На что смотреть в марте

leopoldmuseum.org, albertina.at, tate.org.uk, royalacademy.org.uk, museocitta.ra.it
В марте в музеях Европы относительно мало новых живописных выставок, зато много графики и скульптуры. Акварельным австрийским «скрытым сокровищам» в Вене как бы отвечает английская акварель XVIII века в Лондоне, в том же Лондоне можно увидеть ретроспективу Генри Мура, а в испанском Бильбао — скульптуру и подвижные инсталляции лондонца Аниша Капура.

Любовно-мифологическую серию «Сюита Воллара» Пикассо выставляют в Стамбуле, в Музее Перы.

На общем фоне заметно выделяются две небольшие выставки в северной Италии: авангардисты из коллекции Эме Маэ в Ферраре и английские прерафаэлиты в Равенне (последние — рядом с «настоящими» прерафаэлитами Фра Беато и Перуджино).

Ну и конечно стоит посмотреть на редко выезжающих из Толедо апостолов Эль Греко: эти работы из толедского кафедрального собора прибыли в брюссельский Центр изобразительных искусств — выставка продлится до 9 мая.

Подробнее об этих и других событиях культурной жизни Европы в марте читайте в очередном выпуске нашей постоянной рубрики «Выставки Европы».

Австрия


Австрйская акварельная живопись, 5 марта — 24 мая, Вена
«Скрытые сокровища» — так называется новая выставка в венском музее Леопольда, который был открыт в 2001 году на базе коллекции доктора Рудольфа Леопольда, насчитывающей около 5700 произведений искусства, в том числе около тысячи акварелей. К 85-летию со дня рождения основателя музея приурочена выставка, для которой отобраны 150 лучших акварелей из музейной коллекции. Многие из этих работ будут выставлены впервые, так как акварель требует особых условий для хранения из-за светочувствительности. По сути, посетителям будет предоставлена уникальная возможность познакомиться с 200-летней историей австрийской живописи в акварели. Открывается выставка работами знаменитого венского акварелиста Рудольфа фон Альта и живописцев эпохи бидермейера Карла Шиндлера и Томаса Эндера. Затем следуют работы австрийских импрессионистов Марии Эгнер и Эдуарда Цетше, а живопись венского модерна и раннего экспрессионизма представлена работами Густава Климта и Эгона Шиле. Период 1920–40-х годов отражается в акварелях Герберта Бёкля, Оскара Ласке и Йозефа Добровски. Завершается выставка разделом, посвященным современной австрийской акварельной живописи.
Подробности:
телефон: +43 1 52570-0
е-mail: office@leopoldmuseum.org
http://www.leopoldmuseum.org/
http://www.wien.info/ru/sightseeing/museums-exhibitions/highlights/leopold-museum-watercolor

Ретроспективная выставка Маркуса Люперца, 11 марта — 6 июня, Вена
В венской галерее Альбертина скоро откроется ретроспективная выставка одного из самых знаменитых современных немецких художников Маркуса Люперца (род. в 1941 году). Долгие годы Маркус Люперц был ректором Дюссельдорфской академии художеств, но самым главным увлечением мастера остается музыка — до сих пор он выступает как джазовый пианист. На выставке будут представлены работы Маркуса Люперца периода 1960–2000-х годов, в которых отражается путь художника от абстракционизма к нео-экспрессионизму, в том числе «Гимн дымовых труб» (1969), «Колос» (1973) и картины из цикла «Дафна» (2003).
Подробности:
телефон: +43 (0)1 534 83-0
е-mail: info@albertina.at
http://www.albertina.at/

