Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Совсем другая Польша (продолжение)

POT
Итак, с перемещением по стране мы разобрались, теперь поговорим о том, куда же, собственно, перемещаться.

Варшава. В отличие от большинства европейских столиц Варшаву нельзя назвать главным собранием достопримечательностей. Да, имеется воссозданный после войны королевский дворец, кропотливо собранный практически с нуля с использованием старинных техник ансамбль старого города, парки Лазенки и Вилянув — но это, пожалуй, и все, что могло бы заинтересовать обычного туриста с фотоаппаратом.

Чтобы вам все стало понятно про этот город, приведу один простой факт:

до войны ширина колеи варшавских трамваев была «российской», а после войны стала «европейской», и ее даже не пришлось специально перешивать. Разные источники сходятся в том, что после военных разрушений в польской столице осталось не более километра рельсов. Представляете себе, как надо было бомбить город, чтобы даже закованный в брусчатку чугун разнести в пыль?

Для того чтобы по-настоящему оценить варшавские достопримечательности, надо порыться в старых фотографиях и посмотреть, как выглядели такие игрушечные сейчас кварталы старого города в 1945 году. Понять, из каких руин все это было поднято. И почувствовать, бродя вдоль старых стен, что, несмотря на все это, Варшава смогла остаться собой.

Пожалуй, лучше всего об этом сказал польский поэт Тадеуш Гайцы, погибший во время варшавского восстания в 1944 году:

«Когда город сон смотрит десятый,
Тучи небо малюют тушью,
Подойди к этим стенам щербатым,
Приложи к ним ухо и слушай…

Как же их не любить, стены эти,
Двух столиц, что в сон уплывают,
Если в греческий мрамор одеты
Обе — павшая и живая?!»

Если вы услышите песню стен, вы никогда не забудете Варшаву. Если нет — она так и останется для вас городом бетонных коробок, закопченных серой угольной пылью.

Краков. Вторая столица Польши, пострадавшая намного меньше первой. В голосовании «Семь чудес Польши» в первую семерку вошли аж два краковских объекта: ансамбль старого города (№ 7) и замок Вавель (№ 4). А если учесть, что выиграла голосование соляная шахта в непосредственно граничащей с Краковом Величке, да еще добавить, что в двух часах езды на автобусе находится «зимняя столица» страны — Закопане, то становится понятно, почему именно Краков стал у туристов «городом № 1».

Старый город — это живое Средневековье.

Совершенно необычные ощущения возникают при виде мемориальных табличек с надписями «Здесь в 1592 году жил и работал…» — все-таки очень непривычно, когда такой древний дом не только стоит, но и хранит память о ком-то из своих великих жильцов.

Обязательный набор в Кракове — рынок с торговыми рядами, остатки городских стен и разбитый на месте древних фортификаций парк Планты, алтарь Вита Ствоша в Мариацком костеле. С его башни ежечасно раздается хейнал — прерывающаяся мелодия, повторяющая, если верить легенде, сигнал тревоги, который не успел доиграть убитый татарской стрелой трубач.

Замок на Вавельском холме знаменит прежде всего своими экспозициями: это королевские покои, арсенал, коллекция гобеленов.

Некоторые экспозиции бесплатны в воскресенье или понедельник (в зависимости от сезона), однако и в этом случае для посещения необходимо получить в кассе билет, так как количество желающих обычно больше, чем возможности выставок.

Отдельного внимания заслуживают кафедральный собор, колокол «Сигизмунд» и так называемая «пещера дракона» — довольно симпатичное карстовое образование у подножия холма (через него удобно покидать замок). Согласно легенде, именно здесь прятался злобный дракон, которого хитростью победил местный сапожник. Он подбросил к пещере тушу овцы, наполненную серой, дракон проглотил ее и почувствовал такое жжение в животе, что стал пить из Вислы воду, пока не лопнул. Скульптура дракона встречает туристов у выхода и периодически извергает из себя огонь, причем «извержение» можно даже специально заказать посредством sms-сообщения.

В непосредственной близости от Кракова находится главное чудо Польши — Величка.

Между прочим, городской ансамбль также попал в первый список всемирного наследия ЮНЕСКО, но на него, к сожалению, туристы редко обращают внимание: все затмевает собой собственно соляная шахта. Туристическая трасса в шахте — это примерно трехкилометровый маршрут, включающий в себя 20 камер, расположенных на глубине от 64 до 135 метров. Пересказывать впечатления бесполезно: камеры с соляными скульптурами, выполненными руками шахтеров, или часовню св. Кинги с люстрами и паркетом из той же соли лучше просто один раз увидеть.

