Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Древний Рим оживает, голландцы захватывают Париж

romeguide.it
Ближе к середине осени Европу захлестывает экспозиционная волна: открываются выставки, которым предстоит быть главными культурными событиями всего осенне-зимнего сезона. Среди них, пожалуй, самая заметная и обреченная на успех — открывшаяся в конце сентября «Живопись Римской империи» в Риме.

Поклонников классического искусства, без сомнения, соберет парижская выставка голландцев XVII века «От Рембрандта до Вермера».

Северный романтизм Каспара Давида Фридриха представлен на большой выставке-монографии в Стокгольме. Позднее творчество Ренуара и его влияние на искусство ХХ века исследуется на одноименной выставке в Париже.

Заманчиво выглядят Эдвард Мунк и изображение «жуткого» в Вене, знаменитые абстрактные панно Марка Ротко в Ливерпуле, Аниш Капур в Лондоне, Карл Густав Карус в Берлине. Любителей естественнонаучных экспозиций и живой природы порадуют «Киты и дельфины» в Брюсселе.

Подробнее об этих и других событиях культурной жизни Европы в октябре читайте в очередном выпуске обзора «Выставки Европы».

Австрия


Эдвард Мунк и изображение «жуткого» в европейской живописи, 16 октября — 18 января, Вена
В середине октября в венском музее Леопольда откроется эффектно задуманная выставка, посвященная теме страха, тревоги и кошмаров в европейской живописи. Центральными экспонатами на ней станут полотна норвежского художника Эдварда Мунка (1863–1944). «Я рисую не то, что вижу, но то, что увидел», а «увидел» художник, как известно, прежде всего свои страхи, болезненность и опустошенность. Посетители выставки смогут сопоставить изображение «жуткого» в работах художников конца XVIII века (работы Пиранези, «Капричос» Гойи) и художников конца XIX — начала ХХ века, прославившихся открытием мира кошмаров, снов и бессознательного. Неудивительно, что организаторы выставки даже в названии цитируют эссе Зигмунда Фрейда «Жуткое» («Das Unheimliche», 1919), в котором обсуждается теория страха. Кроме тридцати работ Эдварда Мунка из многих европейских музеев (в том числе «Страх», «Крик», «Больной ребенок», «Переходный возраст», «Вампир», «Автопортрет в аду»), на выставке будут представлены картины Джеймса Энсора, Арнольда Бёклина, Гюстава Моро, Куно Амье.
Подробности:
телефон: +43 1 52570-0
е-mail: office@leopoldmuseum.org
http://www.leopoldmuseum.org

Бельгия


Киты и дельфины, 14 октября — 29 августа, Брюссель
Естественнонаучный музей при Королевском бельгийском институте подготовил очередную увлекательную выставку, посвященную на этот раз жизни морских млекопитающих — китов и дельфинов. Круг тем и проблем, затронутых в экспозиции, очень широк — от физиологических особенностей, образа жизни, среды обитания этих животных до проблем выживания морских млекопитающих и охоты на них. Помимо научных аспектов организаторы предлагают рассмотреть аспекты эстетические: «мистика звуков», красота движений, таинственный внутренний мир, неподвластный человеческому разуму.
Подробности:
телефон: +32 (0)2 627 42 27
е-mail: info@naturalsciences.be
http://www.naturalsciences.be/

Лайош Вайда и венгерский сюрреализм, 17 октября — 17 января, Антверпен
Эта выставка в Королевском музее изящных искусств организована в сотрудничестве с Музеем Лайоша Вайды и Институтом искусства при Венгерской академии наук. Творчество венгерского художника-авангардиста Лайоша Вайды (1908 — 1941) пришлось на период между двумя войнами. В 1920-х годах художник создает серии графических работ, находясь под влиянием русского конструктивизма. В 1930 году Вайда переезжает в Париж и увлекается сюрреализмом и искусством кино, что отражается в его коллажах, в которых он использует газетные вырезки и фотографии. В 1934 году художник возвращается в Будапешт и в этот последний период творчества создает многосюжетные серии графических работ («Маски», «Видения») и ряд портретов, подражая технике канонической православной иконописи. На антверпенской выставке будут представлены около 50 работ художника разных периодов творчества.
Подробности:
телефон: +32 (0)3 238 78 09
http://www.kmska.be