Бельгия


Эль Греко, до 9 мая, Брюссель
Позднему творчеству испанского художника греческого происхождения Доменико Теотокопули, или Эль Греко (1541–1614), посвящена выставка, не так давно открывшаяся в брюссельском Центре изобразительных искусств. Творчество художника складывалось из самых разных элементов: критского наследия, уроков итальянского Возрождения и атмосферы Толедо, в котором художник прожил последние тридцать лет жизни. Любопытно, что после смерти имя и картины Эль Греко быстро были забыты — его творчество было открыто заново лишь в конце XIX века. Эль Греко считается «одиноким и экстравагантным» художником. Современные исследователи стремятся определить составляющие его «живописной алхимии»: удлиненные пропорции являются характерной чертой маньеризма, но лишь Эль Греко придал им мистическое значение. Его индивидуальности способствовала атмосфера Толедо, в которой определились иконографические предпочтения мастера, посвятившего себя религиозной живописи. Центром композиции брюссельской выставки стала удивительная серия «Апостолы» из толедского собора и музея Эль Греко. Соборная коллекция художника крайне редко покидает пределы Толедо, поэтому эту выставку можно считать почти уникальной.
Подробности:
телефон: 02 507 82 00
http://www.bozar.be/activity.php?id=9431&

Акция «Долгая ночь музеев», 6 марта, Брюссель
Как и во многих странах Европы, эта акция пользуется огромной популярностью в Брюсселе. С 7 вечера до часу ночи 19 городских музеев, в том числе Музей костюма и кружева, Музей музыкальных инструментов, Музей комиксов, Центр изящных искусств, в котором проходят выставки Фриды Кало и Эль Греко, распахнут свои двери для ночных посетителей. Чтобы быстро добраться до открытого ночью музея, можно воспользоваться специальными автобусами, проезд в которых входит в стоимость единого билета на «Ночь музеев» (8 евро, если билет куплен заранее, 12 евро 6 марта). Помимо специальных экскурсионных программ, посетителей ожидают музыкальные концерты, танцевальные вечера и театрализованные представления. В Музее промышленности и труда можно будет попасть в настоящую работающую кузницу, в Музее музыкальных инструментов увидеть танцы эпохи Возрождения, а Музей костюма и кружева подготовил выставку и шоу, посвященные моде 1960-х годов.
Подробности:
http://www.museumnightfever.be/
http://www.brusselsinternational.be/

Великобритания


Генри Мур, 24 февраля — 8 августа, Лондон
Весной и летом этого года посетителям лондонской галереи Tate Britain будет предоставлена возможность взлянуть на творчество знаменитого английского скульптора Генри Мура (1898–1986) в историческом и художественном контекстах. Участие в боях первой мировой войны, где он получил отравление газом, увлечение скульптурой Древней Греции, этрусков и майя, психоанализ, сюрреализм, идея «верности материалам» Роджера Фрая — это лишь немногое из того, что повлияло на творчество скульптора. Основным методом творчества Генри Мур считал «высвобождение художественного образа, хранящегося в материале», будь то дерево, камень, бронза, железобетон, свинец или терракота. На выставке будут представлены более 150 скульптур и рисунков художника из разных музеев и частных коллекций.
Подробности:
телефон: 020 7887 8888
е-mail: visiting.britain@tate.org.uk
http://www.tate.org.uk/

Пол Сэндби и акварели XVIII века, 13 марта — 13 июня, Лондон
Королевская академия художеств готовит выставку к 200-летней годовщине смерти одного из своих основателей — знаменитого акварелиста XVIII века, участвовавшего в «открытии Британии», создателя жанра топографического пейзажа, создателя акварельного пейзажа как самостоятельного вида живописи Пола Сэндби (1725–1809). Картины Пола Сэндби, изображающие британские провинции, отличаются картографической точностью. В 1751–71 годах Сэндби путешествовал по Великобритании, рисуя живописные загородные дома и пейзажи. К этому периоду его творчества относятся и красивейшие карты больших поместий в Англии, Шотландии и Уэльсе. Именно в XVIII веке акварель возрождается как незаменимая «техника путешественников», что совпадает с утвердившейся модой английских аристократов на путешествия по стране. Лучшие акварели гравировались, издавались в виде сборников, также видами Англии украшались интерьеры, изделия из фарфора. Именно поэтому параллельно с выставкой Пола Сэндби в Королевской академии будет проходить выставка «Акварели XVIII века из коллекции музея» (9 марта — 16 мая).
Подробности:
телефон: +44 844 209 1919
http://www.royalacademy.org.uk/exhibitions/paul-sandby-ra-1731-1809-picturing-britain-a-bicentenary-exhibition/

