ракет, составляет примерно 6 часов ежедневно. Это значит, что для непрерывного наблюдения за территорией, где базируются МБР, в состав группировки должны входить по меньшей мере четыре спутника.
Даже геостационарный «Космос-2379», который повышает надежность передаваемой информации, не может обеспечить постоянного наблюдения за территорией возможного противника.
С точки зрения экологов, специализирующихся на ядерной проблематике, подобное положение космического эшелона СПРН грозит не только потерей обороноспособности, но и возможной «катастрофической ошибкой». Ложный сигнал о старте МБР может стать причиной атаки по уничтожению ракеты или ответно-возмездному удару. То есть привести к ядерной войне. Однако военные и сами достаточно хорошо понимают проблемы в космической составляющей СПРН, поэтому информация из космоса не является на данный момент достаточным поводом к ответным действиям.
Запуска очередного спутника «Око» военные ждали с нетерпением. Особенно после того, как аналогичный спутник (только геостационарный) 15 февраля запустили военные в США. Контроль за российским спутником раннего предупреждения, как обычно, поручат командному пункту в Серпухове-15. Видимо, в течение года военные попытаются запустить еще одно «Око». Тогда космический эшелон СПРН вновь вернется к полноценной работе.