После двухчасовой экскурсии по пещере особенно впечатляет информация о том, что для туристов открыто всего около двух процентов помещений.

Впрочем, если вам этого покажется мало, можно попробовать набрать от 5 до 10 желающих и пройти по так называемому геологическому маршруту. Здесь вы увидите то, что не показывают обычным туристам, правда, для четырехчасового путешествия по подземельям нужна хорошая физическая форма и спелеологическое снаряжение.

Гданьск. Именно этот город спорит с Краковом за звание самого красивого в Польше. Если Краков — это средоточие всего польского (недаром замечательный поэт и географ Винценты Поль как-то сказал, что «въезжая в Краков, тот, кто не был поляком, становится им»), то Гданьск — это славянское небо на немецких крышах. Узкие улочки старого города, полные шедевров кирпичной готики, фахверковые дома на Амбарном острове, старые мельницы и элеваторы — весь этот коктейль, щедро сдобренный морским воздухом, можно пить часами. А вечером нужно посидеть на набережной в каком-нибудь из многочисленных рыбных ресторанчиков — близость Балтики обязывает, хотя не факт, что предлагаемая рыба будет поймана именно там.

Познань. Город знаменит главным образом своей ярмаркой, крупный деловой и промышленный центр. Несмотря на древнюю историю (по мнению большинства ученых, именно здесь свыше тысячи лет назад произошла «торжественная церемония» принятия Польшей христианства), интересен прежде всего для туристов, ценящих аутентичную архитектуру конца XIX — начала XX века. В Познани находится самая молодая в Европе резиденция монарха — Императорский дворец, построенный для кайзера Вильгельма II в 1910 году. Впрочем, интересен не только дворец, но и весь построенный в начале 20 века комплекс, спроектированный одним из виднейших урбанистов Европы Йозефом Штюббеном.

Вроцлав. Город, расположенный на многочисленных островах Одры, часто называют «городом тысячи мостов». Тысяча — это, конечно, поэтическое преувеличение, однако даже по самым строгим критериям подсчета 117 мостов во Вроцлаве есть. Эта мозаика островов, пожалуй, и есть главная изюминка города. Еще город называют «кладовой тепла»: из-за расположения у подножья Судет температуры здесь обычно выше, чем в среднем в округе.

Обязательная программа посещения: Тумский остров с кафедральным собором Иоанна Крестителя, ратуша и рыночная площадь.

В сезон можно прокатиться на туристическом теплоходе по протокам Одры. Любители раннего модерна наверняка не обойдут вниманием Зал столетия — новаторскую для своего времени конструкцию, построенную к сотой годовщине «Битвы народов» под Лейпцигом.

Щецин. Еще одна, наряду с Гданьском, столица воеводства, являющаяся морским портом. Визитная карточка города — валы Болеслава Храброго, система террас, возвышающихся над берегом Одры на месте бывших фортификаций. К посещению также рекомендуется замок поморских князей с Колокольной башней, с которой открывается замечательная панорама города. Для тех, кто отсюда отправляется дальше на запад, может оказаться очень полезной касса немецких железных дорог, продающая различные скидочные билеты и проездные по Германии.

Лодзь. Город с удивительной историей, точно отраженной в латинском девизе «Ex navicula navis» — «из лодочки лодка». Еще в 1777 году это поселение состояло из 66 домов, в которых проживали 265 жителей. Однако 1820 году власти Царства Польского приняли решение развивать здесь ткацкий промысел, и в течение столетия население города выросло в 600 раз, а Лодзь стал одним из главных промышленных центров не только Привислинского края, но и всей Российской империи.

Город, безусловно, будет интересен любителям индустриальной архитектуры XIX столетия. Фанаты трамваев также оценят пригородную сеть с однопутками, разъездами и трамвайными мостами, предоставляющую возможность прокатиться на самом длинном в Польше 37-километровом маршруте № 46 из Лодзи до Озоркува.

Чудеса из списка


Коротко пройдемся по оставшимся объектам из списка «7 чудес Польши». Второе место в нем занял ансамбль старого города в Торуне. Моя личная рекомендация: смотреть панораму ночью с левого берега Вислы, из торуньского района Подгуж — впечатление незабываемое.

Еще Торунь в Польше знаменит тем же, чем Тула, Вязьма и Городец в России, а именно своими пряниками. Знаменитые «катажинки» в форме сердца непременно стоит попробовать, а то и увезти с собой в качестве сувенира.