Германия


Всемирная выставка CeBIT, 2–6 марта, Ганновер
Около полумиллиона человек ежегодно посещают самую крупную выставку «цифровых решений», информационных технологий и телекоммуникации, которая проходит в марте в выставочном центре Messegelande. Всем, кто интересуется последними достижениями в области IT, более 6500 экспонентов из 70 стран представят свои новейшие разработки по следующим направлениям: информационные технологии, сети, автоматизация сбора и обработки данных, программное обеспечение, интернет, комплексные решения для проектирования и производства, телекоммуникации, банковские технологии и системы безопасности, автоматизация офиса, научные исследования и трансфер технологий, консалтинг. В рамках выставки пройдут конференции, выступления экспертов, дискуссии, форумы. Одноразовый билет на выставку стоит 38 евро, абонемент – 81 евро. Специальный гость этого года — Испания.
Подробности:
телефон: +49 511 89-0
е-mail: cebit@messe.de
http://www.cebit.de

Тициан «Портрет дамы в белом», 20 марта — 27 июня, Дрезден
Истории одной картины знаменитого итальянского художника Тициана (1488–1576) посвящена целая выставка в Дрезденской картинной галерее (Semperbau). «Портрет дамы в белом», созданный, вероятно, в 1550-е годы, до сих пор остается загадкой для исследователей. Кто изображен на картине? Была ли она написана для себя или для герцога Феррары? И наконец, в каком году? На все эти вопросы существуют разные ответы, поэтому организаторы выставки поместили картину в культурно-исторический контекст: это портреты самого Тициана, созданные в разные периоды творчества, и портреты его современников — художников Веронезе, Тинторетто, Варотари, Бассано, созданные в Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Вторая часть выставки посвящена исследованию костюма и символике белого цвета. Там будут представлены исторические костюмы и аксессуары XVI века из коллекций европейских музеев.
Подробности:
телефон: +49 - (0)351 - 49 14 2000
е-mail: Besucherservice@skd.museum
http://www.skd-dresden.de/en/ausstellungen/preview2006/Tizian_Die_Dame_in_Weiss.html

Испания


Искусство власти, 9 марта — 23 мая;
«Приглашенная картина», 16 марта — 30 мая, Мадрид

Образ правителя, монарха эпохи XVI--XVIII веков — вот главная тема выставки, которая откроется в мадридском музее Прадо в начале марта. Эта выставка подготовлена на базе зимней вашингтонской экспозиции «Искусство власти», но значительно расширена за счет богатой коллекции мадридской Оружейной палаты. Портреты монархов кисти знаменитых европейских художников, в том числе Рубенса и Тициана, и атрибуты «сильной власти» — доспехи, оружие — будут представлены на этой выставке.
Еще одна любопытная выставка из серии «Приглашенная картина» откроется в Прадо в середине марта. На этот раз это будет картина американского художника Джона Сингера Сарджента (1856–1925) «Дочери Эдварда Бойта» из Бостонского музея изящных искусств. Картина была создана в 1882 году под сильным влиянием картины Диего Веласкеса «Менины» из коллекции Прадо. Располагаться «приглашенная картина» будет рядом с шедевром Веласкеса.
Подробности:
телефон: +34 91 330 2800.
http://www.museodelprado.es/en/exhibitions/exhibitions/at-the-museum/arte-del-poder-armas-y-pinturas-de-la-corte-espanola/
http://www.museodelprado.es/en/exhibitions/exhibitions/at-the-museum/invited-work-emthe-daughters-of-edward-darley-boitem-sargent/

