Состоящая по большей части из пустыни, Австралия за последние годы превратилась в благородный чернозем для мирового кино. Это только кажется что все отсюда уехали – и Мел Гибсон, и Николь Кидман, и Кейт Бланшетт, и Баз Лурманн, и Питер Уир. Даже после успеха «Секретов Лос-Анджелеса» Рассел Кроу снялся здесь в «Небесном огне» — вполне достойном, кровавом и очень австралийском фильме о любви бандита к японке. Кажется, эта земля не так-то просто отпускает от себя. Фестиваль австралийского кино, который пройдет в кинотеатре «Фитиль», — возможность понять, почему.
Шедевров не ожидается – ничего сравнимого с классикой вроде «Пианино» или «Пикник у Висячей скалы».
Однако, может быть, это и к лучшему: оставив шедевры Канну, а блокбастеры «Властелину колец», разглядеть то, из чего они вырастают.
Фильмов для такого локального события довольно много – одиннадцать. Почему-то по большей части они оказались разными оттенками комедии – криминальной, музыкальной, романтической. В легковесности австралийцев упрекнуть трудно, юмор этого континента проистекает скорее из абсурда. Возможно, кенгуру, бумеранги и радикальная удаленность как от Европы, так и Нового Света формируют особый взгляд на вещи. Но провинциальность – главный ресурс австралийского кино, и пользуются им очень грамотно, сообщая любой истории обаятельную диковатость.
«Гнев Плэйсида Лэйка» — история взросления одного молодого человека. В детстве мать-хиппи одевала его в платье и отправляла в школу, чтобы он мог познать свою сексуальность с альтернативной точки зрения. Парень вырос и готовится окончить школу. Но с таким прошлым сделать это безболезненно не удастся.
Мрачная сторона бытия предстанет в картинах «Проект Александры» и «Лантана». Первая – это вывернутое наизнанку «Секс, ложь и видео». В день своего рожденья герой приезжает домой и обнаруживает, что его жена Александра и их дети исчезли. Осталась видеокассета, на которой Александра изображает стриптиз, а затем берет в руки пистолет. Муж в шоке, но ему еще только предстоит узнать, насколько жена его ненавидела. «Лантана» также посвящена несчастливым бракам, только начинается не с пистолета на видео, а с настоящего трупа. В истории принимают участие три пары – семья детектива, семья психотерапевта и семья безработного. Всем очень плохо.
Если учесть, что лантана – растение, которое используют для погребальных венков, то настроение картины станет понятнее.
Один из самых популярных в Австралии фильмов прошлого года – «Ночь, которую мы называли днем». На историю о том, как продюсер из Сиднея пытался привезти в Австралию Фрэнка Синатру, создатели накрутили множество событий, политики и всего прочего. Существенно, что Синатру играет Деннис Хоппер.
Лидирует же жанр криминальной комедии. «Тухлые яйца», «Слово вора» и «Грязные делишки» примерно об одном – коррупции, ограблениях и мафиозных войнах. Есть над чем посмеяться.
«Я, опять я и снова я» к криминалу отношения не имеет. Эта симпатичная картина посвящена женщине, недовольной тем, что имеет, – карьерой. Все в порядке, но хочется семью и детей. Вместо того чтобы найти хорошего парня, она попадает под машину и встречается с собой – той, что в свое время выбрала замужество, а не работу, и тоже недовольна. Поменявшись местами, оба воплощения понимают, что лучше оставаться там, где ты есть. Здесь существенно, что главную героиню играет замечательная Рэйчел Гриффитс – Бренда из сериала «Клиент всегда мертв».
Фестиваль австралийского кино, кинотеатр «Фитиль», 22-28 января.