Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Советы всем, кто едет на Камчатку

Артем Русакович
На Камчатке я пробыл чуть больше месяца — с 15 сентября по 17 октября 2009 года. За это время успел посетить Авачинскую сопку, Корякский перевал, побережье Тихого океана в районе поселка Заозерный, Дачные термальные источники на Мутновской геотермальной станции, Мутновскую сопку, Верхне-Паратунские термальные источники, поселок Эссо, поселок Ключи, сопку Домашнюю, Голубые озера, мыс Маячный и скалы Три Брата. Большую часть маршрутов прошел вместе с друзьями и знакомыми, прилетевшими на Камчатку по распродаже авиабилетов, часть маршрутов — один или в компании местных жителей. Ниже я предлагаю вам мини-путеводитель с практическими советами. Надеюсь, он принесет вам пользу.

Зачем ехать


Подземные силы, клокочущие под поверхностью полуострова, создали необычные и живописные пейзажи и явления природы. В совокупности со здешним прохладным климатом это дает удивительное сочетание тепла и холода, льда и огня: гейзеры, фумаролы, термальные источники, дымящиеся кратеры вулканов — и вместе с тем ледники, заснеженные вершины, холодные горные озера и вечно неспокойный Тихий океан. Сюда едут за удивительными, похожими на лунные и марсианские, пейзажами, образовавшимися вокруг вулканов за миллионы лет. Да и сами вулканы (действующие или потухшие), на которые можно посмотреть как издалека, так и в непосредственной близости, вызывают не меньший интерес.

Местные жители


Население Камчатки в целом доброжелательное и к пришельцам из других регионов относится позитивно. Здесь вместо обычного удивленного обращения к путешественнику «Вот тебе, блин, дома не сидится!» люди с интересом расспрашивают о том, где ты уже был и куда собираешься, и советуют, что еще можно посмотреть.

Основное занятия местных — работа в рыбной промышленности.

Зарабатывают на жизнь как на легальных рыболовецких судах и рыбозаводах, так и браконьерством. Кроме того, часть жителей Камчатки служит на подводных лодках (в Вилючинске находится база подводного флота), водит туристов и охотников по горам и лесам, с переменным успехом занимается сельским хозяйством (особенно славится продукция, выращенная в теплицах поселка Эссо), а некоторые представители коренного населения еще и разводят оленей.

Цена вопроса


Камчатка многим кажется недостижимой и дорогой. Это и так, и не так. Конечно, она находится далеко от остальной России, здесь мало дорог, транспортное сообщение не развито, а тем, кому лень самостоятельно планировать маршрут и хочется максимального комфорта (насколько вообще возможен комфорт при подъеме на горы и вулканы), придется выложить приличную сумму денег. Однако если потратить больше времени и умственных усилий на подготовку и изучение региона, то путешествие обойдется не намного дороже, чем поход где-нибудь в центральной России.

Можно сказать, что на Камчатке есть два вида туризма — либо очень дорогой, либо очень дешевый.

Первый включает аренду машины для максимально возможного подъезда к достопримечательностям, услуги проводника, вертолетные экскурсии, ночлег в гостинице или на оборудованной турбазе. Второй — использование рейсовых автобусов, автостоп и пешие переходы, изучение маршрута по отчетам других путешественников или разговорам с ними, ночлег в палатке или в гостях у местных жителей. Впрочем, можно совмещать оба этих способа и найти для себя разумный баланс финансовых затрат и полученных результатов.

Отдельно стоит сказать о продуктах. Они здесь, как ни странно, не намного дороже, чем в остальной России. Ощутимой дороговизной отличаются только молочная продукция и фрукты. А главная пища путешественника с рюкзаком — гречка, рис, тушенка, сгущенка, чай, сахар — в Петропавловске дороже всего на 15–20%.

Как попасть на Камчатку


В 2009 году камчатские джиперы из клуба «Квадратное колесо» проехали из Петропавловска-Камчатского до Магадана (и дальше до Владивостока), но не многим удастся повторить этот подвиг: хотя Камчатка — это полуостров, ее отделяют от большой земли сотни километров непроходимых лесов, гор и болот.

