Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Улицы советских самолетов

Фотопутешествие по музею авиации в Кракове

aleshru.livejournal.com
Во время поездки в Краков я посетил интереснейший музей истории польской авиации. По сути, это огромная часть нашей отечественной истории, заботливо сохраненная, но, увы, не у нас, а в Польше.

Прогуливаясь по целым «улицам» Мигов и Сушек, постоянно спрашиваешь себя, а почему на Ходынском поле гниют уже который год самолеты? Почему в Монине восстановлением машин занимаются энтузиасты? Почему авиационные памятники вроде Ил-14 в Быкове, Ту-114 в Домодедове, Ил-18 в Шереметьеве просто-напросто уничтожаются и сдаются в утиль по цене металлолома? Удивительно, но в стране, которая по праву должна гордиться не только такими именами, как Ильюшин, Микоян, Миль, Туполев, Сухой, Мясищев, Яковлев, но и огромными коллективами конструкторских бюро, исследовательских институтов и прочих авиационных предприятий, существует только Монино. А то, что собирались сделать Национальным музеем авиации и космонавтики, сейчас представляет из себя груду металлолома, догнивающую в центре Москвы. Наша история никому не интересна в нашей стране. Но она интересна полякам.

Музей — это огромный комплекс, размещенный на неиспользуемом более аэродроме Краков Раковице. В состав музея входят несколько ангаров, а также огромная экспозиция под открытым небом. Тут можно бродить в прямом смысле часами и при этом не увидеть одного экспоната дважды.

Центр музея и вход в него — новое, недавно построенное административное здание. Тут действует кружок авиамоделирования, проходят занятия с детьми, которым рассказывают про историю авиации, аэродинамику, про то, как управлять самолетом.

Сразу при выходе во внутреннюю часть музея зрителя встречает парадно раскрашенная «Искра» (PZL TS-11 Iskra). Первый реактивный самолет, разработанный в Польше, главный тренировочный самолет польских ВВС, самый старый из всех используемых на данный момент в ВВС страны (выпускается серийно с 1960 года), но невероятно надежный. Поляки рассчитывали, что «Искра» станет основным тренировочным самолетом для всех стран Варшавского договора, но выбор пал на чехословацкий L-29. На 2011 год в рядах польских ВВС оставалось 79 учебных «Искр».

Чуть поодаль виднеется работяга, мой старый знакомый Як-40 — пассажирский самолет для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Из 1013 построенных в союзе самолетов 125 было отправлено на экспорт.

Этот самолет возил высших чинов польского государства. Именно такой сел в аэропорту Смоленска за несколько минут до трагического падения президентского Ту-154.

Рядом с Яшей еще один мой любимец, Илюша — Ил-14. Таких самолетов остались единицы. Недавно варвары уничтожили памятник Ил-14 около бывшего а/п Быково, но в Польше так с историей не поступают. Стоит красавец!

Этот Ил-14 — один из 80 построенных по лицензии на Дрезденском авиационном заводе в ГДР. И работал он там же, возил партийных начальников Восточной Германии.

А за Ил-14 стоят самые интересные, на мой взгляд, экспонаты — Ил-28 и Ил-28Ш, первые советские реактивные тактические бомбардировщики. Их осталось в мире не больше 20 штук.

Следом стоит один из трех построенных в Польше региональных самолетов PZL MD-12. Так и не пошедший в серию самолет, по утверждению конструкторов, был более легким в управлении, чем Ил-14, и более экономичным (имея на два двигателя больше? — сомневаюсь), но главный заказчик, а/к Lot решила, что им не нужен отдельный самолет для региональных маршрутов и отказалась от его эксплуатации. Проект так и не пошел в серию. Лишь один самолет летал на линии Варшава — Познань, перевозя посетителей Познаньской международной ярмарки.

Общий вид на MD12 и Илюш.

Следом стоит легендарный Ли-2 — производившаяся с 1942 года в Ташкенте копия американского Дугласа DC-3, конструкторская документация которого была переработана с переводом в метрическую систему мер с учетом использования отечественных материалов. В конструкцию по сравнению с DC-3 тоже внесены некоторые непринципиальные изменения. Двигатели не копировались, использовался существующий отечественный аналог АШ-62ИР А. Швецова мощностью 1000 л.с. (тот же, что до сих пор используется на Ан-2).

Поворачиваем и попадаем на целую улицу, уставленную МиГ-15. МиГ-15 — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. Всего было построено 15 560 (!!!) единиц этого самолета во всех возможных модификациях.

Чуть дальше стоит Миг-19ПМ — первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Именно он сражался с «Фантомом» в одноименной народной песне и в реальных боевых условиях войны во Вьетнаме.

Еще один поворот и еще одна улица — на этот раз с Миг-21. Самый распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. С 1959 по 1985 год выпускался серийно в СССР (а также в Чехословакии, Индии и Китае) и применялся во многих вооруженных конфликтах.

Благодаря массовости производства отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ (на фото), например, стоил дешевле, чем БМП-1. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван «балалайкой». До 1966 года страны Западного блока не имели никакого определенного представления об этом самолете, хотя чрезвычайно стремились завладеть им. 15 августа 1966 года самолет был угнан в Израиль иракским летчиком Муниром Редфа. Этот угон считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада.

Еще совсем недавно в ВВС Польши на вооружении стояли Миг-21, но поляки сняли их с вооружения, хотя Миг-21 до сих пор летает в Румынии, Болгарии, Хорватии, Сербии и других странах.

