Греция в человеческих условиях

Brand X Pictures/East News
Прилетели в Афины «Аэрофлотом» 31 декабря. На улице по ощущениям — нежаркое московское лето...

Мы готовились к среднеянварским 10 градусам и холодным дождям, но по факту нашего недельного пребывания вышло 15-20 градусов, высокое голубое небо и относительно теплая вода в море (в Нафплионе множество раз наблюдали купающихся греков, хотя 18 градусов --водичка, конечно, на любителя). Пару дней было ветрено, один раз прошел дождь.

Зима считается хорошим временем, для того чтобы познакомиться с континентальной Грецией:

камни развалин не плавятся от солнца, нет бесконечных орд туристов, цены снижаются. Одежду с собой лучше брать на все капризы погоды — холод, тепло, ветер, дождь. Очень пригодится удобная обувь для хождения по археологическим объектам.

Прилет, получение rent-a-car


Международный аэропорт в Афинах один, и он очень маленький. Первый этаж — прилет, второй — вылет. Терминал вытянут в линию, прямо напротив выхода находится станция ж/д, откуда можно доехать до Афин на поезде метро. Билет на двоих — 10 евро, на одного — 6 евро.

У rent-a-car`а, в котором мы заказали машину, своей стойки в аэропорту не было, поэтому по телефону мне был обещан человек, который будет ждать нас с табличкой. По прилете, конечно, никакого человека не оказалось. Появился он только через 40 минут, извиняться не стал, но улыбался, был вежлив и предупредителен. В честь наступающего НГ решили не обижаться. Авто нам достался бывалый — полуфольцваген 1,4, с пробегом 72000 км. Руль у него начинало бить уже на 80 км/ч, больше 120 км/ч машина могла разогнаться только с горки, на подъем мощности не хватало категорически, а про идею обогнать на дороге что-либо за исключением мотороллера и трактора пришлось забыть почти сразу. Царапинами были покрыты все внешние поверхности этого пепелаца, кроме одной двери и крыла. В принципе, это полностью снимало вопрос появления новых царапин (их бы просто никто не заметил)...

Возврат машины мы запланировали пятью днями позже там же в аэропорту. Другой человек, который должен был забрать у нас машину, опоздал уже на час.

В поисках этого джентельмена я успел сделать несколько звонков в роуминге, наорать на девушку-оператора прокатной конторы и вообще изрядно озвереть. Если предположить, что мы бы улетали в этот день, а не ехали дальше своим ходом в Афины, последствия этого опоздания могли бы стать для нас весьма печальными. В итоге применительно к аренде машины в Афинском аэропорту рекомендуется пользоваться прокатами со стойками получения-возврата (перечень можно найти на схеме аэропорта, на официальном сайте). Скорее всего, это будет дороже, но возможность выбора машины на месте, ее состояние и сэкономленные нервы окупят это.

Выбирая машину в интернете и ориентируясь на стоимость, стоит обратить внимание на «бензиновые» условия:

в некоторых случаях вам объявят стоимость только самой машины, а на месте попросят отдельно оплатить полный бак бензина — соответственно без последующего возврата денег за неиспользованный бензин...

Дороги, вождение


Греция — страна бедная, но европейская, поэтому качество дорог хоть и не дотягивает до средневропейского уровня, но все равно превосходит российские аналоги. Культура вождения в отношении пешеходов хромает, но в «межводительских» отношениях откровенного хамства или «быкования» не встречается.

Указатели с дублированием на английском есть на основных трассах, но в сельской местности на Пелопоннесе их очень мало и они преимущественно не греческом. Пропустить нужный поворот — плевое дело.

Если есть планы ездить вдали от проторенных туристических маршрутов, то стоит озаботиться подробной картой или легендой маршрута (например, на ViaMichelin.com).
Разметка есть везде, но она не соблюдается — обгон через двойную сплошную, немыслимый где-нибудь в Германии, здесь обычное дело. Скоростной режим тоже не соблюдается — нигде и никем — хотя везде висят строгие предупреждения о радарах. И штрафы при этом весьма суровые... Дорожную полицию видел два раза: один раз регулировали движение на ремонте дороги, второй раз стояли на обочине платной трассы. В итоге тема нарушений ПДД в Греции осталась для меня загадкой.

