26 ноября 2020

$65.52€70.98

18+

Ёлка-2014

Советы тем, кто собрался на Юкатан

Как организовать путешествие на Юкатан

Фотография: gob.mx

В этом году я с подругой побывала на полуострове Юкатан в Мексике и теперь хочу рассказать о своем самостоятельном путешествии. Надеюсь, мой рассказ кому-нибудь пригодится.

Виза

Гражданам России виза для туристической поездки в Мексику не нужна. Те, у кого есть действующая виза США, могут въехать в страну по ней. Всем остальным понадобится электронное разрешение, которое оформляется автоматически за 2 минуты на сайте миграционной службы Мексики.

Перелет и отели

Поскольку планировалась поездка по Юкатану, мы хотели попасть сразу в курортный город Канкун. Из Москвы туда летит только чартер «Трансаэро», билеты на который продают не отдельно, а в комплекте с отелем. Есть еще вариант с перелетом через Мехико, но он не только неудобный, но еще и дороже минимум на 50%. Выход для себя мы нашли такой: купить самый дешевый горящий тур в Канкун с перелетом и отелем, но без питания, чтобы, по сути, получить только авиабилет. Так и сделали. Отели же вне Канкуна выбирали уже на месте. Смотрели по ситуации, когда решали, куда поедем.

Деньги и бюджет

Я взяла с собой некоторую сумму в долларах, чтобы как можно меньше пользоваться карточкой и не ввергать в искушение мексиканских мошенников. Обменный курс доллара к песо на момент моего пребывания составлял 11,6 песо за доллар. Деньги меняли в отеле в Канкуне. Как оказалось, у них был один из лучших обменных курсов в городе.

Бюджет нашей поездки состоял из трех пунктов:
- 40 000 рублей перелет, отель в Канкуне;
- 6215 песо (536 долларов) на экскурсии, отели вне Канкуна и переезды по Юкатану;
- 660 долларов на питание и прочие расходы.

Маршрут и транспорт

Наш маршрут выглядел так: Канкун — Мерида — Ушмаль и Коба — Кампече — Калакмуль — Паленке — Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — Канкун — Тулум — Вальядолид — Канкун. Для передвижения по Юкатану тот, кто водит машину и не боится больших расстояний, может смело брать в аренду автомобиль: дороги хорошие, указателей много, движение достаточно спокойное. Наш же выбор пал на автобусы. Нормальный «первый класс» был только на отрезке Канкун — Мерида. Билеты слишком дороги для 4 часов пути, но автобус был очень комфортабельный. На остальных переездах то, что называлось «первым классом», ничем, на мой взгляд, не отличалось от второго (кроме цены, разумеется). Поэтому ездили мы в основном вторым классом. Чтобы попасть на автобусную станцию, нужно найти terminal ADO. ADO — крупнейшая местная автобусная компания, но на ее станциях продаются билеты и других компаний.

А теперь подробнее о том, что мы увидели в Мексике.

Канкун

Поздно вечером мы с подругой прилетели в Канкун. Я, по наивности, предложила воспользоваться трансфером в отель, который был включен в стоимость пакета. Это была ошибка, и больше я так делать не буду. Лучше брать такси, что мы и сделали на обратном пути. Дело в том, что из аэропорта до отеля мы ехали 4 часа, а на самом деле дорога занимает 20 минут. Сначала 2 часа мы ждали каких-то опаздывающих туристов, которые в итоге так и не явились, а потом еще 2 часа развозили всех по отелям. Представитель туроператора помогала туристам, не говорящим по-английски, заполнить карточки отеля по полчаса в каждом отеле. Видимо, переписывали по буквам данные загранпаспортов.

Помимо этого мы имели удовольствие во время пути до отеля прослушать лекцию о том, как опасна страна Мексика, как алчны мексиканцы и что ни в коем случае не следует куда-то ехать самостоятельно, а только в сопровождении гидов оператора. Но наши мучения в конце концов закончились, и дальше нас ожидало хорошее. Один день мы провели в Канкуне и соседнем городке Плая-дель-Кармен, разведали окрестности, узнали, что к чему, а затем отправились в Мериду.