Третье место досталось замку крестоносцев в Мальборке близ Гданьска — самому большому в Европе готическому строению из кирпича и по совместительству самому большому замку Польши. Наиболее интересна здесь, на мой взгляд, возможность познакомиться в ходе экскурсии с подробностями быта рыцарей Тевтонского ордена. Впрочем, сам по себе замок, безусловно, также весьма впечатляет.

Пятое место получил в голосовании Эльблонгский канал — пожалуй, самое удивительное из «чудес». Неофициально его также называют Эльблонгско-Острудским или Острудско-Эльблонгским, и зависит это каждый раз от того, мэр какого города победит в ежегодном перетягивании каната.

Основная трасса канала насчитывает 83,3 км, а знаменитым его сделало уникальное техническое решение:

на коротком 10-километровом участке, где перепад высот составляет около 100 метров, создана система из 5 судоподъемников, своего рода судовозных фуникулеров. Вид корабля, поднимающегося наверх по рельсам, проложенным на зеленой лужайке, стал визитной карточкой Мазурского поозерья — популярнейшего места летнего отдыха в Польше.

Наконец шестое место досталось городу Замосць — еще одному объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО в Польше, прозванному «жемчужиной Ренессанса». Это единственный в стране город, построенный по регулярному плану в виде пятиугольника. В 1580 году гетман Ян Замойский, желая создать идеальный город, поручил реализацию этого замысла итальянскому архитектору Бернардо Морандо. До наших дней, несмотря на все изменения, сохранился целостный городской ансамбль, а бриллиантами в короне можно назвать ратушу, Большой и Соляной рынки, армянские каменные дома и остатки бастионов крепости.

К сожалению, не так давно этот город полностью лишился железнодорожного сообщения, и поезда теперь доходят только до расположенной в десяти километрах от него станции Завада, которая как никогда оправдывает свое название, означающее в переводе с польского препятствие или помеху.

Зимние развлечения


Здесь, конечно, первое место занимают горнолыжные курорты. Самый известный в Польше регион для горнолыжников и сноубордистов — польские Татры, поэтому центр Татранского повета (района) город Закопане носит неофициальный титул «зимней столицы» страны. К тому же у Закопане неплохое сообщение с соседней Словакией, чьи Высокие Татры пользуются не меньшей популярностью у лыжников, ну и близость богатого достопримечательностями Кракова делает свое дело: катание удобно совмещать с их осмотром. Малопольские лыжные курорты Бялка-Татшаньска, Буковина-Татшаньска, Мурзасихле или Юргов также хорошо известны в стране.

Еще три известных горнолыжных «агломерации» — это Сондецкие (Крыница и Пивнична) и Силезские (Щирк, Устронь, Висла) Бескиды, а также горы Карконоше (Шклярска-Поремба и Карпач).

А вообще выбрать место для катания по вкусу можно на всем протяжении южных границ Польши: соответствующая инфраструктура есть практически везде — от городка Устшики-Дольне в нескольких километрах от Украины до курорта Сверадув-Здруй, откуда уже недалеко до Германии.

Впрочем, желающие могут отправиться и к противоположным границам — на северо-восток.

Здесь, будучи противоположностью Вроцлаву, находится польский «полюс холода» — Вармию и Мазуры. Снежные зимы и всхолмленная местность делают их все более популярными и у любителей зимнего спорта. А в расположенном в том же регионе селении Станчики в Ромницкой пуще есть развлечение иного рода: находящиеся там заброшенные железнодорожные виадуки — одно из самых известных мест сбора фанатов банджи-джампинга. Ну и еще рядом находится основанная русскими старообрядцами деревня Водзилки, где можно посетить традиционную русскую баню. Конечно, вряд ли это то, за чем специально стоит ехать зимой в Польшу, но если уж вы окажетесь в тех краях, то почему бы и нет.

Пляжный отдых


Если для горнолыжного спорта годятся практически все польские горы, то для купания — практически все побережье от Вислинской косы до острова Узедом. Мендзыздрое, Реваль, Колобжег, Мельно, Дарлово, Устка, Леба, Ястарня, Сопот, Крыница-Морска — вот неполный список мест для пляжного отдыха.

Из Дарлова, Колобжега и Гданьска летом предлагаются однодневные морские экскурсии на расположенный в ста километрах от польского побережья датский остров Борнхольм. Очень рекомендую, это приятно разнообразит ваш отдых.