В горной части Пелопонеса на серпантинах (например, дорога из Нафплиона в Порто-Хели) несколько раз видел россыпи камней на дороге — размером с кулак и больше. Это бывает в тех местах, где склон не закрыт защитной сеткой и таких мест хватает. Если честно, было стремно получить такой подарок на крышу или в лобовое стекло на скорости... Вообще Арголида и горный Пелопоннес это не учебный полигон для неопытного водителя. Отбойников на серпатинах практически нет, ширина полосы тоже местами сильно оставляет желать...

При этом несколько раз в поворотах попадались встречные машины, едущие по разделительной полосе. Нужно быть очень внимательным и быть готовым отреагировать на неадекват...

В семь вечера зимой уже темно и на тех немногочисленных знаках, которые есть на Пелопоннесе, не нанесена светоотражающая краска, поэтому их видно с большим запозданием, чаще всего не видно вовсе. Если бы у нас во время вечерних передвижений не было GPS-навигатора (ездили с древней картой TomTom v5 Eastern Europe — кривенько, но в целом терпимо), то пришлось бы сильно понервничать.

При всем этом машина — это, пожалуй, единственная возможность проникнуться всей свободой и красотой этого региона. Автобусное сообщение хоть и имеется, но не слишком удобно.

История и природа


Греция — это прежде всего античная история. Развалины преследуют вас повсюду: вырастают посреди городской застройки, мелькают указателями с трассы. Первое время это интересно, особенно если знать на что смотришь и иметь хорошее воображение. Но лучше дозировать ежедневные просмотры древностей, потому как иначе они сливаются в одну невразумительную кашу.

Виды и природа Пелопонеса меня поразили, хотя опыт поездок вполне достаточный.

Море разного цвета в зависимости от погоды, острова и горы в дымке, оливковые рощи на склонах, бесконечные апельсиновые и лимонные сады... Очень и очень красиво. Есть, однако, сильное подозрение, что в жаркий сезон все это выгорает и плавится, так что спешите видеть.

Археологические объекты работают в зимнее время в среднем с 9 до 15 часов. Вход везде довольно дорогой (около 8 евро за полный билет) и часто не соизмеряется с «интересностью» объекта.

Выяснилось также, что с ноября по март по воскресеньям вход на открытые объекты бесплатный.

Например, поездка в Микены и Тиринф в такое воскресенье сэкономила нам 40 евро на двоих...

Еда


Греки любят поесть и умеют очень вкусно готовить. В рестораны они часто приходят большими компаниями или семьями. Порции поэтому довольно большие — в расчете на то, что их попробуют несколько человек из компании. Объевшись пару раз до возмутительного состояния, мы вывели собственную формулу питания на двоих — одно горячее и два салата. Этого всегда было достаточно, чтобы наесться и с учетом недорого алкоголя (домашнее вино или потрясающее местное пиво Mythos) ресторанный обед обходился нам в 30 евро на двоих.

Если обратить свое внимание на аутентичные забегаловки «сувлаки», то обед на человека будет стоить 5-6 евро.

Не слишком полезно, но очень вкусно. Интересно то, что места для «туристов» и для «местных» мирно соседствуют рядом — только в первых счет будет больше, а размер порции и качество блюд весьма средними. Выбирая место для обеда, стоит ориентироваться на людей и прислушаться к языку, на котором они говорят. В правильном месте многолюдно, по-гречески шумно и очень простой, даже примитивный интерьер. Мы, как всегда, ориентировались в выборе ресторанов на советы wikitravel.org и, как всегда, не ошиблись ни разу. Большое ему — сайту — человеческое спасибо, в очередной раз.

Среди личных открытий можно выделить потрясающий рыбный ресторан «Спопопулос» в городке Неа Киос. Это всего 5 минут на машине от Нафплиона вдоль берега залива. Название написано только по-гречески, с дороги есть указатель. Ресторан находится на берегу, у корня пирса, рядом с рыбным рынком (работает рано утром, когда из моря возвращаются рыбацкие лодки). Пять блюд из свежайших рыбы и гадов (привет вам, октопус и каракатица с чернилами!) вместе с литром вина обошлись нам в 40 евро.

Хорошей идеей также было изучить и распечатать список греческих блюд с комментариями о их сути — это помогает ориентироваться в многостраничных меню. Источников много, но вот здесь эта тема отражен достаточно полно — athensguide.com.

Шопинг


Как говорилось в советской поговорке, в Греции есть все. Вполне может быть, что так оно и есть. Но касательно шопинга это все ОЧЕНЬ дорого. А все остальное низкого качества.