На Камчатку летают несколько авиакомпаний, и благодаря возникшей между ними конкуренции время от времени появляется возможность найти недорогие билеты.

Так, в 2009 году несколько авиакомпаний провели массовые распродажи билетов: например, «Россия» предлагала полететь на Камчатку из Санкт-Петербурга за 4,8 тыс. рублей и из Хабаровска за 2 тыс. рублей, а «Аэрофлот» и «Якутия» — из Москвы за 5 тыс. рублей (цены в один конец со всеми сборами). Подобные акции обычно проходят в межсезонье (осенью и зимой), и билеты нужно ловить месяца за два-три до полета. Так что, если хотите сэкономить, следите за сообщениями о распродажах.

Главный камчатский аэропорт находится рядом с городом Елизово. Здание аэропорта небольшое. На первом этаже досмотр, регистрация билетов и сдача багажа, на втором авиакассы. Перед аэропортом две остановки. Одна для автобусов в Елизово, другая для автобусов в Петропавловск-Камчатский. Обычно автобусы в Петропавловск идут до автостанции «10-й км», но есть и автобус № 104, который идет до самого центра. Стоимость проезда от аэропорта до Петропавловска-Камчатского 30–40 рублей.

Что касается водного транспорта, то раньше из Владивостока на Камчатку ходил пассажирский пароход, но теперь, увы, в порт заходят только грузовые суда и круизные лайнеры с иностранными туристами.

Теоретически можно добраться на Камчатку гидростопом (то есть на попутных судах) из Владивостока, Находки, Ванино, однако это, конечно, непросто и потребует много времени: нужно проникать в порт, искать нужное судно, договариваться с капитаном.

Транспорт на полуострове


На Камчатке нет железных дорог, а автомобильные дороги немногочисленны. Основная камчатская трасса напоминает формой букву «с» и проходит с юга на север от Петропавловска-Камчатского до Усть-Камчатска через Елизово, Мильково и Ключи. В южной части трассы от нее ответвляется дорога на запад — в поселок Октябрьский на берегу Охотского моря, севернее на запад уходит дорога на поселок Эссо. Заасфальтирована трасса только до поворота на Октябрьский.

К югу от Петропавловска есть дороги в поселок Термальный и город Вилючинск (это закрытый город, и попасть туда без пропуска нельзя). Кроме того, существует еще ряд мелких дорог в окрестностях городов и поселков.

Главный междугородний транспорт на Камчатке — рейсовые автобусы.

Стоят они дороже, чем в других российских регионах. К примеру, билет на автобус Петропавловск-Камчатский — Эссо (500 км) стоит 950 рублей, а на автобус Петропавловск-Камчатский — Ключи (600 км) — 1200 рублей. Тем не менее следует учесть, что большинство популярных достопримечательностей Камчатки находятся недалеко от Петропавловска, так что использование автобусов выйдет не слишком обременительным для бюджета. Поездки до ближайших поселков и городов, откуда начинаются маршруты к вулканам, редко будут стоить больше 50 рублей. Что же касается дальних расстояний, то тут можно сэкономить при помощи автостопа.

Автостоп — оптимальный способ передвижения по Камчатке в двух случаях: первый при поездках на дальние расстояния, когда билет чересчур дорог; второй в тех ситуациях, когда по нужной вам дороге автобусы вообще не ходят, правда и машин будет немного.

Но в целом автостоп на Камчатке хороший.

Примерно в 50% случаев останавливается первая же машина, еще в 50% случаев третья-четвертая. Чтобы мимо проехали, не остановившись, больше пяти машин — это редкость. Правда, чем дальше от Петропавловска-Камчатского, тем машин на дорогах все меньше (иногда можно ждать несколько часов), но и останавливаются они лучше. Поскольку гаишников на Камчатке мало, здесь иногда можно ездить так, как на материке вряд ли бы кто-то позволил: в кузове грузовика, в багажнике джипа, впятером или вшестером на заднем сиденье.

Помимо обычных дорог на Камчатке существуют зимние дороги, по которым можно проехать только в холодное время года, а также вездеходные и тракторные дороги, доступные только особо проходимым видам транспорта. Многие из них отмечены на картах. В Долину гейзеров нет ни зимника, ни какой-либо другой дороги, кроме пешеходной.

