Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Совсем другая Польша

POT
В советские времена об этой стране бытовала поговорка «курица не птица, Польша не заграница», а какое-то время после развала СССР она воспринималась практически исключительно как один большой базар. Идея поехать туда не с целью «купить подешевле — продать подороже» воспринималась как минимум с недоумением.

Ныне, когда с челночными намерениями выгоднее стало отправляться в Китай, а главный некогда рынок страны — стадион Десятилетия — пал жертвой Евро 2012, многие с некоторым удивлением открыли для себя совсем другую Польшу. В ней — как это и положено стране, веками стоявшей на перекрестке культур, — что-то притягательное европейское сочетается с чем-то необъяснимо родным. Вот об этой Польше и пойдет речь.

Как добраться


Возможностей попадания в страну несколько: выбор зависит от того, откуда вы едете и какими средствами располагаете. Разумеется, самый быстрый способ — авиаперелет. К сожалению, из-за монополии на линии Россия — Польша двух национальных авиакомпаний (российского «Аэрофлота» и польской ЛОТ) разумных цен ожидать не приходится: цена 320 евро в оба конца на полном серьезе считается на маршруте Москва — Варшава спецпредложением.

С бюджетными авиакомпаниями Польше как-то не везет.

Было уже две попытки создать что-нибудь стоящее (первой была независимая Air Polonia, второй «дочка» ЛОТ — Centralwings), и обе кончились банкротствами.

Есть несколько прямых поездов (самый быстрый из которых — восстановленный некоторое время назад «Полонез»), однако они, будучи не в силах догнать самолет по скорости, явно стремятся догнать его по стоимости.

Желающие сэкономить могут попробовать воспользоваться бюджетными авиаперевозчиками, полетев из Киева в Катовице (это особенно актуально для жителей юга России) или даже из Москвы в Берлин (от которого до польской границы можно добраться примерно за час), если вас, к примеру, интересует западная Польша.

Восточное Поморье и Мазурские озера достижимы автобусами из Калининграда, до которого цены на авиабилеты куда более вменяемые.

В столицу Янтарного края при должном везении удастся улететь за 50 евро со всеми сборами в один конец, еще в 10 евро обойдется автобус в Гданьск. В Берлин можно долететь примерно за 100 евро, плюс около 20 на дорогу до Познани или Щецина. А полеты из Киева в Катовице начинаются от 25 евро. Правда, нужно будет еще добраться до Киева: билет на поезд из Москвы или Ростова-на-Дону — минимум 1500 рублей.

Можно также добраться поездом, разбив поездку по границе бывшего СССР.

Только учтите, что местных поездов от последней белорусской до первой польской станции на брестском направлении осталось всего два, а на гродненском направлении — три в сутки. Чуть лучше ситуация на участке Львов — Пшемысль, который можно преодолеть автобусом. Правда, время, проведенное на пограничном досмотре на автопереходе, предсказать трудно. Поездка в из Москвы в Варшаву с пересадками в Бресте и Тересполе обойдется минимум в 35 евро, а из Москвы в Краков с пересадками во Львове и Пшемысле — в 65.

Есть способы и более экзотические.

К примеру, однажды я с товарищем ехал в Польшу через самый южный украинско-польский железнодорожный погранпереход Хыров — Кросьценко, открытый для международного сообщения незадолго до нашей поездки. Паспорта с двуглавым орлом на обложке произвели на представителей украинских властей неизгладимое впечатление: они настолько не ожидали увидеть российских туристов, что дважды подвергли нас раздельному допросу (видимо, сличали показания), потребовали предъявить все имевшиеся у нас на руках железнодорожные билеты по маршруту от Москвы до Хырова, а затем поместили в отдельный вагон под охраной четверых солдат и успокоились только тогда, когда сдали нас польским коллегам. В общем, если хотите сэкономить, пробуйте разные пути. По крайней мере будет потом, что вспомнить.

Виза


Для посещения Польши вам потребуется шенгенская виза. Желающие получить ее самостоятельно могут обратиться в консульства Польши в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде или Иркутске (в зависимости от места проживания). Набор документов стандартный: фотография, подтверждение финансовой состоятельности, оплаченная бронь отеля, медицинская страховка. Сбор за оформление туристической визы — 35 евро.

