«ВИМ-Авиа» не должна и летает

Один из крупнейших чартерный перевозчиков ― «ВИМ-Авиа» ― не будет банкротом

ИТАР-ТАСС
Один из крупнейших чартерных перевозчиков ― «ВИМ-Авиа» ― не будет банкротом. Компании удалось урегулировать вопрос с долгом. Но, чтобы остаться на лету, она, пожертвовав долей на рынке, сосредоточится на доходных линиях и сделает ставку на регулярные рейсы.

Арбитражный суд Москвы в понедельник прекратил производство по делу о банкротстве авиакомпании «ВИМ-Авиа» ― одного из ведущих российских чартерных авиаперевозчиков, выполняющего рейсы в Египет, Италию, Грецию, Марокко и Испанию. Такое решение принято в связи с отказом заявителя от требований признать авиакомпанию банкротом, поскольку она погасила задолженность в размере 2 млн рублей, заявителем по которой выступило «Волжско-Камское судоходное общество».

На самом деле 2 млн рублей «ВИМ-Авиа» задолжала компании «Тулпар», специализирующейся на бизнес-перевозках. Но кредитор, который только в 2009 году подал на «ВИМ-Авиа» пять исков на сумму 56,5 млн рублей, перепродал свой долг «Волжско-Камскому судоходному общество». Причину перепродажи в «Тулпар» не комментируют. Но, как отмечают в «ВИМ-Авиа», для авиакомпании это стало большой неожиданностью. «Произошло это в тот момент, когда большая часть долга перед «Тулпар» была погашена и дальнейшие договоренности по погашению долга были согласованы», ― говорится в недавнем официальном письме авиакомпании, подписанном гендиректором перевозчика Александром Кочневым.

На авиарынок «ВИМ-Авиа» вышла в 2004 году. Владельцем компании стал бизнесмен Рашид Мурсекаев, заработавший на поставках в Россию китайского ширпотреба. Тогда же он купил для «ВИМ-Авиа» 12 подержанных «Боингов». Авиакомпания сразу же начала специализироваться на чартерах, где наблюдался явный дефицит провозных мощностей. Поначалу дела у перевозчика шли неплохо: в чартерном сегменте она обогнала даже «Трансаэро». Но потом из-за высокого спроса и периодических технических проблем стали происходить серьезные сбои в расписании.

Авиакомпания попала на первые строки в списках самых непунктуальных перевозчиков. Еще перед кризисом она начала показывать отрицательные финансовые и производственные результаты.

По итогам 2008 года падение пассажиропотока «ВИМ-Авиа» составило 36%. У «ВИМ-Авиа» появились долги. Кредиторы стали засыпать ее исками. Начиная с 2008 года только в московском арбитраже их насчитывалось более 80. А всего полгода назад «ВИМ-Авиа» оказалась среди тех десяти перевозчиков, финансовые состояние которых вызвало особые опасения Росавиации. Эти перевозчики могли лишиться сертификата эксплуатанта в любой момент.

Однако все эти долги, сообщает «ВИМ-Авиа», были урегулированы. Долг «Тулпар» был последним из известных. Если верить руководству компании, сейчас все чартерные программы выполняются в нормальном режиме и нет никаких оснований беспокоиться о летних планах.

Соглашаются с этим и эксперты. «Не возникало особых сомнений в том, что спор будет урегулирован и что до банкротства перевозчика дело не дойдет», ― говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Чтобы остаться на плаву, «ВИМ-Авиа» пришлось пересмотреть свой подход к перевозкам.

С осени прошлого года компания начала переводить на регулярную основу традиционные чартерные рейсы. При этом практически все прежние регулярные перевозки внутри России она закрыла в конце 2009 года, «потому что их рентабельность была абсолютно не приемлема для компании».

Из прежних регулярных рейсов у «ВИМ-Авиа» остались только старейшие международные направления ― Салоники и Барселона. «В целом все сводится к тому, что авиакомпания приняла решение сосредоточиться на доходных линиях, пусть в ущерб количеству перевезенных пассажиров и величине доли на рынке, ― отмечает Олег Пантелеев. ― И это позволяет перевозчику работать с лучшими финансовыми показателями».