Информация о регионе


Камчатку ежегодно посещают тысячи туристов, да и многие местные жители любят исследовать родной край, поэтому найти полезную информацию о маршрутах и природных достопримечательностях не проблема. Пожалуй, проводник может понадобиться только неопытным туристам-походникам либо любителям чего-то экстремального и необычного. Что же касается стандартных туристических маршрутов, они уже многократно пройдены и описаны множеством путешественников.

В интернете есть масса полезной информации, благо Камчатку каждый год посещают тысячи туристов. Кроме того, много сведений о природе и истории региона можно найти в книжных магазинах региона. Кстати, редко где в России можно увидеть такое количество краеведческой литературы. Кажется, в книжных магазинах Петропавловска-Камчатского больше книг о Камчатке, чем в столичных книжных магазинах о Москве.

Климат


Климат на Камчатке суровый, особенно на севере, но туда вы скорее всего не доберетесь. Зима очень снежная и продолжительная (здесь любят рассказывать о машинах, которые зимой нужно откапывать из сугробов чуть ли не каждое утро), но при этом не самая холодная: в феврале обычно от 10 до 15 градусов мороза.

Лето короткое и дождливое, самый теплый месяц — август. Как и во многих северных регионах России, на Камчатке популярна шутка: «А вы этим летом загорали?» — «Нет, я в тот день на работе занят был». Впрочем, даже в сентябре и октябре на равнине бывает плюсовая температура, так что в это время еще можно комфортно путешествовать.

Что смотреть


Петропавловск-Камчатский. Для туристов Петропавловск-Камчатский — отправной пункт для путешествий по полуострову. Кроме того, и в самом городе есть несколько интересных достопримечательностей, на которые можно потратить день-два.

Местные жители называют Петропавловск-Камчатский «Питером» или просто «городом» (хотя на Камчатке есть еще два города — Елизово и Вилючинск).

«Питер» расположился на восточном берегу Авачинской бухты и протянулся вдоль побережья на 15 километров. Через весь город параллельно берегу проходит одна улица, которая на разных участках имеет разные названия (пр. Победы, пр. 50 Лет Октября, ул. Ленинградская, ул. Ленинская и т. д.) и на которой расположены большинство важных городских объектов. По этой улице с юга на север курсируют автобусы, так что, несмотря на протяженность города, передвигаться по нему довольно удобно. Северная оконечность — автостанция «10-й км», южная — районы СРВ (судоремонтная верфь) и ЖБФ (жестяно-баночная фабрика). На эти надписи нужно ориентироваться при посадке в автобус. До автостанции «10-й км», расположенной на въезде в Петропавловск-Камчатский со стороны города Елизово и одноименного аэропорта, ходят многие автобусы в городе. Опознавательный знак — слово «Автостанция» на табличке городского автобуса. Отсюда ездят автобусы в Термальный (через Паратунку), Елизово, Мильково, Атласово, Ключи, Эссо, Октябрьский, Усть-Камчатск.

Из многих точек города (но лучше всего с Мишенной сопки) видны окрестные вулканы: на севере Авачинская и Корякская сопки, на юго-западе, на другом берегу Авачинской бухты, Вилючинская сопка.

Достопримечательности Петропавловска-Камчатского


Площадь Ленина, озеро Култучное и набережная. Географический и тусовочный центр города — площадь Ленина. На самой площади, разумеется, стоит памятник Ильичу. Если встать спиной к вождю мировой революции, то справа будет озеро Култучное и памятник святым Петру и Павлу, в честь которых назван город, а прямо — набережная Авачинской бухты, с уличными кафе, скамейками и пляжем, который, правда, редко бывает заполнен (вода в бухте обычно холодная даже жарким летом).

Морской вокзал. Находится на Вокзальной площади. Пассажирского сообщения тут уже давно нет, но само четырехэтажное здание заслуживает внимания: выбитые стекла, мусор и грязь. Любителям живописных развалин стоит сюда зайти на час-другой.