Когда ехать


Польша хороша в любое время года, так что выбор даты путешествия зависит от ваших предпочтений: зима — время горных лыж, лето — балтийских пляжей, межсезонье — трекинга и агротуризма. Ну а города прекрасны в каждую пору по-своему. Желательно только, чтобы первый день вашей поездки не приходился на какой-либо из религиозных праздников, объявленных «красным днем календаря»: закрыто будет практически все и везде.

Где жить


К поиску мест проживания в Польше следует подходить со всей тщательностью. Конечно, если вы готовы к западноевропейским ценам, можно воспользоваться любой из известных систем бронирования отелей. Проблема здесь в том, что в Польше с этими системами сотрудничают в основном наиболее продвинутые, а следовательно, и наиболее дорогие гостиницы.

Если есть желание сэкономить, не сильно потеряв в качестве, можно попробовать поискать жилье на сайтах интересующих вас городов в разделах «Turystyka», «Noclegi» или «Baza noclegowa» и потом уже напрямую связываться по электронной почте с заинтересовавшими вас местами проживания. Иногда стоит заглянуть и на сайты объектов, так сказать, туристского притяжения. Например, замечательный ночлег в специально оборудованном для приема гостей деревенском домике в Беловежской пуще мне с друзьями удалось найти с помощью туристической службы расположенного там национального парка. При этом семейное турагентство из села, не насчитывающего и трех тысяч жителей, без проблем подготовило нам все необходимые для получения визы документы, а предложенный после прогулки по пуще ужин мы так и не смогли съесть даже втроем.

Хостелы в Польше вполне распространены, однако, на мой взгляд, пользоваться ими разумно только в двух случаях: при путешествии в одиночку или тогда, когда вам очень хочется расположиться за приемлемую цену в самом центре города.

Если вы путешествуете хотя бы вдвоем, обычная гостиница может оказаться не дороже хостела. Кроме того, иногда крупные гостиничные сети на манер авиакомпаний практикуют промоакции: при оплаченном заранее бронировании можно получить существенную скидку.

В самых отчаянных ситуациях, если вы оказались в городе поздно вечером, ничего не забронировав заранее, можно использовать привычный российский способ — поискать на вокзалах граждан с табличками, сдающих жилье в частном секторе. Этим бизнесом, как правило, занимаются официально зарегистрированные предприниматели. Однако до этого способа лучше все же не доводить.

Деньги


Платить за все удовольствия вам придется польскими злотыми. Злотый делится на 100 грошей (в обороте монеты в 1, 2, 5, 10, 20, 50 грошей, 1, 2 и 5 злотых, банкноты в 10, 20, 50, 100 и 200 злотых). Собственная денежная единица останется в ходу в Польше как минимум до 2013 года. Вообще-то в зону евро страна хотела бы войти на год раньше, аккурат к европейскому футбольному первенству, но, как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают.

Многие сетевые супермаркеты и магазины в крупных торговых центрах, впрочем, принимают к оплате евро (об этом извещает специальный синий значок с символом европейской валюты), однако сдачу выдают злотыми.

Пункты обмена валюты встречаются повсеместно. Комиссии, как правило, не берут и работают по нормальным курсам, за исключением, естественно, тех, что находятся на вокзалах, в аэропортах и сильно туристических местах. В последнем случае возможно все что угодно, вплоть до махинаций с цифрами: когда, скажем, при актуальном курсе в 4,30 за евро на табличке нарисуют 4,030 в расчете на то, что, пока турист сообразит, что потерял на каждом евро 27 грошей, будет уже поздно.

Надо заметить, что у польской валюты очень удобный «масштаб»: 1 злотый стоит примерно 10 рублей и даже девальвируется по отношению к доллару и евро почти синхронно с российской валютой.

Язык и отношение к туристам


Польский язык относится к языкам славянским, что, с одной стороны, облегчает понимание, а с другой — из-за большого количества «ложных друзей переводчика» — затрудняет. Наверное, самый известный пример из этой серии — неизменно радующее российских туристов польское слово «sklep», означающее всего-навсего «магазин».

Что касается других языков, то ситуация здесь для стран Центральной Европы стандартная.

