В понедельник в Москве Русская православная церковь открыла 7-й Всемирный русский народный собор. Ежегодный форум, на этот раз проходящий под девизом «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России», продлится два дня. В зале соборов храма Христа Спасителя, где традиционно проходят крупные церковные мероприятия, соберется политическая элита России и ближнего зарубежья. Участие в обсуждении проблем современной экономики примут не только иерархи РПЦ, но и представители всех традиционных религий России, а также политики, деятели культуры, представители общественных организаций, предприниматели, военные и известные ученые как российские, так и из ближнего зарубежья. Ожидается присутствие верховного муфтия России Талгата Таджудина, вице-спикеров Государственной думы Любови Слиски и Владимира Жириновского, лидера КПРФ Геннадия Зюганова, председателя ФНПР Михаила Шмакова и многих других.
Как пояснили в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, участники форума подведут итоги политико-экономических преобразований последних лет, дадут оценку нынешнему состоянию и развитию экономики и «ее нравственным основам». Также русский народный собор должен решить, насколько большую угрозу обществу несет глобализация экономики, и обсудить, каким образом можно добиться процветания государства. Озаботиться проблемами экономики РПЦ решила из-за «роста потребительских настроений, рождающих эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость». По мнению патриарха, «в наше время иерархия общественных ценностей все чаще определяется принципом житейской пользы при нарастающем равнодушии к духовному состоянию человека. А экономические процессы нередко сопровождаются глубоким моральным кризисом, забвением и даже отвержением богоданных нравственных норм».
Обсудив, каким образом повернуть экономику лицом к человеку, участники заседания по окончании работы собора примут обращение — так называемое итоговое «Слово Всемирного русского народного собора». Впрочем, на реальное развитие экономики выводы заседающих никак не повлияют: это мероприятие носит, скорее, статусный характер. А политики и общественные деятели лишний раз могут показать, что к мнению православной церкви в государстве прислушиваются.
Открытие Русского собора состоялось в 10.00 в храме Христа Спасителя.
Однако на этот раз ни Владимира Путина, произнесшего речь перед участниками прошлогоднего собора, ни самого главы Русской православной церкви на мероприятии не было.
По правилам, возглавлять Собор должен был патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Было заявлено, что православный иерарх, госпитализированный более месяца назад с диагнозом «гипертонический криз», впервые появится на публике после болезни. В этот же вечер Алексий II собирался вернуться в санаторий «Барвиха» для продолжения курса реабилитации. Однако утром в понедельник патриарх так и не приехал в главный российский храм, и открывать собор пришлось митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. Священнослужитель заявил, что глава РПЦ очень хотел принять участие в соборе, но «решил последовать принципу монашеского послушания и выполнить рекомендации врачей».
Тем не менее патриарх обратился к участникам форума с письмом: «Православная церковь благословляет всякий труд, направленный на служение ближним и соответствующий христианским нравственным нормам», — заявил он в своем приветствии. После этого патриарх призвал к «возрождению трудовой и деловой этики», которая сейчас для России «жизненно необходима», и заявил, что «будущее — за идеалами справедливого и высоконравственного общества», и нынешний собор поможет всем это осознать.
Напомним, что прошедший в декабре 2001 года VI Всемирный русский народный собор назывался «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох». Тогда главной темой для религиозных, политических и общественных деятелей России стала борьба с терроризмом. В итоге было решено, что «терроризму и любому агрессивному насилию должен быть дан самый жесткий отпор», преступники должны «понести заслуженную кару», чтобы их замыслы «впредь не осуществились». Также в документе заседающие призвали людей всего мира к единению церкви и государства и стремлению всех стран к экономической и политической стабильности и поддержали принятые на Архиерейском соборе основы социальной концепции Русской православной церкви, потому что «идея взаимообусловленного существования церкви, нации и государства соответствует интересам современной России».