Великобритания


Выставка декоративных панно Марка Ротко, 2 октября — 21 марта, Ливерпуль
Американский художник русского происхождения Марк Ротко (1903–1970) прошел долгий творческий путь, откликаясь на поиски, свойственные новой живописи ХХ века: в 1920–1930-х его занимали социальные темы, трактованные в духе экспрессионизма, в 1940-е Ротко отдал дань модному тогда сюрреализму. В 1950-е Ротко пришел к монументальному абстракционизму — художественному языку, который часто ограничивался двумя или тремя квадратами, светлыми по колориту и бархатистыми по фактуре. В 1958 году художник создал серию монументальных декоративных панно для небоскреба Сигрэм (Seagram Building), но заказ так и остался невостребованным. Зато в наше время панно Ротко стали весьма популярными выставочными объектами. В начале октября в ливерпульской галерее Tate будут выставлены 9 монументальных панно из сигрэмской серии, а 22 октября посетители смогут увидеть светомузыкальную инсталляцию «Colourfield for Strings», созданную по мотивам этой серии.
Подробности:
телефон: +44 151 702 7400
е-mail: visiting.liverpool@tate.org.uk
http://www.tate.org.uk/liverpool/

Персональная выставка Аниша Капура, 26 сентября — 11 декабря, Лондон
Недавно в Королевской академии искусств открылась большая персональная выставка современного художника Аниша Капура (род. в 1954 году в Бомбее, с начала 1970-х живет в Лондоне). Его творческая карьера в Великобритании складывалась весьма успешно: в 1980-х художник вошел в популярную группу «Новая британская скульптура», в 1990 году он оформил британский павильон Венецианской биеннале, в 1991 получил престижную Тернеровскую премию, а с 1999 Капур является членом Королевской академии. На выставке будут представлены как популярные гигантские скульптуры прошлых лет, так и шесть новых работ художника. Среди экспонатов — знаменитая инсталляция «Сваямбх» — объект из смеси краски, воска и вазелина, который медленно будет объезжать залы музея по специально проложенных для него рельсам, оставляя «кровавые» следы. Еще одним популярным экспонатом станет инсталляция «Стрельба в угол» — пушка, которая каждые 20 минут будет стрелять в стену ядрами из красного воска.
Подробности:
телефон: 020 7300 8000
е-mail: access@royalacademy.org.uk
http://www.royalacademy.org.uk/

Германия


«Святое семейство» Андреа дель Сарто в Мюнхене и Париже, 1 октября — 6 января, Мюнхен
Картина «Святое семейство» знаменитого художника эпохи Возрождения Андреа дель Сарто (1486-1531) — одна из важных работ в коллекции итальянской живописи мюнхенской Старой Пинакотеки. Почти двадцать лет эту картину не видели зрители — так долго длилась сложная реставрация. Именно окончанию реставрационных работ и возвращению картины в музей и посвящена выставка, которая откроется в Пинакотеке в начале октября. Посетители смогут сопоставить эту работу Андреа дель Сарто с картиной, созданной на этот же сюжет, из парижского Лувра, а также познакомиться с процессом реставрационных работ картины в фотографиях и фильмах.
Подробности:
телефон: +49 (0)89 23805 216
е-mail: info@pinakothek.de
http://www.pinakothek.de/