Персональная выставка Аниша Капура, 16 марта — 12 октября, Бильбао
Осенью прошлого года с большим успехом в лондонской Королевской академии искусств прошла большая персональная выставка современного художника Аниша Капура (род. в 1954 году в Бомбее, с начала 1970-х живет в Лондоне). Теперь работы этого художника можно увидеть на выставке в Музее Гуггенхайма в испанском городе Бильбао. Творческая карьера Аниша Капура в Великобритании складывалась весьма успешно: в 1980-х художник вошел в популярную группу «Новая британская скульптура», в 1990 году он оформил британский павильон венецианской биеннале, в 1991 получил престижную Тернеровскую премию, а с 1999 Капур является членом Королевской академии. На выставке будут представлены как популярные гигантские скульптуры прошлых лет, так и шесть новых работ художника. Среди экспонатов знаменитая инсталляция «Сваямбх» – объект из смеси краски, воска и вазелина, который медленно будет объезжать залы музея по специально проложенных для него рельсам, оставляя «кровавые» следы. Еще одним популярным экспонатом станет инсталляция «Стрельба в угол» – пушка, которая каждые 20 минут будет стрелять в стену ядрами из красного воска.
Подробности:
телефон: 94 435 90 00
е-mail: informacion@guggenheim-bilbao.es
http://www.guggenheim-bilbao.es/
http://www.guggenheim.org/bilbao/exhibitions

Италия


От Брака до Кандинского и Шагала, 28 февраля — 2 июня, Феррара
Весной этого года в Palazzo dei Diamanti будет работать выставка, посвященная истории одной из самых успешных художественных галерей второй половины ХХ века — частной коллекции, а затем и фонду французского коллекционера и издателя Эме Маэ. Музей Fondation Maeght был построен в 1964 году во французском местечке Сен-Поль-де-Ванс по проекту каталонского архитектора Хосе Луиса Серта. Проект галереи и её освещения обсуждался с Браком, Шагалом и Миро, чьи работы хранятся в музее в большом количестве. На итальянской выставке будут представлены более 70 картин, скульптур, рисунков таких художников, как как Жорж Брак, Хуан Миро, Марк Шагал, Александр Колдер, Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Василий Кандинский. Фотографии 1945–2000-х годов создадут исторический контекст создания коллекции и музея.
Подробности:
е-mail: diamanti@comune.fe.it
www.palazzodiamanti.it

Прерафаэлиты и итальянская мечта, 28 февраля — 6 июня, Равенна
Художественный музей города Равенны совместно с городским художественным музеем Оксфорда подготовили выставку, посвященную итальянским живописным и литературным корням искусства знаменитого «Братства прерафаэлитов», основанного в Англии в 1848 году. Что же являлось итальянской составляющей в бунтарских идеях воспитанников лондонской Королевской академии? На этот вопрос и пытается ответить новая экспозиция. Посетители увидят картины Фра Беато Анджелико и Перуджно рядом с работами Данте Габриеля Россетти, Уильяма Холмана Ханта и Эварда Берн-Джонса. Современный интерактивный проект, посвященный созданию мозаик Берн-Джонса, позволит погрузиться непосредственно в творческий процесс одного из прерафаэлитов и увидеть его «итальянскую мечту».
Подробности:
info@museocitta.ra.it
http://www.museocitta.ra.it/
www.informarte.org/

Турция


Пабло Пикассо «Сюита Воллара», 16 февраля — 18 апреля, Стамбул
«Suite Vollard» (Сюита Воллара) — так называется графическая серия офортов, созданная Пабло Пикассо в 1930–1936 годах и приобретенная в 1937 году известным парижским коллекционером и издателем Амбруазом Волларом (1866–1939). С 1893 года, когда у Воллара появляется собственная художественная галерея Rue Laffitte, он устраивает выставки таких художников, как Мане, Гоген, Сезанн, Матисс и Пикассо, чья персональная выставка прошла в галере Воллара в 1901 году. Воллар тесно сотрудничал с Пикассо во время его «розового» и «голубого» периодов, но кубизма не принял и разорвал сотрудничество, которое возобновилось только в 1937 году, когда Воллар купил эту серию офортов у Пикассо. В центре композиции этого цикла мифы о Минотавре и Пигмалионе, а моделью Пикассо для этой серии стала Мария-Тереза Вальтер, в которую художник был влюблен. Именно поэтому «Suite Vollard» часто называют «сюитой любви». Выставка проходит в стамбульском Музее Перы, расположенном в бывшем гранд-отеле La Bristol.
Подробности:
телефон: + 90 212 334 99 00
е-mail: info@peramuzesi.org.tr
http://en.peramuzesi.org.tr/

