Экспедиция «Арктика-2007» еще продолжает свою работу, а ее руководство и спонсоры, совершившие погружение на дно Ледовитого океана в точке Северного полюса, вернулись в Москву. Во вторник их принимал президент, а в среду они поделились своими полярными впечатлениями с журналистами.
«Газета.Ru» уже рассказывала об основных этапах экспедиции и о её политической подоплёке.
Впрочем, судя по лицам участников экспедиции, они несколько устали от повышенной политизации происходящего. Почти все старательно подчеркивали, что в первую очередь «Арктика-2007» — научная географическая экспедиция.
Поэтому корреспондент «Газеты.Ru» и попросил рассказать о научной составляющей миссии
Академики Фортов и Леонов рассказали, что научная миссия содержит в себе две части. Первую можно отнести к прикладной науке — это, собственно, отработка всех аспектов глубоководных подледных погружений. Теперь, после двух погружений, накоплен опыт для практического освоения арктических глубин. Планировалось, правда, совершить большее: погружения на хребты Ломоносова и Гаккеля отменили из-за нехватки средств.
Вторая составляющая относится к фундаментальной науке — это комплексное изучение климата, вод, льдов и дна Арктики. Аппараты «Мир» взяли пробы грунта со дна океана в районе Северного Полюса, им также удалось захватить некоторые образцы флоры и фауны (по словам Артура Чилингарова, удалось поднять даже одну актинию). Кроме того, на всем пути следования ученые с борта судна «Академик Федоров», который продолжает свою работу, брали разнообразные пробы. На Земле Франца-Иосифа работает группа орнитологов, доставленная туда научным судном. По словам ученых, теперь пробы грунта и другая научная информация поступят в расположение «наземных» лабораторий, и результаты исследований будут опубликованы в специализированных изданиях.
Правда, пока Северный полюс ещё не «взят». Учёные осторожно говорят, что «скорее всего, собранные материалы позволят сделать вывод, относится ли геологически морское дно в районе Северного Полюса к российскому континентальному шельфу».
И уже дальше развивают свою мысль: в случае положительного ответа Россия сможет претендовать на исключительное право разработки очень больших запасов нефти и газа. По словам Владимира Фортова, запасы сравнимы с нефтяными залежами в Саудовской Аравии). Здесь-то и пригодятся технологии глубоководных работ подо льдами, которые начали отрабатывать в этой экспедиции.
Впрочем, градус всеобщего ликования, апофеозом которого стало заявление академика Фортова, сравнившего похождения Чилингарова с географическим открытиями Васко да Гамы, несколько остудил академик Юрий Леонов.
Он посетовал на то, что Россия по-прежнему не участвует в международной программе глубинного бурения океанского дна, участие в которой стоит $2 млн. А ведь данные, полученные бурением океанского дна в районе Северного Полюса (в случае участия в программе Россия вполне могла бы заказать подобное исследование) намного достовернее могут рассказать о геологической принадлежности Северного полюса, чем пробы грунта с донной поверхности.