Мишенная сопка. Лучшая обзорная точка, с которой виден почти весь город. С севера к вершине ведет автомобильная дорога — можно дойти как пешком, так и поймать попутку (автобусы по ней не ходят). На вершине находятся метеостанция и телебашня.

Храм Святой Живоначальной Троицы. Расположен между ул. Зеркальная и пр. 50 Лет Октября. Его начали строить в 2002 году, но на момент моего путешествия на Камчатку прошлой осенью еще не закончили. Возможно, к вашему визиту он уже будет достроен. Впрочем, службы в нем уже иногда проводятся.

Храм Святителя Николая Чудотворца. Небольшая церковь в 200 м к югу от храма Живоначальной Троицы. Для церкви выглядит довольно необычно: двухэтажное белое здание с арочными окнами и плоской крышей, на которой установлен купол.

Кроме того, в городе есть краеведческий и художественный музеи, а также музей Института вулканологии (в последний можно попасть только по предварительной записи группой от десяти человек).

Ночлег, питание, связь


Петропавловск-Камчатский не балует туристов ни большим количеством гостиниц, ни дешевизной оных. Несмотря на огромное количество иностранцев, бывающих здесь, в городе нет ни одного хостела. Большинство мест для ночлега — пафосные и дорогие гостиницы.

Впрочем, торчать в городе, конечно, не имеет никакого смысла.

Главное место ночлега на Камчатке — это палатка. Некоторые прямо из аэропорта едут покорять туристические маршруты, даже не останавливаясь в Петропавловске, а наличие на многих маршрутах термальных источников позволяет походникам мыться и стираться даже зимой. Тем не менее, если вы все-таки решили остановиться в Петропавловске, то самая дешевая гостиница, которую я обнаружил, — домашняя гостиница Красного Креста (ул. Пономарева, д. 12) на южной окраине города (ехать в сторону СРВ или ЖБФ до остановки «Садовая»), где можно переночевать на койке в 4-местном номере за 400 рублей.

Питание. В городе достаточно продуктовых магазинов, но лучший выбор и приемлемые цены я обнаружил в супермаркете «Шамса» на выезде из города в сторону аэропорта, рядом с автостанцией «10-й км». Это большой торговый центр, где можно купить практически все. Всего на Камчатке, кстати, две «Шамсы» — вторая находится в городе Елизово.

Интернет. Интернет на Камчатке дорог, во всех местах учитывается трафик. Приятное исключение — Краевая научная библиотека в Петропавловске-Камчатском (ул. Карла Маркса, 53, остановка «Областная библиотека»). В тамошнем интернет-центре можно на полчаса бесплатно выйти во всемирную сеть.

Другие достопримечательности Камчатки


Природные достопримечательности Камчатки и способы транспортировки к ним подробно описаны опытными туристами в интернете, поэтому рассказывать о них подробно я не буду. Отмечу только, что в описании многих маршрутов есть пометки «Заброска осуществляется на арендованной машине». В реальности аренды машины вполне можно избежать, пользуясь автобусами и автостопом. Пешеходные тропы обычно начинаются от населенных пунктов или объектов, расположенных на автомобильных дорогах, а туда ездят либо автобусы, либо местные жители на машинах, которые скорее всего вас подвезут. Если дорога ведет к туристическому объекту, трафик туда увеличивается в выходные.

Многие камчатские маршруты рассчитаны на очень целеустремленных походников, которые готовы несколько недель потратить на достижение вершины вулкана или гейзера.

Тем же, кто едет на Камчатку в первый раз и на короткий срок и хочет при этом посмотреть максимум интересного, стоит порекомендовать следующие маршруты: вулкан Авачинская сопка (2–3 дня), вулканы Мутновская сопка и Горелая сопка, а также Верхне-Паратунские и Дачные термальные источники (4–5 дней на все объекты, включая время на дорогу из Петропавловска-Камчатского), Голубые озера (1–2 дня). Эти маршруты подробно описаны, не требуют специального снаряжения и проходимы даже для самых неопытных туристов.

Отдельно стоит сказать про весьма раскрученную Долину гейзеров.