Франция


Люциан Фрейд, 10 марта — 19 июля, Париж
Парижский центр Помпиду подготовил большую выставку английского живописца и скульптора немецкого происхождения Люциана Фрейда (род. в 1922 году), внука знаменитого Зигмунда Фрейда. В Англию художник переехал в 1933 году, где обучался в лондонской Школе искусств и ремесел. Ранние работы художника исполнены в строгой реалистической манере, затем его искусство развивается под влиянием «новой вещественности» и эволюционирует в сторону статического сюрреализма. На выставке будет представлено около 50 работ художника разных периодов, а главной темой станет образ лондонской мастерской художника, своеобразной «творческой лаборатории», что позволит погрузиться непосредственно в творческий процесс создания многих работ Фрейда. Центром выставочной композиции будет картина Фрейда «Большой интерьер», созданная в 1968 году, а также серия автопортретов художника.
Подробности:
телефон: +33 (0)1 44 78 12 33
телефон: +33 (0) 892 684 694
http://www.centrepompidou.fr

Преступление и наказание, 16 марта — 27 июня, Париж
Новая философская и культурологическая выставка «Преступление и наказание» откроется в парижском музее Орсэ в середине марта. Она будет посвящена истории смертной казни, бывшей многие века неотвратимой мерой наказания за совершенные преступления. Хронологически выставка охватывает период с 1791 года, когда Лепелетье де Сен-Фаржо, представляя проект Уголовного кодекса, открыл свое выступление вопросом «Будет ли сохранена смертная казнь?», до 1981 года, когда она была отменена. Для Франции XVIII столетия смертная казнь едва ли ставилась под вопрос, и для большинства ее обоснованность казалась само собой разумеющейся. Монтескье утверждает, что смертная казнь «вытекает из природы вещей, почерпается из разума, из истоков добра и зла». Для Дидро, «поскольку жизнь — величайшее из благ, каждый согласен, чтобы общество имело права лишить этого блага того, кто его лишил бы других». Смертная казнь впервые была значительно ограничена в первые годы революции: кодекс 1791 года сводит к тридцати двум количество преступлений, наказываемых смертью, в то время как прежнее законодательство предусматривало сто пятнадцать таких случаев. Как изменяется отношение людей к смертной казни, проблеме зла и насилия на протяжении XIX и ХХ веков? На этот главный вопрос и будут даны ответы — в живописи Гойи, Жерико, Пикассо, Магритта, в кино и музыке, активно использующихся в экспозиции.
Подробности:
телефон: +33 (0)1 40 49 48 14
http://www.musee-orsay.fr

Швеция


Рубенс и Ван Дейк, 25 февраля — 23 мая, Стокгольм
Большая выставка, посвященная двум великим фламандским живописцам XVII столетия, откроется в конце февраля в Национальном музее в Стокгольме. Экспозиция будет построена как «диалог» между Питером Паулем Рубенсом (1577–1640) и Антонисом ван Дейком (1599—1641). Жанры, мотивы, источники вдохновения, техника, работа в мастерских двух художников будут сопоставлены на этой выставке. Отдельная часть посвящена работе Ван Дейка в мастерской Рубенса в 1618 году. В то время Рубенс делал эскизы, по которым Ван Дейк исполнял картины («Вакханалия», «Св.Амвросий и император Феодосий», «Портрет Жаклин ван Кастр»), которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу. На выставке будут представлены картины из собственной коллекции музея, а также из многих музеев Европы и США, в том числе посетители увидят вместе роттердамскую и стокгольмскую версии картины «Святой Иероним с ангелом» Ван Дейка.
Подробности:
телефон: +46 8–5195 4410
е-mail: info@nationalmuseum.se
http://www.nationalmuseum.se/sv/English-startpage/Visit-the-museum/Exhibitions1/Upcoming1/Rubens-and-van-Dyck1/