Знаменитый Миг-29, конечно же, тоже есть и в музее, и в ВВС Польши. Конкретно этот самолет был поставлен в ВВС ГДР в конце 80-х и после воссоединения Германии стал служить в Bundesluftwaffe. В 2002 году все МиГ-29 были проданы Польше за символическую сумму в 1 евро. Тут они прошли ремонт, были отправлены в Израиль на модернизацию и, вернувшись, начали служить в 41-м тактическом авиаполку в Малброке. Ну а этот Миг был списан в 2007 году и подарен музею.

За Мигом начинается улица сельскохозяйственной авиации. В России сейчас такого класса авиации уже нет, может только единицы летают, а в Польше сельское хозяйство развивается стремительно. Во время нашей поездки трактора работали почти на каждом поле, что было для меня очень непривычно.

Тут, в конце экспозиции, стоит уникальный и очень интересный WSK-Mielec M-15 Belphegor — реактивный сельскохозяйственный самолет, разработанный и производившийся в Польше в 1970-е годы по заказу СССР. Он остается единственным реактивным сельскохозяйственным самолетом и единственным реактивным бипланом. За свой очень странный вид и вой реактивного двигателя получил прозвище «Бельфегор» по имени демона Бельфегора. Около 150 из 175 построенных самолетов были поставлены в СССР и использовались в 1976-1983 годах, после чего были выведены из эксплуатации и утилизированы.

Рядом стоит заслуженный труженик села, леса, поля, севера, юга, востока, запада — Ан-2 — кукурузник. В 1958 года СССР заключил договор с Польшей и передал ей право на производство Ан-2. Ведущим польским заводом-производителем Ан-2 определили авиапредприятие WSK PZL-Mielec в городе Мелец. Годовой выпуск Ан-2 поначалу составлял около 400 экземпляров, в 1965 году достиг 500 экземпляров, а в 1973 году — 600 экземпляров. 24 сентября 1984 года со стапелей Мелецкого авиапредприятия сошел 10000-й Ан-2.

Самолет экспортировался в 26 стран мира и продолжал пользоваться высоким спросом даже после появления Ан-2М и Ан-3. Только с 1989 года спрос на Ан-2 стал неуклонно снижаться, что в конечном итоге привело к прекращению его полномасштабного выпуска в 1992 году. Но небольшие серии Ан-2 собирались и позже, вплоть до января 2002 года, когда 4 машины были собраны по заказу Вьетнама. Всего в Польше было выпущено 11915 экземпляров Ан-2 (из которых 10 440 поставлено в СССР и СНГ). Ныне Ан-2 производится в Китае. Это единственный в мире самолет, производство которого продолжается уже более 60 лет.

Рядом стоят Ан-26 и Ту-134, которыми в России не удивишь никого до сих пор. Рабочие лошадки, верные и надежные самолеты.

Ну и напоследок вот, например, Як-11.

Если вы думаете, что это вся экспозиция чудо-музея, то вы ошибаетесь. Коллекция музея насчитывает более 200 (!!) самолетов, не только советских, но и итальянских, немецких, британских и американских, и более 100 авиационных двигателей (они выставляются в отдельном ангаре). Также на территории комплекса есть несколько тематических выставок. Например, одна из них посвящена службе польских воздушно-десантных войск. Сказать, что уходить не хотелось — ничего не сказать. Я мечтаю, чтобы в Москве или в Жуковском были такие музеи, куда можно было бы приходить с детьми, школьниками, друзьями и изучать нашу историю, достижения нашей науки. Но пока это все мечты...

Еще о музеях авиации

Редакция Redigo.ru о музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. С 1919 года французы с маниакальным усердием и увлеченностью собирали все рукотворное, что летает, и в результате создали уникальную экспозицию. Первые планеры, воздушные шары, самолеты, космические ракеты и целых два Конкорда. Настоящий подарок для авиационных гурманов — выставочный Боинг-747, в который можно залезть и исследовать его от хвоста до кабины пилотов. Читать еще

Редакция Redigo.ru о мальтийском музее авиации. Cтрастным любителям авиации тут будет крайне интересно: в музее можно увидеть истребители времен Второй мировой войны вроде Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane, сфотографировать британский самолет Tiger Moth, американские Douglas DC3 и Beechcraft 18. Читать еще

Редакция Redigo.ru о музее авиации в Шардже. В 1977 году аэропорт Шарджи «сменил место жительства», переехав вглубь материка, переехала вместе с ним и метеостанция, которая работает и поныне. Старый аэропорт стал музеем Al Mahatta, а его взлетная полоса превратилась в улицу Короля Абдула Азиза (King Abdul Aziz St.). Там и сейчас можно проехаться по старым плитам, поругивая неважное качество дороги и не ведая, что едешь по бывшей взлетно-посадочной полосе. Читать еще

Читатель «Газеты.Ru» Олег Лукибанов о музее космоса и авиации в Вашингтоне. Наискосок через National Mall в сторону Капитолийского Холма находится музей космоса и авиации. Здесь два этажа, но половина первого открыта до самого потолка и там в «подвешенном состоянии» парят состыкованные «Союз-Апполон», изготовившаяся к взлету «Фау-2», крылатая ракета «Томагавк» в полете. Если выстоять небольшую очередь, то можно попасть «внутрь» орбитальной станции и посмотреть, где и как живут астронавты и космонавты. На втором этаже есть модель самолета братьев Райт, кинотеатр IMAX, экспозиция военной авиации и небольшая сцена, где каждые полтора часа для детей устраивают наглядные занимательные опыты по аэродинамике. Читать еще

От редакции

«Газета.Ru» приглашает читателей принять участие в рубриках «Фотопутешествия», «Своим ходом» и «Личный опыт». Если вы не любите сидеть дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом», указав свое имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).