Сезон зимних распродаж официально начинается в Греции с середины января. Во время нашего пребывания мы не смогли найти ничего достойного за приемлемые деньги. Апогеем офигения ценами для меня стала обычная куртка Columbia Titanium за 485 евро (26 000 руб) в ТЦ «The Mall» в Афинах. Из широко освещенных магазинных развлечений можно отметить блошиный рынок в Афинском районе Монастираки — место сильно на любителя, эдакий филиал Черкизовского рынка под греческим соусом — и Центральный рынок Афин в пяти минутах ходьбы от него. Мясные ряды — для крепких духом, рыбные — в непромокаемой обуви, овощные и фруктовые — на сытый желудок.

Места


Нафплион. Два часа от Афин на машине. Хорошая база для вылазок по Арголиде и просто уютный маленький городок. Улицы очень узкие, поэтому парковаться лучше в порту или в зеленой зоне Parko Stathmou — прямо под горой с крепостью Паламиди. Очень много ресторанов и недорогих пансионов. Старый город спускается со склона горы к морю, и жить лучше на более «высоких» улицах (не ниже уровня улицы Kapodistriou) — там гораздо тише и открываются роскошные виды на окрестности. Расстояния и подъемы в горку совершенно не обременительны. Обнаружили лифты, ведущие на вершину холма Акронафплии и позволяющие сэкономить силы на подъем к крепости — находятся на площади Psaromachala.

Чрезвычайно рекомендуются для неспешных прогулок променады вдоль моря с потрясающими видами на бухту и соседний с Арголидой горный регион Пелопоннеса — Аркадию.

От площади Arvanitias дорога направо, огибая холм Акронафплии, ведет в Нафплион, дорога налево — до пляжа Кarathona. Любителям фортификационных соружений категорически рекомендуются к осмотру крепость Паламиди, находящуюся на самом высоком холме прямо над Нафплионом. К ней есть объездная дорога, но стоит не торопясь подняться пешком по ступеням (их 859 штук или около того): панорамы города и залива в утренней дымке искупят все возможные неудобства.

Эпидавр. Туда едут смотреть античный театр, один из самых хорошо сохранившихся в Греции. Также летом там проводится театральный фестиваль. Театр большой. Вокруг горы. Можно посмотреть фотографии и не ездить туда специально — разве что по дороге... Нужно иметь в виду, что находится театр в местечке под названием Asklipiio.

Порос. Приятный островок с одноименным городом. Из Афин сюда приходят корабли на дневные экскурсии. Однозначно стоит посещения — машину можно бросить в городке Galatas, через пролив. Цена морской «маршрутки» 80 евроцентов с человека, ехать 5 минут.

Гидра. Еще один «экскурсионный» остров. Мы на него не ездили, но его вид в штормовом море, и панорамы, которые открываются с дороги Ermioni-Galatas, идущей вдоль моря, произвели на меня самое сильное впечатление за всю поездку. Дорога тяжелая, местами критически узкая «полуторка», но это было незабываемо здорово...

Портохели. Это скорее марина, а не город — парковка для множества красивых яхт со всего мира. Из неместных портов приписки были замеченны Лондон, Амстердам, Дубровник.

Тиринф. Маленький городок на трассе Нафплион-Аргос. Присутствуют развалины по 4 евро с человека. Кроме циклопических стен, которые отлично видны из-за забора, мы для себя ничего интересного не обнаружили.

Микены. Место силы чрезвычайно древней цивилизации. Когда Афины еще не родились, Микены уже погибли. По мнению путеводителя «Афиша», поездку в это место можно сравнить с полетом на Луну — ехать нужно, но не ясно зачем. Мне очевидно, что авторы были там в жаркий сезон. Зимние Микены на скале под бездонным небом, среди гор и зеленых полей — это то, что нужно увидеть. Львиные ворота и сокровищница Атреуса, знакомые по учебникам истории, производят на удивление сильное впечатление.

Аргос. Один из древнейших городов Европы. Есть подозрение, что аргонавты со своим кораблем Арго были именно отсюда... Крупнее и оживленнее Нафплиона, много магазинов, рынок. На западной окраине города находятся развалины античного театра, ничем не уступающие размерами своему собрату в Эпидавре, однако за счет того, что место не раскручено, туристов нет вообще. На огромной скале над Аргосом находится крепость Larissa — к ней мы не попали, но выглядит она достойно...

