Декабрьские выборы в Госдуму, еще недавно представлявшиеся почти безобидной репетицией триумфа преемника, стремительно превращаются в большую головную боль для элиты и самостоятельный фактор последующих перипетий смены власти в Кремле. Уроки Украины заключаются для власти не только в опасениях по поводу уличной политики, «влияния мировой закулисы» или нежелательности трогать Конституцию. Суть дела в том, что ничего такого майданистого не бывает, если этому не предшествует раскол в самой элите. Сегодняшней российской власти угрожает именно это. Парламентская избирательная кампания становится площадкой для выяснения отношений по поводу «преемственности власти». Причем этот процесс может приобретать все более и более ожесточенный характер, поскольку структура будущей Госдумы и ее политическая роль будут ключевым фактором выстраивания нового баланса сил уже после завершения выборных процедур и воцарения нового президента в Кремле. Или же сохранения старого.
Ведь именно после того, как Сергей Миронов поднял на флаг «Справедливой России» лозунг третьего срока, стало понятно, что все смешалось за кремлевской стеной. Противостояние «Единой России» и «эсеров» уже не выглядит притворным и игривым и таковым больше не является. Дело не только в том, что «Справедливая Россия» нежданно-негаданно оказалась в роли единственной из всех крупных партий, которая не имела политических ограничителей, чтобы двинуть популярный лозунг в массы и на нем перепрыгнуть из электорального коридора в 10–15% в другую весовую категорию, то есть, например, на уровень 20–25% будущих декабрьских голосов.
Мироновская площадка превращается в место сбора всех опасающихся и недовольных уходом Путина, то есть «маршем несогласных» внутри самой элиты.
Так называемая вторая нога партии власти в действительности становится таким протезом, из которого легким движением руки выстругивается бейсбольная бита для выбивания как дополнительных голосов на выборах, так и, чем черт не шутит, согласия Путина остаться. Если президент дрогнет или соблазнится третьим сроком, то выборы в Госдуму выиграют уже «эсеры», а не единороссы, которые в таком случае должны будут держаться не за 45-процентный рубеж, а за планку в 25–30%. Если же такого «праздника жизни» не случится, то все равно под боком у будущего преемника надолго поселится достаточно мощная, легальная и весомая не только в парламенте политическая сила, которая в 2008–2012 годах станет последовательно эксплуатировать лозунг «Верните нам Путина».
Дело осложняется еще и тем, что проведенная за последние годы реформа избирательной и партийной систем привела к парадоксальному и неприятному для «Единой России» эффекту, который теперь делает призрачными надежды единороссов на инерционный сценарий избирательной кампании. То есть не позволяет просто дотянуть до декабря свое полное превосходство над другими партиями и получить в одиночку парламентское большинство, близкое к конституционному.
Чем меньше остается партий на предвыборном поле, тем более четко все, за исключением «Единой России», понимают, что их капитализация растет.
«Справедливая Россия» смогла монополизировать тему третьего срока, поскольку других партий, способных сыграть на этой площадке, практически нет. КПРФ имеет хорошие шансы собирать вокруг себя широкие народные массы протестного электората даже и из числа «среднего класса», не видящего себя ни в «Единой», ни в «Справедливой России». Если же начать давить КПРФ, как в 2003 году, то значительная часть ее электората пойдет все же к «эсерам», а не к «Единой России». И еще неизвестно, что тут хуже — относительно большая КПРФ или гипертрофированный Миронов.
Удача пришла и к СПС, который не то чтобы совсем уж полевел, а просто практически не имеет конкурентов в нише «рейдерства» по периферии электоратов всех крупных политических партий.
Жириновский хоть и несет большие человеческие потери, но остается из всех «системных партий» в позиции, близкой к монополисту, в так называемой протестно-националистической нише. И все вместе эти партии понимают, что, по большому счету, ничего с ними сделать-то нельзя, поскольку какой-никакой, но список из нескольких партий на будущих выборах все равно должен быть.
А раз справедлива мысль о том, что «всех не перевешаете», значит, можно вести себя более самостоятельно и решительно.
Ну и плюс к тому все большее значение приобретает борьба вокруг партий-спойлеров. Теперь если «Единая Россия» заинтересована в том, чтобы они были (аграрии пойдут на выборы самостоятельно, есть еще «Гражданская сила»), то те же мироновцы активно занялись секвестром маломерных партий в свою пользу (последний пример — СЕПР) и собираются и дальше видеть себя то ли в качестве притягивающей всех «солнечной системы», то ли в роли засасывающей всех «черной дыры».
skin: article/incut(default)
data:
{
"_essence": "test",
"incutNum": 1,
"repl": "<1>:{{incut1()}}",
"type": "129466",
"uid": "_uid_1576621_i_1"
}
Российским политикам, видимо, нужно начинать еще более пристально следить за перспективами развития политической ситуации на Украине.
Конечно, в октябре, когда, скорее всего, соседи пойдут на избирательные участки, у нас многие будут слишком увлечены собственным декабрем. Но все ли? Тем более, на Украине заговорили уже и о нулевом варианте — одновременных досрочных выборах Рады и президента.