Выставка Карла Густава Каруса, 9 октября — 10 января, Берлин
В берлинской Старой национальной галерее скоро откроется выставка, посвященная жизни и творчеству немецкого врача, философа, психолога и художника Карла Густава Каруса (1789–1869). Эта выставка уже прошла с огромным успехом в Дрездене (мы рассказывали о ней в июльском обзоре выставок Европы - ред.), а теперь станет главной осенней экспозицией в Alte Nationalgalerie. Универсальность личности Карла Густава Каруса — профессора Саксонской медико-хирургической академии, лейб-медика королевской семьи, который занимался сравнительной анатомией и психологией, был избран президентом Германской академии естествоиспытателей, увлекался философией и живописью — в полной мере отражается на этой выставке. Карус был дружен с Гете, ученым-географом, философом и путешественником А. Гумбольдтом, художником К. Д. Фридрихом. Посетители увидят около двухсот пейзажей, рисунков, анатомических гравюр Каруса, а также его антропологическую коллекцию, медицинские инструменты, книги. Кроме того, на выставке представлены 50 полотен других художников — Каспара Давида Фридриха, Иоганна Христиана Даля, Давида д'Анже, Эрнста Ритшеля.
Подробности:
телефон: +49 (0)30 - 2090-5801
http://www.smb.museum

Греция


Французский классицизм, 28 сентября — 11 января, Афины
Выставка «Le gout a la grecque», только что открывшаяся в Национальной галерее Афин, посвящена формированию нового стиля во французском искусстве XVIII века — классицизму. Большинство экспонатов этой выставки, предоставленные парижским Лувром, были созданы в период правления Людовика XV. Посетители смогут увидеть мебель, гобелены, изделия из серебра и фарфора, вазы, табакерки, часы, а также скульптуры, гравюры и картины эпохи таких мастеров, как Жан Батист Грез, Юбер Робер, Жозеф Мари Вьен, Луи Жан Франсуа Лагрене, Луи Клод Вассе, Жан-Жак Каффиери, Огюст Пажу.
Подробности:
телефон: +30 210 7235857
http://www.nationalgallery.gr

Испания


Выставка Анри Фантен-Латура, 29 сентября — 10 января, Мадрид
Около 70 картин, рисунков, литографий французского художника Анри Фантен-Латура (1836 --1904) можно увидеть на выставке в мадридском музее Тиссен--Борнемисса. Работы для выставки были специально собраны из многих музеев мира, а сама экспозиция в полной мере отражает различные этапы творчества художника. Фантен-Латур был близок к импрессионистам, участвовал в знаменитом «Салоне отверженных», но все же его творчество отличается от них приверженностью к традиционному мастерству, сдержанностью и психологизмом. Многочисленные поездки в Англию, знакомство с прерафаэлитами серьезно повлияли на творческую манеру художника. Прежде всего Фантен-Латур знаменит своими портретами — индивидуальными и групповыми, по своей композиции напоминающими голландские групповые портреты XVII века. Эти портреты интересны также тем, что в них отражен мир художников и писателей того времени. Не менее известны натюрморты художника и его лирические композиции, созданные по мотивам музыкальных произведений Вагнера, Шумана и Берлиоза. На мадридской выставке будет представлено творчество Фантен-Латура во всем жанровом многообразии.
Подробности:
телефон: (+34) 91 369 01 51
http://www.museothyssen.org/

Выставка Хуана Баутисты Майно, 20 октября — 17 января, Мадрид
В мадридском музе Прадо в конце октября откроется выставка испанского художника Хуана Баутисты Майно (1581–1649). Эта экспозиция стала результатом новейших исследований творчества художника, позволяющих говорить о более точных датировках его картин и рассматривать творчество в целом на основании обнаруженных новых данных его биографии. «Белые пятна» в биографии художника объясняются тем, что его отец был итальянцем и Майно учился живописи в Италии. В ранних работах мастера очевидно влияние Аннибале Карраччи, Гвидо Рени и Караваджо. По возвращении в Испанию художник поселился в Толедо и вступил в орден доминиканцев, прославился своими проповедями. Затем художник переезжает в Мадрид, становится учителем живописи инфанта, будущего Филиппа IV, и оказывает влияние на живопись при испанском дворе. На выставке будут представлены около 40 полотен Майно в хронологическом порядке, что позволит судить об эволюции творчества художника. Кроме того, в экспозицию включены и картины современников Майно — испанских и итальянских художников. На официальном сайте музея Прадо можно посмотреть видеоролик — обзор будущей выставки.
Подробности:
телефон: +34 91 330 2800.
http://www.museodelprado.es/en/
exhibitions/exhibitions/at-the-museum/juan-bautista-maino-1581-1649/

