Город с крыльями

Фотопутешествие по столице Бразилии

Мария Титова 18.07.2013, 22:36
NASA, Мария Титова, wikipedia.org

После переноса бразильской столицы из Салвадора в Рио-де-Жанейро это райское местечко стало испытывать серьезные проблемы. Со всех концов страны туда хлынули люди, в том числе не самые законопослушные. В середине XX века тогдашний президент Бразилии Жуселину Кубичек решил, что близость к морю развращает любой город, даже такой, как Рио, и задумал основать новую столицу в центре страны, подальше от портовых притонов.

«Здесь будет город-сад», — решил Кубичек, едва увидел пыльную красную равнину в штате Гояс. Многие архитекторы, мыслители и утописты мечтали о создании идеального города, но денег на его реальное воплощение дали лишь двум бразильцам — Оскару Нимейеру и Лусио Коста. Лучшие умы человечества годами размышляли каким должен быть идеальный город, составляли схемы ветров, спорили о форме крепостных стен, а Лусио Коста придумал Бразилиа всего за две недели, нарисовал план цветными карандашами, послал на конкурс и... выиграл.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Планом строительства выбрали схематичный чертеж Косты, который по форме многим напоминает самолет. Сам урбанист настаивал на сравнении с бабочкой, стрекозой или луком со стрелой, и утверждал, что хотел создать место «всеобщего счастья».

Новую столицу построили всего за три с половиной года. «Кабиной пилота» стал комплекс зданий правительства. Вдоль «фюзеляжа» расположены промышленные сектора, парки и главное шоссе. «Крыльями» стали торговые и жилые районы.

Если у вас появится возможность слетать в Бразилиа, берите место у окна в правой части самолета, подальше от крыла: так можно лучше рассмотреть форму города. Мне повезло и наш самолет сделал дополнительный круг над Бразилиа, поэтому вполне удалось оценить оригинальную задумку урбаниста Косты.

В аэропорту имени президента Кубичека мне встретились десятки мужчин, все при галстуках и с дипломатами в руках. В мрачных сводах зала прилета ищу бюро туристической информации. Сотрудники бюро, вместо ответа на вопросы протягивают десяток красочных брошюр. Хорошо, разберусь — первые шаги везде одинаковы: аэропорт, такси, отель... а потом? Растерянность и беспомощность — то, что я чувствовала в первый день в Бразилиа. Где тротуары? Где пешеходные переходы? Где названия улиц и номера домов? Что за бессмыслица эти адреса: SBN, SCLN, SQS?

К счастью, все отели города собраны в одном месте. Действительно, удобно.

Все банки посольства и больницы тоже в куче. Только достопримечательности разбросаны по всей Бразилиа. Рядом с моим отелем находился городской парк имени первой леди Сары Кубичек. Погулять по парку мне не удалось. Закрыт? Как бы не так! Парк от отеля отделяли три автомагистрали, и при этом ни одного пешеходного перехода.

- Как добраться до парка? — спросила на я ресепшн.
- На такси, — последовал ответ.

Такси – это вообще единственный способ передвижения по столице. Если бы только Кубичек, Нимейер и Коста хоть раз прошли по городу пешком... Но в этой стране ходить пешком, видимо, не престижно: их воздух свеж, бензин дешев и полно земли, чтобы настраивать завитки шоссейных развязок.