Мерида

Бюджет. Автобус 1-го класса Канкун — Мерида: 498 песо. Отель в Мериде: 490 песо за двухместный номер. В тот момент мы еще не знали, что можно было купить более дешевый класс, поэтому билеты обошлись в сумасшедшие по местным меркам 498 песо. Дорога из Канкуна заняла 4 часа.

Мерида — самый большой город на полуострове, чистый и красивый. Он очень мне понравился. Для нас это был первый населенный пункт вне туристической зоны Ривьеры-Майя. Здесь же мы впервые встретили доброжелательных местных жителей, всегда готовых прийти на помощь: проводить или дать совет. Один из них сказал нам то, что потом в других местах мы еще не раз слышали: «Если тебе кто-то помог, что-то для тебя сделал — поблагодари, но не давай денег. Так ты оскорбишь человека, ведь он помогал от всей души!» Вот такие «алчные» мексиканцы.

Еще одно сильное впечатление из Мериды — мейкечи.

Мейкеч — живой жук-брошь, украшенный драгоценными камнями. Они водятся только на Юкатане, а продаются в Мериде. Живут от 2 до 5 лет. Легенда майя гласит, что в насекомое был превращен возлюбленный одной принцессы, а она приказала его украсить и стала носить как брошь, чтобы никогда с ним не разлучаться.

Ушмаль и Коба

Бюджет. Экскурсия: 425 песо (обед включен). Входной билет в Ушмаль: 180 песо. Входной билет в Кобу: 40 песо. Отель в Мериде: 490 песо за двухместный номер.

Приехав в Мериду, мы сразу купили экскурсию в древние города майя Ушмаль и Кобу. Туда можно было доехать и самостоятельно, но у нас была плотная программа и мало времени. Места очень красивые. На пирамиду в Ушмале лазить нельзя, а так хотелось… Экскурсовод, правда, был так себе и нес чушь про майя, прилетевших на землю из космоса, так что мы отбились от группы и гуляли сами по себе.

Кампече

Бюджет. Автобус Мерида — Кампече: 170 песо. Время в пути — два часа. Отель в Кампече: 550 песо за двухместный номер.

Кампече — еще один прекрасный город. Он мне понравился даже больше, чем Мерида. Здесь удивительная творческая атмосфера: много скульптур, выставка прямо на улице, тепло, берег моря, по променаду бегает куча народу — все занимаются спортом. В общем, очень здорово!

Нам нужно было придумать, как попасть в Калакмуль — крупнейший город майя в Мексике, который находится в джунглях, в огромнейшем национальном парке, вдалеке от всех населенных пунктов. На машине из Кампече туда ехать 5 часов. В агентстве, которое мы нашли, нам предложили машину с водителем, который нас свозит туда и обратно. До вечера собралось еще трое желающих съездить, в итоге в машине мы были впятером, не считая водителя.

Калакмуль

Бюджет. Поездка в Калакмуль (машина с водителем туда и обратно) обошлась в 900 песо с человека (стоимость зависит от количества человек в машине). Входные билеты (несколько пунктов контроля): 28 + 54 + 35 песо.

Ни свет ни заря поехали в Калакмуль. Ехать 5 часов, но что поделать: Калакмуль однозначно того стоит! По территории города мы гуляли самостоятельно. На тропинках установлены указатели, и самый длинный маршрут занимает 3 часа. Удивительное место! Идешь по лесу, над головой скачут обезьяны, вокруг то и дело попадаются руины больших и маленьких пирамид. Здесь находится самая высокая пирамида майя на Юкатане, на нее можно было забраться. Город сильно заросший, хотя его и расчищали: в джунглях растительность с трудом поддается контролю. Людей почти нет: сюда мало кто доезжает, а те, кто все-таки приехал, рассеиваются по огромной территории.

Вернулись в Кампече часов в 8 вечера, поужинали и поехали ночным автобусом в национальный парк Паленке.