Древний Коринф (Archea Korinthos). Еще одно место, куда мы не попали в связи с нехваткой времени. По всем отзывам это место, достойное подъема в гору пешком. Развалины стоят на горе посреди равнинного въезда на Пелопоннес. Даже снизу, из проезжающего по автостраде авто, вид на стены и укрепления Коринфа завораживает.

Коринфский канал. Инженерное сооружение, превратившее полуостров Пелопоннес в остров. Заслуживает остановки, но сделать это возможно только на локальной дороге Gefyra-Korinthos — припарковаться рядом с трясущимся с железным мостиком и подождать проходящего по каналу корабля. Скоростная трасса E65-E94 Афины-Пелопонес проходит дублером в паре сотне метров отуда, но останавливаться на ней не стоит...

Афины. Стройный хор голосов на иностранных сайтов сообщал, что «city is horrible», русскоязычные рассказывали об Афинах, как об уродливом бетонном котловане, задыхающимся от пробок и смога. На выходе личных впечатлений получился тихий, зеленый город, приятный для прогулок и насыщенный приятными античностями.

Причина такой радикальной нестыковки мне очевидна: зимний несезон и каникулы в школах Греции.

Многие родители взяли отпуска и уехали отдыхать вместе с детьми. Кроме того, мы не стремились покидать туристический заповедник — районы Плака и Монастираки, хотя и побывали в районе площади Омония, единодушно обозначенной всеми путеводителями проклятым местом с наркоманами и проститутками, просто-таки вход в Ад... Площадь как площадь. Приезжайте в Москву, ребята!

Парфенон и Акрополь — то, ради чего все, в общем-то, и затевалось — оказались главным разочарованием поездки.

Все в «лесах», кругом строительная техника и толпы народа. Возможно, сказалось обилие дикой красоты Пелопоннеса в предыдущие дни, но впитать в себя величие истории Акрополя у нас не получилось. Однако идти, конечно, нужно — это основной городской аттракцион. Помимо Акрополя настоятельно рекомендуется осмотр Агоры и маленьких улочек на северном склоне Акрополя.

Также есть смысл сходить посмотреть на почетный караул у греческого парламента — эвзонов — а также на то, как над ними издеваются туристы...

Тягостное зрелище на фоне наших гвардейцев в Александровском саду в Москве. Нужно будет нам добраться-таки до Букингемского дворца и посмотреть, как у них там это организовано. На меня произвел сильное впечатление тот факт, что эвзоны эти после сдачи караула идут потом в своей дикой форме строевым шагом еще около километра по обычной городской улице среди каких-то лавок, газетных киосков и троллейбусов с машинами, пока не добираются до своей караулки в Национальном саду. ...А ведь большая честь, очевидно.

Мы забронировали 3* отель Philippos о котором есть масса хороших отзывов. Это было, несомненно, архиправильное решение. Отель расположен предельно удобно со всех точек зрения: в пяти минутах ходьбы метро Acropolis, в трех минутах пешеходная зона Акрополя, Новый музей Акрополя и вход на Плаку, храм Зевса в двух кварталах. При этом район очень тихий и уютный, в отличие о тесной и шумной Плаки. Самым приятным для нас было то, что когда мы пришли с нашей бронью в Philippos, нам сообщили что мест нет... И тут же переселили в 4* «сестринский» отель (у них один хозяин и менеджмент) через улицу. В итоге мы жили в Superior номере 4* с видом на Акрополь за 45 евро в сутки на двоих с завтраком. На крыше этого отеля были бесплатные джакузи и сад под открытым небом. Приятно, что и говорить...

Восемь дней в зимней Греции стали для нас отличной возможностью познакомиться с этой страной в человеческих условиях.

Это лишний раз подтвердило золотое правило наших поездок — путешествовать нужно в несезон...

Ресурсы: wikitravel.org — путеводитель. Корректная, хорошо структурированная и, что не маловажно, адаптированная информация о путешествиях по всему миру. hotelscombined.com - гостиницы, поисковик по букинговым сайтам. compare.carrentals.co.uk - авто, поисковик по агентам. ViaMichelin.com — планировщик маршрутов, расчет времени и стоимости движения на автомобиле. athensguide.com — сильно субъективный, но весьма подробный справочник по Афинам от экспата-американца.