Священники возвращаются в школы

Герман Прохоров 27.01.2004, 20:28

Минобразования поддержало идею РПЦ о введении в школах «Основ православной культуры» — пока, правда, факультативно. По данным министерства, с этим согласны большинство российских регионов. Но, например, в Башкирии считают, что вводить предмет сверху нельзя и решение должно оставаться за местными властями.

Во вторник в Минобразования в рамках XII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Изучение православной культуры в светской школе». Решать проблему религиозного обучения в школах собрались сопредседатели специально созданного координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской патриархии (МП РПЦ) замминистра Леонид Гребнев и управделами МП РПЦ архиепископ Калужский и Боровской Климент, а также представители 30 регионов, мнение которых хотело услышать Министерство образования.

Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в Минобразования, все собравшиеся сошлись на мысли, что основы православия в школах необходимы. Особых возражений против этого, по словам организаторов мероприятия, не было ни у кого.

Главными ораторами на конференции были Леонид Гребнев и архиепископ Климент. Представитель РПЦ в своем выступлении сообщил, что основы православия благоприятно повлияют на духовное воспитание школьников. По словам же Гребнева, если школьники будут знать основы православия, они будут лучше понимать русскую культуру – потому что именно православие является ее основой. «В России государственным является лишь один язык – русский. Его должны знать все. Поэтому неуместно говорить о неравноправии по отношению к другим конфессиям при введении в школах предмета «Основы православной культуры», – заявил замминистра образования, после чего дополнил свою мысль. — Чтобы хорошо знать русский язык, надо хоть что-то понимать в русской культуре, а для этого, в свою очередь, необходимо знать основы православия».

Кроме того, по словам Гребнева, именно основы православия могут дать шанс вернуться к вере и объяснить детям, что такое смысл жизни. «Наука никогда не ответит ребенку на вопрос о смысле жизни. Это вопрос религиозного, а не научного характера, — сообщил Гребнев. — А особенность российской культуры состоит в том, что в отличие от многих западных культур мы продолжаем задумываться о смысле жизни. Благодаря этому мы имеем шанс вернуться к вере и даем этот шанс другим».

Министр образования Владимир Филиппов уже успел высказаться по этой проблеме. Как заявил глава Минобразования на открытии XII Международных Рождественских образовательных чтений, «в школах будет изучение основ православной культуры – несмотря на преграды чиновников».

Пока основы православия будут присутствовать в школьном расписании лишь в качестве факультатива. Это указано в рекомендательном письме Минобразования, подписанном еще в феврале 2003 года.

«Позиция Минобразования не изменилась – у нас пока других нормативных документов нет», — сообщила корреспонденту «Газеты.Ru» консультант департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования министерства Любовь Гармаш. Правда, отметила она, вкупе с основами православной культуры принципиальной позицией министерства является то, что школьники будут факультативно изучать и основы других религий. «Мы не собираемся отдавать предпочтение ни одной из конфессий. Мы собираемся вводить основы культуры для всех четырех традиционных конфессий: православия, ислама, буддизма и иудаизма. Летом был объявлен конкурс на создание учебника «Религия в России», – сообщила Гармаш. — Конкурс выиграла Государственная академия госслужбы. Авторский коллектив уже готовит учебник, который и станет основой для религиозных факультативов».

По ее словам, Минобразования ничего никому не навязывает — а напротив, лишь прислушивается к требованиям регионов. Недавно правительство Москвы заявило, что поддерживает введение предмета, вводить факультативы начали и в Смоленской области. «Это явление носит массовый характер, так как это просто культурологический предмет: знакомство с историей России, культурой России», — сообщила Гармаш.

Но не исключено, что основы православной культуры станут все-таки обязательным пунктом школьной программы.

В конце 2003 года Минобразования сделало доклад на заседании правительственной комиссии по религиозным объединениям. После этого было принято решение создать рабочую группу, которая, «основываясь на мнении регионов», должна разработать изменения в законодательство об образовании. «Мы суммируем предложения, а как к этому отнесутся законодатели — будет видно», — пояснили в министерстве.

Впрочем, несмотря на слова представителей Минобразования, многие из руководителей российских регионов выступают против введения основ православной культуры в качестве школьного предмета.

В частности, крайне отрицательное отношение высказывают власти Башкирии. Как заявляют представители администрации, в качестве факультативов это еще более или менее приемлемо, но об обязательном изучении не может быть и речи. «Мы исходим из того, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой религия отделена от государства. Включение основ православия в школьную программу может осложнить ситуацию. Как будет чувствовать себя ребенок-мусульманин, которого заставят изучать основы христианства?» — спрашивают в администрации Башкирии.

Правозащитники же считают, что с введением в школах основ православной культуры необходимо бороться.

«Основы мировых религий вводить, конечно, нужно – но принципиально важно, чтобы этот учебник был написан неангажированным в какой-либо из конфессий автором. Абстрактно это правильно, — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» глава общественного правозащитного движения «За права человека» Лев Пономарев, — Но в России уже это пробовали. И первый опыт был совершенно безобразным. Минобразования рекомендовало к использованию учебник «Основы православной культуры» под авторством Аллы Бородиной — фактически не учебное пособие – а «закон божий». А этого быть ни в коем случае не должно. Я думаю, что и на этот раз появится учебник похожий на бородинский – который просто опасен в школах. Второй вопрос – кто будет преподавать религиозный предмет. Московский патриархат подразумевает именно ангажированных людей – батюшек из соседней церкви. А это, конечно, недопустимо».