Паленке (Эль Панчан)

Бюджет. Автобус Кампече — Паленке: 298 песо. Отель в Эль Панчане: 300 песо за двухместный номер.

Еле пережив ночь в диком, невыносимом холоде кондиционированного автобуса, мы приехали в Паленке. Совет всем путешествующим по Мексике: несмотря на жару, отправляясь в поездки на любых автобусах, запасайтесь теплой одеждой или одеялом — охлаждение работает так, что можно замерзнуть насмерть! На станции сразу взяли такси и поехали в поселок Эль Панчан, который находится возле руин Паленке. Здесь, в самых что ни есть джунглях, много маленьких отелей и хостелов. Мы сняли номер в одном из них и решили весь день отдыхать и отсыпаться. Собственно в Эль Панчане нет ничего, кроме отелей и кафе-ресторанов (скромных, но со вкусной едой), но зато отсюда до руин Паленке можно дойти пешком минут за 20.

Паленке — Сан-Кристобаль-де-лас-Касас

Бюджет. Входной билет в Паленке: 27 + 57 песо. Автобус Паленке — Сан-Кристобаль-де-лас-Касас: 96 песо. Отель в Сан-Кристобале: 750 песо за двухместный номер за ночь.

Идти в Паленке нужно рано утром, часов в 6. Потом начинается дикая жара. При высокой влажности, когда печет солнце, становится совсем тяжело. Паленке сейчас — это великолепные руины и огромная ухоженная территория, похожая на парк. Не знаю, как мог выглядеть город во времена майя, но сейчас вид у него вполне европейский. Впечатление портят только толпы гидов на входе, которые ежесекундно дергают туристов с предложением своих услуг, и лотки с сувенирами на самой территории комплекса. Такое безобразие есть почему-то только в Паленке. В других национальных парках мы этого не встречали.

Во второй половине дня поехали в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас — город, расположенный в горах на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Он находится в штате Чьяпас с самым большим по численности коренным индейским населением в Мексике. Город красивый, спокойный. Единственный минус — очень много попрошаек и уличных торговцев. Они пристают ежеминутно, когда сидишь в уличном кафе, и это немного раздражает.

Здесь хорошие бары и рестораны, магазины с необычной одеждой и сувенирами, несколько интересных музеев. В Сан-Кристобале есть большой культурный центр, где можно позаниматься йогой, капоэйрой, искусствами и много чем еще. Вообще это город, где можно просто спокойно отдохнуть, гуляя по улицам, дегустируя местный кофе, наслаждаясь приятным климатом и знакомясь с людьми.

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — Канкун

Бюджет. Автобус Сан-Кристобаль-де-лас-Касас — Канкун: 540 песо.

Днем мы выехали в Канкун прямым автобусом компании Cristobal Colon. Автобус вполне нормальный, не отличающийся от автобусов ADO, которыми мы ездили до этого, а стоимость билета у него существенно ниже. Нас ждали почти 19 часов пути. Я впервые ехала так долго на автобусе. Как ни странно, это оказалось легче, чем я ожидала: несколько фильмов, книжка, сон — дорога прошла почти незаметно. В 10 утра приехали в Канкун и вернулись в тот отель, который входил в пакет вместе с авиабилетом из Москвы. Затем весь остаток дня купались, загорали и отдыхали.

Тулум

Бюджет. Маршрутка Канкун — Плая-дель-Кармер: 30 песо в одну сторону. Маршрутка Плая-дель-Кармен — Тулум: 60 песо в одну сторону. Входной билет в Тулум: 57 песо.

Решили поехать в Тулум — город майя на берегу моря, в двух часах езды от Канкуна. Ехать не сильно хотелось, тем более в такую жару, но не увидеть Тулум было бы обидно. Сели на маршрутку (они очень приличные и быстрее автобусов) и доехали сначала из Канкуна до Плаи-дель-Кармен, а оттуда до Тулума. В Тулуме помимо, разумеется, руин города есть великолепнейшие пляжи. Гид здесь не нужен, но на подходах к археологическому центру вас будут останавливать на каждом шагу и предлагать купить экскурсию. Можно просто отказываться и идти дальше. Если руины вас не интересуют, идите сразу на пляж — для этого не нужно покупать входные билеты в Тулум.