Старшее поколение учило русский в обязательном порядке в школе. Любопытно, что примерно половина встреченных мной поляков, услышав о моем происхождении, принималась цитировать стишок «Наша Таня громко плачет…». Могу предположить, что с него изучение языка в младших классах польской школы и начиналось. Молодежь в большей или меньшей степени владеет английским. Впрочем, процент молодых людей, изучающих русский, в Польше все же выше, чем в остальных бывших «странах народной демократии». При этом уровень владения языком в среднем более приличный, чем у старших, поскольку учили молодые люди его уже добровольно, а не принудительно.

Впрочем, даже если знания поляков и ограничиваются стишком Агнии Барто, вам скорее всего все равно постараются помочь, по крайней мере продемонстрируют такое желание. Вежливость в Польше — это именно языковое качество, просто-таки определяемое формой обращения к незнакомому человеку в третьем лице. Согласитесь, трудно представить себе перебранку в трамвае, выглядящую примерно так: «Прошу у пани прощения, не объяснит ли пани, почему пани встала посреди прохода в дверях, как корова?!»

Что касается отношения к туристам с востока в целом, то по этому поводу очень точно высказался мой польский коллега Ярослав.

Он предложил автору очередного вопроса «Как в Польше относятся к русским?» провести референдум об отношении к полякам в России. «Если он сможет ответить за все 145 миллионов россиян, то мы со своими тридцатью восемью как-нибудь разберемся», — заверил Ярослав.

Из соотношения, кстати, видно, что Польша — страна достаточно большая, чего не замечаешь, сравнивая квадратные километры площади, видимо, в силу уверенности, что по сравнению с Россией ничто не может быть большим.

Еда


Страна веками находилась на перекрестке культур, что нашло отражение и в ее национальной кухне. Недаром в Польше ходит шутка о том, что три самых типичных польских блюда — это русские вареники, украинский борщ и драники по-венгерски. В общем, так оно и есть, разве что к этому списку стоит добавить бигос, который, впрочем, с немалыми на то основаниями считают «своим» белорусы.

Что еще? Ну, пожалуй, стоит предупредить, что под словом «борщ» вполне может скрываться кисловатый суп белого цвета, а «кисель» окажется подаваемым в мелкой тарелке фруктовым желе (про обилие «ложных друзей переводчика» вам уже известно). Впрочем, так даже интереснее, не правда ли?

Как перемещаться


Авиарейсы. В Польше существует достаточно развитая сеть авиасообщений, однако практически все они замкнуты на столицу (периодически возникающая экзотика типа маршрутов Краков — Быдгощ, как правило, долго не живет) и служат для перевозки чиновников и транспортировки немногих пассажиров из регионов в варшавский аэропорт Окенце с последующим отлетом за границу. У большинства же поляков цены отбивают всякую охоту летать.

Что же касается железной дороги, то это песня отдельная.

В свое время власти страны решили, что с целью улучшения качества услуг необходимо создать на железной дороге конкурентную среду, в силу чего поделили Польские железные дороги на несколько обществ: «Интерсити» (которым достались самые «вкусные» поезда-экспрессы), «Региональные перевозки» (которые получили в свое владение местные электрички и обычные скорые поезда), «Карго» (занимавшиеся грузоперевозками и предоставлением локомотивов). В процессе реформы что регионалам, что «Интерсити» надоело платить «Карго», и локомотивы они завели собственные, только вот опыта контроля над машинистами у них не было.

Через некоторое время начались проблемы системного характера.

«Регионалы», у которых в процессе реформы отобрали в пользу «Интерсити» еще и скорые поезда, вместо того чтоб заниматься своими прямыми обязанностями по перевозке локальных пассажиров, начали конкурировать с «Интерсити» на дальних маршрутах и ввели дешевые поезда «Интеррегио». А поскольку из долгов вылезти это им не помогло, то «Интерсити», бывшая одним из их кредиторов, просто поставила им ультиматум: или прекращение конкуренции, или банкротство. Сложилась парадоксальная ситуация: «регионалы» договорились о совместном проездном билете выходного дня на приграничную зону с Чешскими железными дорогами, а с «Интерсити» подобный совместный билет создать так и не получилось. В общем, как язвительно заметил один из польских сайтов, если так дело пойдет дальше, то вскоре на польских железных дорогах появятся общества «Обслуживание правого рельса» и «Обслуживание левого рельса», которые столь же «успешно» будут конкурировать между собой.