Италия


Живопись Римской империи, 24 сентября — 17 января, Рим
Недавно в Риме открылась главная осенняя выставка, собравшая античную римскую живопись со всего света: фрески, миниатюрные портреты, мозаики, на которых изображены мифологические сцены и пейзажи. Выставка организована под патронатом президента Италии и проходит в большом комплексе Scuderie del Quirinale. Главную цель кураторы определили так: отразить преемственную связь римского искусства с древнегреческим и отметить определяющее влияние римской живописи на европейское искусство последующих эпох. Есть у выставки и еще одна цель: созерцание красочной живописи римлян дает современному человеку представление о настоящем — разноцветном и ярком — античном искусстве, в котором белый цвет играл лишь вспомогательную роль как в живописи, так и в архитектуре, интерьерах, скульптуре. Специально для этой выставки были собраны экспонаты из археологических музеев Неаполя, Монако, Франкфурта, Цюриха, парижского Лувра, лондонского Британского музея, каирского Египетского музея, Национальной галереи Шотландии, из ватиканских музеев и городских музеев Рима.
Подробности:
телефон: +39 / 0685301758
http://www.scuderiequirinale.it/
http://www.romeguide.it/mostre/
pitturaromana/pitturaromana.html

Караваджо — Бэкон, 1 октября — 24 января, Рим
Римская Галерея Боргезе подготовила четвертую экспозицию из цикла «Десять лучших выставок за десять лет». С 2006 года в музее прошли уже выставки Рафаэля, Кановы и Корреджо, а сейчас очередь дошла до Караваджо, оказавшего сильнейшее влияние на всю европейскую живопись. Оригинальность концепции выставки в том, что мы увидим не традиционную «связку» Караваджо — караваджисты, а диалог двух мятежных художников, Караваджо (1571–1610) и английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (1909–1992), чье творчество разделено столетиями, но объединено мучительными поисками и оригинальностью. Также оба художника прославились своей скандальной жизнью, оппозиционностью официальному искусству и независимостью. К тому же творчество этих мастеров сильнейшим образом повлияло на живопись художников последующих поколений. Влияние Френсиса Бэкона было наиболее сильным, кстати, в Италии в 1950-х годах: группа художников «новой конфигурации» называла его своим непосредственным предшественником. Безусловно, на выставке будет интересно сопоставить картины обоих художников на библейские сюжеты. Помимо собственных картин из коллекции Галереи Боргезе, на выставке будут представлены еще 35 картин Караваджо и Бэкона из многих итальянских музеев, а также нью-йоркского музея Метрополитен, мадридского Прадо, лондонской Tate Modern и других музеев мира.
Подробности:
телефон: +39 / 0685301758
http://www.galleriaborghese.it/
http://www.romeguide.it/mostre/caravaggiobacon/caravaggiobacon.html