Если вы хотите непременно посетить ее, нужно решить, чего вам жалко больше — времени или денег, потому что тут есть два варианта: либо идти до нее пешком 9–10 дней (в одну сторону) от поселка Мильково, либо заказать в местной турфирме вертолетную экскурсию (обойдется в районе 22–25 тысяч рублей с человека). Отмечу при этом, что многие посетители Долины гейзеров были разочарованы: она, мол, слишком цивильна, кругом проложены деревянные помосты и дорожки, ночевать и бесконтрольно гулять по территории не получится. К тому же вертолетные экскурсии длятся максимум пару часов. Так что вам решать, стоит ли так стремиться в долину или лучше потратить имеющиеся деньги и время на посещение других, не менее выдающихся достопримечательностей.

Города и поселки Камчатки, если не считать Петропавловск-Камчатский и Эссо, о котором речь пойдет ниже, не очень интересны.

Большинство из них представляют собой ряды хрущевок или деревянных покосившихся домиков. Впрочем, любителям постапокалиптических пейзажей стоит съездить в поселок Октябрьский на берегу Охотского моря или Усть-Камчатск на тихоокеанском побережье. Кладбища кораблей и катеров, ржавеющие портовые сооружения, кучи гниющей рыбы, оставшейся после браконьеров, — материала для фотографий в стиле «трэш из российской глубинки» будет предостаточно. Местный анекдот: японский турист приезжает в Усть-Камчатск и, посмотрев вокруг, спрашивает: «Oh my God! What happened? War?» — а ему отвечают: «No. Perestroika!».

Единственное исключение — разрекламированный и популярный поселок Эссо.

Впрочем, его раскрученность, как и в случае с Долиной гейзеров, не так соответствует реальной интересности. Достопримечательностей тут немного: всего несколько музеев, из которых наиболее интересен этнографический (ул. Набережная, 14а, ср. - вс. 10.00–14.00, 15.00–18.00, стоимость билета 40 рублей) да огромный термальный бассейн посреди поселка. Тем не менее здесь всегда много туристов, в том числе иностранных, благодаря чему инфраструктура вполне развита: даже у термального бассейна стоят скамейки и кабинки для переодевания. Кроме того, в поселке больше десяти гостиниц, из которых самая дешевая — «Ромашка» (ул. Мостовая, 9), где можно переночевать за 350 рублей (койка в трехместном номере). Рядом с этой гостиницей, кстати, стоит стенд с картой поселка, на которой указаны все достопримечательности и гостиницы.

В окрестностях поселка Эссо расположен Быстринский природный парк. В Эссо стоит зайти в офис парка (ул. Солнечная, 19), где можно узнать больше о его достопримечательностях и взять схемы маршрутов по нему.

Если вы не хотите путешествовать самостоятельно, то местные турфирмы предложат множество самых разных вариантов исследования Камчатки с опытными проводниками и экскурсоводами. Летом бывают конные и морские прогулки, зимой туры на снегоходах и собачьих упряжках, круглый год вас могут забросить в разные интересные места при помощи вертолета. Есть также джип-туры и поездки на квадроциклах, рыболовные туры, организованные сплавы по рекам и другие виды туризма. Однодневная конная или автомобильная экскурсия стоит около 2–3 тысяч рублей, полудневная морская экскурсия 1,5–3 тысячи рублей. Вертолетные экскурсии дорогие, хотя и длятся всего несколько часов. Дешевле 20 тысяч рублей на одного человека вы вряд ли что-то найдете.

Вместо заключения


На Камчатке сильно чувствуешь оторванность этого региона от остальной России. Даже Сахалин, даром что остров, не так изолирован: оттуда хотя бы ежедневно ходят паромы на материк. С Камчатки же можно улететь только на самолете, поэтому для ее жителей остальная Россия кажется какой-то далекой и призрачной. Называют ее «материк»: «полетел на материк», «привезли с материка» и т. д., хотя формально, конечно, Камчатка тоже часть этого материка.

Тем не менее даже здесь, на краю земли, есть жизнь и цивилизация, и, хотя многие уезжают отсюда, те, кто остались, говорят, что довольны и не променяют Камчатку ни на что другое. Почему они так думают, можно понять, приехав сюда и увидев всю здешнюю красоту.