Вальядолид

Бюджет. Автобус Канкун — Вальядолид — Канкун: 190 песо. Чаевые человеку, любезно повозившему нас по сенотам: 200 песо. Входные билеты в сеноты: 25 + 15 + 10 песо.

Решили съездить в Вальядолид посмотреть сеноты — естественные провалы известняковых пещер с подземными водами. Их много в районе Тулума и Плаи-дель-Кармен, но сеноты Вальядолида больше известны, поэтому мы поехали туда. Приехали в Вальядолид, взяли такси до самого известного сенота — Zaci. Доехали, посмотрели и стали думать, куда ехать дальше. В путеводителе, во-первых, описаны не все сеноты, а во-вторых, было непонятно, какие из них открытые, а какие — подземные. Нас интересовали последние. Спросили совета у местного жителя. Он долго объяснял и рассказывал, а потом взял ключи от машины и повез нас сам по всем достойным внимания местам.
В сенотах можно купаться. Даже не можно, а нужно. Жара была такая, что хотелось остаться прямо там. Один из местных сказал: «Это еще не жара! Бывает до 45 градусов!»

Канкун — Москва

Бюджет. Такси в аэропорт: 300 песо.
Вылет в Москву был вечерний, поэтому на весь день поехали в Плаю-дель-Кармен погулять по магазинам и купить сувениров. В Мексике безумно красивая керамика, которую очень хотелось привезти домой. В аэропорт решили ехать на такси, а не с оплаченным трансфером туроператора, поэтому доехали быстро, не ожидая, пока соберутся нерадивые туристы со всех отелей.

На этом наше путешествие в Мексику закончилось. Сейчас я могу критически оценить его. Если бы мне предстояло поехать на Юкатан еще раз, я бы кое-что спланировала и организовала иначе.

Во-первых, выбрала бы другие даты. Мы были в мае, но в мае на Юкатане уже очень жарко. Мне кажется, ехать туда лучше нашей поздней осенью или зимой.

Во-вторых, я выбрала бы отель не в самом Канкуне, а в Плая-дель-Кармен. Пляжи Ривьеры-Майя заслуживают того, чтобы провести на них несколько дней! В Канкуне же основная масса отелей расположена в Zona Hotelera — отельной зоне, которая находится несколько в стороне от городского центра. Делать там, на мой взгляд, нечего. Пляжи далеко не лучшие, сувенирных магазинов и ресторанов, как в Плае-дель-Кармен, почти нет.

В-третьих, я постаралась бы не планировать ночных переездов. Юкатанские автобусы ночью носятся как ненормальные! Это днем они соблюдают все правила и ограничения скорости, а ночью уходят в отрыв. У меня крепкие нервы, но спать было страшно.

Отдельная тема — знание испанского. Оно невероятно повышает качество путешествия по Центральной или Южной Америке! Люди в этих странах очень открытые, всегда рады помочь, но почти никто не говорит по-английски. Поэтому, если вы планируете самостоятельное путешествие, я очень советую взять хотя бы несколько уроков испанского и выучить по крайней мере базовые фразы. Можно даже найти преподавателя из Мексики, который позанимается с вами через Skype, -— это и дешевле, и эффективнее, чем курсы в российских языковых школах.

И последний маленький совет. Когда кто-то из местных жителей вам помогает, часто возникает желание его как-то отблагодарить. Деньги, как я уже говорила, могут оскорбить того, кто помог по доброте душевной, поэтому купите перед поездкой недорогих небольших сувениров: матрешек-брелоков, магнитов с видами Москвы или что-то еще в этом роде. Они вам пригодятся, когда захочется сделать кому-то приятное. Такие мелочи всегда вызывают радость и улыбки.