Расписываю я все это так подробно, чтобы было понятно:

во-первых, при передвижении по стране поездами нужно очень внимательно следить, действует ли ваш билет в том составе, в котором вы хотите ехать, а во-вторых, никто не знает, какие категории поездов и билетов будут существовать завтра. В настоящий же момент существуют:
— поезда пассажирские (osobowe), принадлежащие регионалам или местным пригородным компаниям (самые дешевые, но и самые медленные);

— скорые (pospieszne), принадлежащие «Интерсити» (чуть побыстрее и подороже);

— TLK (похожи на предыдущую категорию, но с обязательным резервированием места);

— экспрессы (ekspresowe, еще быстрее и дороже TLK);

— «интерсити» (intercity, самые быстрые, самые дорогие, иногда, в зависимости от трассы, с бесплатным угощением в виде чашки кофе и маленького печенья).

В ночных TLK есть еще очень полезная опция — «дешевый кушет», позволяющая прокатиться в ночном поезде лежа за доплату в 25 злотых (обычная цена вдвое выше).

При поездках на выходные существует билет выходного дня (Bilet weekendowy) стоимостью в 119 злотых во втором и 199 злотых в первом классе, действующий на всех поездах общества «Интерсити» с 19.00 пятницы до 6.00 понедельника. Если в поезде резервирование места обязательно, то с этим билетом его вам сделают за полцены, и только за «дешевый кушет» заплатите по полной. Для тех, кто готов ограничиться только скорыми и TLK, предлагается «Билет путешественника» («Bilet podr??nika»), аналогичный по срокам действия и стоящий 95 злотых в первом классе и 65 во втором. Еще один полезный билет — это Regio Karnet за 79 злотых, позволяющий путешествовать «регионалами» три любых дня в течение двух месяцев с даты покупки, в том числе до первой станции в Германии и обратно. Помимо этого бывают и другие скидки, в частности билеты на «Интерсити» по маршруту Варшава — Краков за 19 злотых, абонементы на несколько поездок, продающиеся в книжных магазинах, и так далее: все это меняется как в калейдоскопе.

Автобусы и маршрутки. Автобусов и междугородних маршруток в Польше еще больше, чем поездов, так как автопредприятие в каждом крупном городе свое. Сейчас, правда, видна тенденция объединять их в группы, однако для туриста гораздо важнее не это, а появление интернет-сервисов, позволяющих отслеживать расписания по всей стране. Увы, в Польше (в отличие, скажем, от соседних Чехии и Словакии) невозможно быть уверенным, что расписание автобусов по тому или иному региону удастся найти: часть фирм пользуется одним сервисом, часть другим, часть вообще действует по принципу «свои знают, чужие на месте спросят».

Иногда автобус может оказаться существенно дешевле поезда, если на каком-либо длинном маршруте действует спецпредложение (чаще это бывает на линиях в столицу), а иногда и существенно быстрее (например, на маршруте Краков — Закопане, где автомагистраль существенно прямее железной дороги).

Кроме того, в некоторых местностях поезда просто крайне редки, а маршрутки часты.

Билеты, как правило, продаются водителем через установленную у него кассу. С нехваткой мест можно столкнуться крайне редко, в основном в сезон каникул (июль и август) на маршрутах «горы — море». Впрочем, в этом случае и поезда выглядят не сильно лучше: однажды при поездке из Кракова в Щецин я обнаружил в вагонном туалете пассажиров, всю десятичасовую поездку проведших вдвоем на одном унитазе. Хотя это, конечно, скорее исключение, чем правило.

Есть в Польше и рейсовый водный транспорт, разумеется, в летний туристический сезон. Прежде всего это катамараны из Гданьска на полуостров Хель (они идут по прямой и потому быстрее, чем поезд или автобус, которым нужно идти в объезд). Есть также суда на подводных крыльях: из Эльблонга и Фромборка на Вислинскую косу и из Щецина в Свиноуйсьце. В силу того что даже рейсовые корабли ориентированы на туристов, проезд ими довольно дорог (примерно 50 злотых за рейс Свиноуйсьце — Щецин или с материка на Вислинскую косу), однако ради разнообразия один раз прокатиться можно.

