Задержаться в степи

Путешествие к Азовскому морю на автомобиле

автора
Маршрут из Горловки (Донецкая область) к Азовскому морю через Великоанадольский лес, Половецкую степь, Мелекино, Седово и Хомутовскую степь не такой уж и длинный. Море от Горловки всего в 150 километрах. По отличной трассе к нему можно домчаться на автомобиле за пару часов, но на этом пути есть ради чего задержаться.

Первым пунктом нашей поездки к морю на автомобиле стал город Старобешево. Здесь родилась стахановка, трактористка Паша Ангелина. Музей этой прославленной женщины заодно совмещает в себе и функции краеведческого. Его мы и решили посмотреть первым в нашей поездке. Цены на экскурсии по украинским музеям меня поражают. Когда научный сотрудник в течение часа четко и подробно ведет нас по времени и событиям, я понимаю, что это огромный труд и годы подготовки. А стоимость таких экскурсий (индивидуальных!) — от 5 до 10 гривен.

В 30 километрах от Старобешева есть город Докучаевск. Он стал следующим пунктом в этой поездке. Сам город довольно чистый и ухоженный, но он словно островок благополучия, который по всему периметру оцеплен всякими техногенными ужасами. Сплошной цепью вокруг него идут цементно-однородные терриконы и бездонные карьеры, словно мы на Марсе или другой безжизненной планете.

Но буквально через 20 километров погружаешься в лесное царство. Это Великоанадольский лес. Столетние дубы везде и всюду. Лес считается самым большим в мире из искусственно созданных. В 1843 году Виктор Егорович фон Графф начал свой масштабный эксперимент по озеленению, выбрав для этой цели самый засушливый участок Донецкой степи.

В память об этом установлен монумент из черного финского мрамора внутри круга половецких баб. Эти древние изваяния стояли вокруг единственного родника, который удалось найти в этих местах.

Продолжив путь, мы решили заехать в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь в селе Никольском.

В Никольское удобно заезжать тем, кто едет в Валерьяновку прыгать с парашютом. От Никольского до Валерьяновки меньше 20 километров.

Следующий на нашем пути — ландшафтный парк Половецкая Степь. Рядом находится заповедник Каменные Могилы — место, где произошла знаменитая битва на реке Калкe в 1223 году.

Заповедник представляет собой довольно странную местность. В степи рядом друг с другом на абсолютно плоском участке вдруг вырастают два десятка настоящих гор, все они имеют форму сильно разрушенных пирамид. Одни высокие, другие поменьше, эти горы состоят целиком из древнейшего гранита и покрыты черным мхом.

В одной легенде говорится, что это развалины города гигантов. Когда скифы тысячи лет назад пришли в эти степи, город уже был разрушен, но, так как его жители были равны богам, скифы не посмели селиться вблизи этих развалин и именно поэтому ни одного кургана поблизости не возвели.

Едем дальше. По дороге время от времени пересекаем тощее русло реки Калки, но вот когда путь нас привел в деревню Катериновку, я от неожиданности нажал на тормоз. Мне показалось, что по берегам реки лежат стада гигантских коров.

На поверхности холмов застыли гребни гранитных волн. Это очень масштабно и красиво. Местные сказали, что за деревней Суженкой есть бугры еще интересней и красивей.

Во время нашего путешествия мы выделили день на небольшую прогулку вдоль Азова. Рядом с Мариуполем есть поселок Сартана — поселение мариупольских греков. Здесь находится интересный краеведческий музей.

Мариупольские греки довольно сильно отличаются от греков черноморских, ну и, естественно, греческих. Отличаются языком, кухней и обычаями. Например, в Сартане не строили дома в два или три этажа. Богатым всегда считался тот, у кого дом длинней. Вот и вытянулись некоторые строения на 60 метров. А еще колодцы здесь роют не возле дома, а непосредственно внутри, выделив под это одну из комнат.

А вот и наше первое утро на море в этом путешествии. Мне кажется, к Азову надо приезжать весной или осенью, чтобы спокойно и без спешки наблюдать, как Азов дышит.

Во время путешествия мы посетили Музей имени Седова — великого полярного исследователя. Он находится в Седове, на улице Седова, так что заблудиться невозможно. Кстати, прообразом героического полярника Татаринова в книге «Два капитана» стал именно Седов.

От музея мы сместились на пару километров, чтобы осмотреть Кривокосский лиман. Сейчас он полностью отрезан от моря и является орнитологическим заповедником. Большой популяции птиц мы не застали, потому что бурный расцвет птичьего великолепия здесь наблюдается с мая по июль.

После этого поехали в Хомутовскую степь. Хотя и считается, что этот ботанический заповедник начинается от деревни Хомутово, лучше ехать все-таки в деревню Самсоново. Здесь за 10 гривен сотрудники с радостью проводят часовую индивидуальную экскурсию. От перечня редчайших трав, которые нам называли, голова шла кругом, почти сразу все забывалось, но было жутко интересно.

Мы уже давно планируем посетить Хомутовскую степь в период цветения: хотим увидеть, как прекрасна она в мае, когда волны массового цветения перекатываются с одних трав на другие.

Именно здесь снимался фильм «Степь» Сергея Бондарчука по одноименной повести Чехова. На месте, где когда-то был пост режиссера, сейчас установлен памятный камень.

На этом наше путешествие закончилось, и мы отправились обратно домой. Несмотря на небольшой километраж маршрута, поездка оказалась очень насыщенной. Рекомендуем всякому, кто запланирует маршрут к Азовскому морю через эти места, задержаться здесь на пару дней и по достоинству оценить красоту и величие Донецкой степи.

От редакции

«Газета.Ru» приглашает принять участие в рубриках «Своим ходом», «Фотопутешествия» и «Мой уикенд». Если вы не любите сидеть дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом» (вверху справа), указав имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).