На следующий день я дала Бразилиа еще один шанс произвести на меня первое положительное впечатление.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Первым делом я отправилась на телебашню за красивым панорамным кадром. Вышка расположена в самом центре «самолета», но ее 75 метров, увы, не хватает, чтобы как следует разглядеть Бразилиа. Зато со смотровой площадки видно сердце города — большой фонтан и новый стадион.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Затем я взяла такси и отправилась к «хвосту», где находится мемориал президента Кубичека. Главные сокровища музея — это девушки-гиды, одетые как стюардессы 70-х годов и огромная коллекция книг всех эпох и народов, более 3000 экземпляров. Если турист не похож на вандала, великодушные охранники разрешают потрогать корешки и даже полистать реликвии.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Через дорогу от мемориала находится Музей индейцев. Как это часто бывает в зданиях Оскара Нимейера, вход и выход не совпадают. Легкая наклонность пола лучше аудиогидов и указателей направляет посетителей по спирали к внутреннему дворику, где камнями огорожено место для магических ритуалов.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Оттуда на такси направляюсь к главному чуду бразильской столицы — Кафедральному собору. Это самый необычный собор из всех, что мне доводилось видеть: 16 изящно изогнутых колонн и витражи из разноцветного стекла образуют шатер. Вход — подземный. В Бразилиа всегда так: чтобы оказаться в сказке, нужно спуститься под искусственное озеро.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Под куполом шатра парят три алюминиевых ангела. Это храм без углов, по которому голос пастора разливается и отражается от плавных изгибов стен.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Неподалеку расположен Национальный музей, похожий на упавший на Землю мини-Сатурн с опоясывающим его каменным кольцом. Внутри музей еще более интересен, чем снаружи: мягкий полумрак, в котором даже карандашные наброски кажутся шедеврами, ленточные подъемы, плавные коридоры и потайные двери, должно быть, ведущие в секретные подземные лаборатории.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Еще 10 минут на такси, и вот передо мной фотогеничное здание Национального конгресса — две тарелки и две башни, соединенные коридорчиком. По конгрессу каждые полчаса до начала заседаний проводят группу туристов. Пускают не всех, а только прилично одетых.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Сначала показывают голубой бархатный зал, расположенный под перевернутой тарелкой, которая, по всей видимости, символизирует работу мысли сенаторов. Дальше ведут в зеленый зал, расположенный под другой тарелкой, которая символизирует открытость всем идеологиям. В зеленом зале заседают и голосуют народные избранники.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Если стоять лицом к конгрессу, то по правую руку будет расположен дворец Итамарати. Это здание цвета охры, окруженное озером. В озере живут большие разноцветные рыбы, а поверхность воды прикрыта амазонскими кувшинками.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Слева от конгресса находится здание-фонтан, оно же — Дворец правосудия.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Рядом с ним — дворец Планалту, еще одно творение Нимейера и лучший в мире образец модернистской архитектуры.

NASA, Мария Титова, wikipedia.org

Останавливаю такси и прошу отвезти меня с территории чиновников в жилой сектор, правое крыло, в храм пророка дона Боско. Снаружи здание кажется бетонной коробкой, но едва переступаешь порог, и сердце напоминает о себе неистовым стуком. Дон Боско — итальянец, потому стены его храма сделаны из 7500 кусочков муранского стекла, которые символизируют звездное небо. Свет проникает через благородное стекло и делает этот храм, не побоюсь это слова, волшебным.

В 2010 году помпезно праздновалось 50-летие Бразилиа, самого молодого города на планете. «Идеальный город» просуществовал уже полвека и даже вмещает 2,5 миллиона жителей вместо планируемых 500 тысяч. Значит это не утопия? Пусть не созданы условия для пешеходов, но зато дороги здесь широкие и ровные, трава зелена и подстрижена, совсем нет трущоб. В городе запрещено появляться большим грузовикам, загрязнение воздуха измеряется несколько раз в день, даже ограничена высота рекламных вывесок, чтобы горожанам ничто не мешало любоваться всегда безоблачным небом. Для Бразилии это впечатляющее качество жизни.

Есть и те, кто считает город стерильным и бездушным, полным бюрократических перекосов. Один приятель сказал мне, что Бразилиа как Лос-Анджелес, местные любят этот город, а приезжие любят ненавидеть его. Когда я приехала в Бразилиа, я тоже сначала его возненавидела. Но от ненависти до любви один шаг, пусть и не по пешеходному переходу.

Архитектор Оскар Нимейер о том, почему он разочаровался в Бразилиа

«Это было чудесное время, когда мы строили Бразилиа. Я спроектировал деревянные домики для себя, инженеров, друзей, которые приезжали в гости, и самого Жуселину Кубичека. В них мы и жили. Кубичек приезжал, чтобы поддержать нас, пока мы строили Бразилиа. И рабочие, и инженеры ходили в одни и те же бары, и на одни и те же танцы. Это было время свободы. Казалось, рождается новое общество, а все традиционные барьеры остаются позади. Но это не работает. Теперь Бразилиа слишком большой город. Девелоперы и капиталисты разделили общество и испортили его. Того, что мы строили, больше нет…» Читать еще

От редакции

«Газета.Ru» приглашает принять участие в рубриках «Фотопутешествия» и «Мой уикэнд». Если вы не любите сидеть на выходных дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом», указав свое имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).