Зона отчаяния

Путешествие на автомобиле по Сахаре

__is_photorep_included5783105: 1
Сегодня я расскажу об одном дне, проведенном в пустыне Сахара и знаменитых песках Эрг-Шебби.

Наше приключение началось в Марокко, когда мы оказались ночью в начале дороги, уходящей через пустыню на юг, вдоль границы с Алжиром. На карте впереди было обозначено несколько кемпингов и, включив все возможное освещение, мы отправились искать ночлег в пустыне. Каково же было наше удивление, когда ни кемпингов, ни отелей не оказалось в округе и в помине.

Только один оазис готов был нас принять. Здесь оказалось самое дорогое жилье во всем Марокко: 800 дирхамов за номер, при нормальной цене 400. Долго торговались с хозяйкой отеля и в итоге пришли к менее грабительским 500 дирхамам, но без ужина. Но разве это проблема, когда в багажнике есть испанское вино и продукты для фондю!

И вот наступил день, ради которого мы и приехали в Сахару. В 15 километрах от отеля мы уперлись в дюны. Красота неописуемая, ничего подобного я раньше не видел, а все картинки и фотографии оказались жалким подобием.

Ни одна фотография не передаст ощущений от нашей прогулки по дюнам Эрг-Шебби.

Ну а нагулявшись и примерно осознав, что это и как, мы решили почувствовать себя в роли пилотов гоночной машины Дакара. На первом же бархане спускаем колеса, так как на подъем или просто на маленькой скорости машина по песку не едет вообще. Вот с давлением в шинах 0,7–0,8 начинается что-то невероятное.

Сначала «аккуратничали», ведь вокруг ни души: ни туристов, ни местных — никого, одни во всей этой огромной песочнице. Почувствовать же песок и барханы получилось, когда нашли старый след от машины, который шел по просто невообразимой траектории, описывая дуги вокруг барханов, забираясь на самые крутые склоны и проходя через трамплины. Сворачивать страшно и непонятно, скорость сбрасывать нельзя — так и повторил все кульбиты и прыжки, пока не подвернулась возможность перевести дух на ровной площадке между барханов. Вот тут я и понял, как и что нужно делать — дальше катались уже сами от души.

Вдоволь накатавшись в Эрг-Шебби, мы выехали на трек, проходящий прямо по пустыне еще 250 километров, без дорог и цивилизации. Посередине трека внезапно оказалось прекрасное шоссе №13 вникуда, которое оборвалось так же резко, как и началось. Что заставило людей построить этот кусок дороги — непонятно, но мы, по незнанию, обрадовались и накачали обратно колеса. Сразу после куска шоссе асфальт кончился. А еще через километр кончилась и грунтовка, по которой сновали грузовики.

Дома мы читали об этом маршруте по пустыне, да и в Марокко нам говорили о дороге вдоль границы, что здесь здорово. Вот именно на этом треке мы и почувствовали на себе, что такое настоящая Сахара. Песок и дюны – это лишь маленький кусочек, называемый Эргом, а вся пустыня – это совсем-совсем другие ощущения.

Пустыня — это нескончаемая пыль, в которой совершенно ничего не растет. Я думал, что видел пыль в Казахстане, но там было лишь жалкое подобие. Почвы здесь просто нет, колея может быть по колено, но она даже не чувствуется — машина просто плывет. А стоит на пути оказаться небольшому резкому подъему, как пыль, словно вода, захлестнет машину и будет медленно сползать по стеклам и кузову. В салоне при этом можно дышать только через платок.

А еще пустыня — это камни. Огромные каменные поля, уходящие за горизонт. Камни могут быть маленькие, как галька, а могут быть скалой с пятиэтажный дом, но они раскиданы в совершенно хаотическом порядке по земле.

Вот, пожалуй, и все, что есть в пустыне Сахара. Спустя некоторое время красоты вокруг не стало. Вся езда превратилась в сплошную борьбу с камнями и пылью. Всего второй раз в жизни я кричал в голос за рулем, просто орал на чертову пыль, камни и все вокруг. Было не тяжело, не опасно, но настолько бесполезно, настолько угнетающе. Через 80 километров, пройденных за несколько часов беспрерывной борьбы с чем-то невидимым, мы приехали в небольшой городок и, не задумываясь, свернули на асфальтовую дорогу. Какое же это было облегчение. Теперь я понимаю, как можно сгинуть в пустыне. Не от голода, не от усталости, а скорее от отчаяния.

Но все же это потрясающе. Очень сильные эмоции, огромный опыт — это просто обязан почувствовать каждый, кто путешествует по Марокко. Когда сейчас я в очередной раз рассказываю историю про Сахару, я снова ее переживаю и снова понимаю, что ни за что не отказался бы от этих впечатлений!

Еще о Сахаре и Марокко

«Прикоснуться к Сахаре»: фотопутешествие Дмитрия Сапарова и Анны Зиновьевой. Пустыня — возможно, самое красивое, что создала Природа. Есть на Земле много мест, которые потрясают воображение, но пустыня — особенно. Нигде так отчетливо не ощущаешь бесконечность мироздания, как здесь. Нигде так остро не чувствуешь единения с природой. Нигде так не выветривается из головы все лишнее и ненастоящее. Неземные пейзажи и удаленность от цивилизации заставляет совершенно иначе взглянуть на себя и окружающий мир. Сахара — воплощенный образ Пустыни. Бывают пустыни, которые выглядят иначе, но традиционный образ — это желтые песчаные дюны, черные скалы и караваны верблюдов. Сахара — именно такая. Читать еще

«Советы всем, кто едет в Марокко»: мини-путеводитель Артема Русаковича. В марте-апреле 2012 года я побывал в Марокко. За десять дней вместе с попутчицей мы посетили Танжер, Рабат, Касабланку, Марракеш, Уарзазат, ущелье Тодра, песчаные дюны Эрг-Шебби, Фес и испанский анклав Мелилья. Половину пути мы проехали рейсовым транспортом, половину — автостопом, четыре ночи провели в гостиницах, пять ночей – в гостях у местных жителей, так что даже за такой короткий срок успели многое увидеть и узнать. Предлагаю вашему вниманию небольшой практический обзор. Читать еще

От редакции

«Газета.Ru» приглашает принять участие в рубриках «Фотопутешествия» и «Мой уикенд». Если вы не любите сидеть дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом» (вверху справа), указав имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).