Территориальное деление


Для удобства ориентирования следует, пожалуй, рассказать немного о территориальном делении страны. После административной реформы 1 января 1999 года Польша разделена на 16 воеводств. По замыслу авторов реформы, они должны были примерно совпадать с историческими регионами, хотя удалось это не до конца, ибо при строгом следовании этому принципу границы получились бы слишком уж извилистыми, а в некоторых случаях пришлось бы делить надвое города.

В результате, например, город Гожув-Велькопольски, несмотря на свое название, не только не находится в Великопольском воеводстве, но и является одной из двух столиц воеводства Любушского, которое в свою очередь получило имя в честь города Любуш, ныне называющегося Лебус и находящегося не в Польше, а в Германии.

Если пройтись по 16 воеводствам «по спирали», картина получится примерно следующая.

В северо-западном «углу» страны располагается Западно-Поморское воеводство (его столица Щецин расположена у самой границы с Германией и недалеко от побережья Балтики). Далее на восток, вдоль береговой линии, — Поморское воеводство (столица Гданьск), затем Варминьско-Мазурское, расположенное практически точно на тех землях Восточной Пруссии, что достались Польше после войны (столица Ольштын).

У границы с Белоруссией располагается Подляское воеводство (столица Белосток), а южнее, близ польско-украинской границы, — Люблинское (с центром в Люблине). В юго-восточном «углу» находится Подкарпатское воеводство (столица Жешув), далее на запад к границам со Словакией и Чехией прилегают последовательно Малопольское (с центром в Кракове), Силезское (с центром в Катовице) и Опольское (с центром в Ополе) воеводства.

За юго-западный «угол» отвечает воеводство Нижнесилезское (столица Вроцлав), наконец, между Нижней Силезией и Западным Поморьем располагается упоминавшееся выше Любушское воеводство, у которого столиц аж две — Гожув-Велькопольский и Зелена-Гура. На восток от него находятся Великопольское (с центром в Познани), Куявско-Поморское (с центрами в Быдгоще и Торуне) и Мазовецкое (с центром в столице страны Варшаве) воеводства.

Южнее Мазовии располагается воеводство Свентокшиское (столица Кельце) и, наконец, практически в географическом центре Польши — воеводство Лодзинское (с центром в Лодзи).

Еще, пожалуй, стоит рассказать о некоем «каркасе» путей сообщения.

Из Варшавы дорога до Вроцлава пролегает через Лодзь, в Краков — через Кельце. Впрочем, при поездке на поезде можно воспользоваться так называемой Центральной железнодорожной магистралью, связывающей экспрессными сообщениями столицу страны с Краковом и Катовице (этот город может быть полезен как промежуточный для вылазок в Силезские Бескиды). Дорога из Варшавы в Гданьск пролегает через Мальборк, из Мальборка же уходят дороги на северо-восток — в Мазурское поозерье.

Из столицы в Щецин логичнее всего попадать через Познань, а в Торунь — свернув на север в районе города Кутно.

Торунь также лежит на полпути из Познани в Гданьск, а в Щецин из нее проще всего добираться через город под названием Пила. В Замосць из Варшавы дорога лежит через Люблин, а из Лодзи — через Кельце. Центр Лодзинского воеводства также может оказаться транзитным пунктом на пути из Кракова в Торунь. Из Гданьска в Щецин путь пролегает вдоль берега Балтийского моря.

Наконец, существует мощный транспортный коридор вдоль южной и западной границ, примерно по направлению Пшемысль — Жешув — Краков — Катовице — Ополе — Вроцлав — Познань — Щецин.

Любопытно, что после вступления Польши в Шенгенское пространство многие польские автолюбители предпочитают из Вроцлава в Щецин ездить через Германию: хотя расстояние в этом случае и больше, качество немецких автобанов, позволяющих развивать более высокую скорость, оправдывает крюк.

Что посмотреть


Итак, с перемещением по стране мы разобрались, теперь поговорим о том, куда же, собственно, перемещаться.

Читать продолжение