Нурсултан Назарбаев торжественно встретил Владимира Путина в аэропорту. Это было исключительно личной инициативой президента Казахстана. Протокол встречать коллегу у самолета не требовал, да и в официальной программе визита такого пункта не было.
Кстати, написанное по-казахски слово «аэропорт» выглядело совсем не гостеприимно — «Ауежайы».То, что следовало дальше, тоже давало пищу для размышлений. Угрожающая фраза «Кош-кылды-ныздыр!» после консультаций с местными жителями оказалась дружелюбным «Добро пожаловать!».
Из аэропорта президенты вместе отправились на переговоры в здание администрации Назарбаева. Попадавшиеся по дороге билборды «Гжелка: из России с любовью» уже не оставляли поводов для домыслов и напоминали российскому президенту о Родине.
Ключевых тем переговоров было две – сроки аренды космодрома «Байконур» и российско-казахстанская граница, которая с распада СССР в некоторых местах так и не была делимитирована. Что касается аренды, то об этих сроках Россия и Казахстан спорят уже давно, так что договориться не могли вплоть до последнего момента. Москва настаивала на том, чтобы очередной договор, но теперь уже сроком на 50 лет, был заключен сразу после истечения предыдущего, то есть в 2014 году. Астана, в свою очередь, хотела вести отсчет со дня подписания меморандума в 1994 году, то есть дать России использовать аэродром на 20 лет меньше, чем она просила, сдав Байконур в аренду до 2044 года вместо 2064-го.
«Будет компромисс», — пообещал корреспонденту «Газеты.Ru» перед началом переговоров замглавы «Росавиакосмоса» Александр Кузнецов. Так и вышло, правда, с перевесом в сторону Казахстана.
Путин и Назарбаев подписали «соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию «Байконура», в котором договорились о продлении срока аренды до 2050 года. На первый взгляд, стороны пошли на абсолютно симметричные уступки друг другу, продлив договор аренды не c 1994-го и не с 2014-го, а ровно посередине – с 2004-го года. Кстати, видимо, для пущего эффекта переговорщики специально ждали именно этого Нового года. Поездка Путина в Казахстан стала его первым зарубежным визитом в январе. Однако если бы компромисс действительно был одинаковым для обеих сторон, то Россия могла бы использовать космодром дольше – до 2054 года, а не до 2050-го. Почему в документе срезали эти четыре года, никто из чиновников объяснить не смог. «Это же логично», — пытался втолковать журналистам замглавы президентской администрации Сергей Приходько, но в конце концов объяснил все какими-то технологическими процессами на «Байконуре», которые вынуждают выбрать именно 2050 год.
В том же соглашении по эффективному использованию «Байконура» был пункт о совместной разработке ракетно-космического комплекса «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности. Доля российского участия в совместном проекте больше казахской.
Первая казахская ракета «Байтерек» будет создана на базе нашего ракетно-космического комплекса «Ангара».
Кроме того, в рамках визита Путина был подписан контракт на строительство и запуск первого казахстанского геостационарного спутника, который будет создан в Москве Научно-производственным центром им. Хруничева.
Второй проблемой переговоров по космодрому была плата за аренду. Ходили слухи, что Астана ей недовольна и планирует ее увеличить. До сих пор России полагалось выплачивать за «Байконур» $115 млн, но живых денег Казахстан практически не видел – Москва зачитывала Астане в счет аренды ее прошлые долги.
Если верить переговорщикам, то на этих переговорах вопрос оплаты не поднимался вообще. По официальной версии, Россия будет выплачивать Казахстану те же $115 млн, однако в каком именно виде, пока не уточняется.
Переговоры по госгранице закончились подписанием протокольного документа о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам. «Главное для нас – это делимитация границы», — заявил Назарбаев в начале двусторонних переговоров с Путиным. Этой проблемой уже давно занимается специальная президентская комиссия при участии Госнарконтроля. В последнее время ситуация с наркотрафиком через Казахстан, как уверил «Газету.Ru» губернатор граничащей с ним Саратовской области Дмитрий Аяцков, изменилась в лучшую сторону. «Раньше у нас был целый криминальный поезд Москва — Саратов — Душанбе, там мы регулярно вскрывали большие партии наркотиков. Но все равно умудрялись провозить. Однако сейчас у нас единые пограничные пункты», — сказал он.
Тот факт, что граница до сих пор не делимитирована, Путин объяснил просто. По его словам, никакого политического подтекста в этом нет – есть только технические проблемы. «Вот представьте, российская железная дорога идет по казахской территории 300 км, а казахская дорога по российской – 150. А некоторые станции границей вообще делятся пополам», — заметил Путин.
Всего было завизировано 11 документов. В заключение Назарбаев заявил, что «Россия и Казахстан в политике и экономике развиваются идентично», и вручил российским госчиновникам Орден дружбы (по-казахски называющийся поэтически --Достык) за вклад в развитие двусторонних отношений. Кавалерами Достыка стали Приходько, вице-премьер Христенко и министр культуры Швыдкой. Как заметил Назарбаев, кандидатуры он заранее обсудил с Путиным.
Затем был торжественно открыт год России в Казахстане. Церемония прошла в доме культуры «Конгресс-холл», который раньше был Домом целинника. «Конгресс-холл», -— это большая гордость Астаны. В информационной справке было отдельно указано, что в проекте его разработки участвовали Латгипрострой, Гипротеатр, Казгипросовхозстрой и Узбекгоспроект. Чтобы выступить на этой сцене, из Москвы специально прилетели более 200 артистов, в том числе оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова и юморист Михаил Евдокимов.
В субботу Путин осмотрит новый административный центр Астаны и побывает в Президентском доме культуры. Впервые, как загадочно пообещали представители казахстанской делегации, он увидит Родину-мать (по казахски Отан-она), которая не плачет.
«Газета.Ru» будет следить за этим.