Лесные узкоколейки


Любителям памятников техники наверняка будет приятно узнать, что в начале XXI века узкоколейные железные дороги переживают в Польше настоящий ренессанс. В начале нового тысячелетия казалось, что, заброшенные государственной железнодорожной администрацией, они обречены либо на медленное умирание, либо на скорую разборку на металлолом. Однако энтузиасты железных дорог встретили во многих местах поддержку местных властей, которые приняли решение принять узкоколейки на баланс и организовать на них туристическое движение в летний сезон. Несмотря на то что поддержание дорог в рабочем состоянии требует дотаций, власти от них не отказываются: за несколько лет узкоколейки стали туристическими брендами региона и, не окупаясь напрямую, косвенно способствуют притоку денег в локальную экономику.

Одна из самых знаменитых среди них — дорога Пшислуп — Майдан — Смольник в польских Бещадах.

Бывшая лесовозная «железка» проходит по живописным уголкам польских Карпат вдоль границы со Словакией (настолько близко, что графики этой дороги печатаются в туристическом разделе словацких железнодорожных расписаний). На конечной, в Пшислупе, туристов ждет кафе, фирменное блюдо которого — местная ручьевая форель. А на станции Бальница, тропа с которой ведет прямо в словацкую деревню Осадне, до сих пор не ловит сигналов ни один мобильный телефон...

Еще три лесных узкоколейки — в Плочизне, Чарной-Белостоцкой и Хайнувке — находятся близ границы с Белоруссией.

Наиболее интересна из них последняя, расположенная в польской части Беловежской пущи. Ее осмотр вполне можно совместить с проживанием в современной польской крестьянской усадьбе, прогулкой по национальному парку и посещением зубрового питомника.

Милитари-стайл


Напоследок еще об одной категории достопримечательностей, редко попадающей в путеводители. Это разного рода военные объекты XX века.

Один из самых интересных из них находится в Чарножецко-Стшижовском ландшафтном парке в Подкарпатье и представляет собой железобетонный туннель длиной 380 метров, созданный специально для того, чтобы укрыть в себе специальный поезд Адольфа Гитлера. Туннель использовался всего однажды: во время встречи фюрера с Муссолини 27 августа 1941 года. Еще один подобный объект расположен в близлежащем Стшижове. Видимо, он был построен для дублирования, на всякий случай.

Не менее удивительна судьба так называемой «Борышинской петли» — укрепленного района близ города Свебодзин в Любушском воеводстве, возведенного немцами в период с 1934 по 1939 год на случай нападения Польши.

Здесь можно совершенно неожиданно наткнуться в лесу на сохранившиеся противотанковые надолбы, но больше всего впечатляют огромные подземные коридоры с железнодорожными путями, для возведения которых потребовалось произвести более масштабные земляные работы, чем для строительства первой очереди варшавского метро.

Ненужные военным бункеры облюбовали летучие мыши — в настоящее время там аж два заказника с рукокрылыми.

Наконец, от военных (на сей раз советских) Польше досталось целых два города. И если один из них (Борне-Сулиново) был впоследствии заселен и стал обычным польским городком, где о прошлом напоминает разве что кладбище на окраине с русскими фамилиями на могильных плитах, то второй (Кломино) так и остался заброшенным. Расположен он в Великопольском воеводстве вблизи города Пила. У местных жителей Кломино получил прозвище «польской Припяти» — отчасти из-за того, что выглядит как на картинках из оставленного города украинских атомщиков, отчасти потому, что был местом проживания военных, обслуживавших шахты для ядерных ракет стратегического назначения. Любители таких мест вполне могут попробовать там полазить. Главное — внимательно смотреть себе под ноги: основная опасность — открытые колодцы, которые заросли травой. Как верно заметили на пильском форуме, посещение города безопасно только в том случае, если «браваду, экстрим, глупость и выпендреж оставить за границами города».

Ну а если вы все-таки хотите немножко экстрима, можно съездить на полигон вблизи Колобжега (совсем недалеко от пляжа) и покататься там (в качестве пассажира) на танке Т-55. Посмотреть на Польшу сквозь прицел советского танка — что-то в этом есть, не правда ли?

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что, разумеется, отбор достопримечательностей в этом мини-путеводителе во многом субъективен — просто потому, что для описания всех достойных посещения мест (как известных, так и необычных) следовало бы издать книгу страниц примерно в сто.

Однако я уверен, что, если отправиться в Польшу свободным от каких бы то ни было предубеждений, каждый сможет открыть для себя в этой стране что-то свое, по лоскутам собрав именно тот образ страны, который будет принадлежать только ему и никому другому.

Вернуться в начало и написать «личный опыт»