Франция


Ренуар и ХХ век, 23 сентября — 4 января, Париж
В парижской Национальной галерее Большого дворца (Galeries Nationales du Grand Palais) недавно открылась выставка, посвященная позднему творчеству знаменитого французского художника Огюста Ренуара (1841–1919) и его влиянию на искусство ХХ века. В 1903 году художник переезжает на юг Франции, в Кань-сюр-Мер. Он уже тяжело болен артритом, не может самостоятельно передвигаться, но продолжает создавать небольшие картины, которые поддерживают его жажду жизни. В этот период Ренуар, по совету друзей, пытается заниматься литографией, создает скульптуры — точнее, скульптуры создаются под его руководством, так как суставы почти не слушаются его. «Конец жизни — это букет!» — написал Шагал о поздних работах Ренуара, да и сам художник под конец жизни говорил, что только сейчас понял настоящее, понял, куда надо двигаться дальше. На парижской выставке творчество Ренуара рассматривается в двух аспектах: во-первых, публике будут представлены несколько десятков малоизвестных работ Ренуара, созданных в таких жанрах, как декоративная живопись, графика, скульптура. Во-вторых, подробно, в форме диалога произведений, демонстрируется влияние Ренуара на таких художников, как Пикассо, Матисс, Майоль, Боннар. Для экспозиции «Ренуар и ХХ век» собраны более 100 произведений искусства из различных музеев мира и частных коллекций. Затем выставка переедет в Лос-Анджелес и Филадельфию.
Подробности:
телефон: 01 44 13 17 17
http://www.grandpalais.fr/
http://www.rmn.fr/Renoir-in-the-20th-Century

От Рембрандта до Вермера, 7 октября — 7 февраля, Париж
Парижская пинакотека ( la Pinacotheque de Paris) — новый музей Парижа на площади Мадлен, который был открыт в 2007 году. Главной осенне-зимней выставкой в этом музее станет, безусловно, экспозиция, посвященная «золотому веку» голландской живописи. «От Рембрандта до Вермера» — так называется эта выставка, подготовленная совместно с амстердамским Rijksmuseum. На ней будут представлены более 130 экспонатов. Это живопись, графика, рисунки, гобелены, керамика, столовое серебро и стеклянная посуда. Помимо картин Рембрандта и Вермера (чьи имена должны собрать публику), на выставке можно будет увидеть натюрморты Виллема К. Хеды и Питера Класа, пейзажи Яна ван Гойена и Якоба ван Рейсдала, жанровые сцены Яна Стена, Адриана ван Остаде и Питера де Хоха, интерьеры Эмануэля де Витте, портреты Томаса де Кейзера и Франса Халса.
Подробности:
телефон: 01 42 68 02 01
е-mail: contact@pinacotheque.com
http://www.pinacotheque.com/en.html

Швеция


Выставка Каспара Давида Фридриха, 2 октября — 10 января, Стокгольм
В начале октября в Национальном музее Швеции открывается большая выставка немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774–1840), на которой будут собраны 40 картин и 50 рисунков из музеев и частных коллекций Германии, Англии, России, Испании, США, Норвегии и Дании. Уже современники отмечали, что романтические пейзажи Фридриха отличаются богатством чувств и исключительной духовностью. Концепция природы у Фридриха — это не буквальное ее изображение и не идеализация реальности. Природные мотивы чаще всего рассматриваются художником как божественные символы: горы символизируют Бога, скалы — веру, сосны — верующих. Пейзаж в глубине обычно освещен сверху, а первый план погружен в сумерки, символизирующие земной мир. На стокгольмской выставке в основном представлены три излюбленных пейзажных темы Фридриха — горы, деревья, море. Одновременно на первом этаже музея можно будет посмотреть выставку «Современные комментарии», на которой представлены работы восьми современных шведских художников, в живописи, фотографиях и коллажах которых интерпретируются мотивы пейзажей Каспара Давида Фридриха.
Подробности:
телефон: +46 (0)8-5195 4310
е-mail: info@nationalmuseum.se
http://www.nationalmuseum.se

Швейцария


Выставка Жоржа Сёра, 2 октября — 17 января, Цюрих
Более 60 картин и рисунков французского художника Жоржа Сёра (1859— 1891) можно будет увидеть этой осенью и зимой на выставке в цюрихском музее Kunsthaus. Сёра отличался от многих своих современников, художников-импрессионистов, тем что с увлечением читал трактаты по искусству и стремился создать «логическую, научную и живописную систему», связывающую практику с идеями, а подсознательные идеи с обдуманными живописными действиями. В своем «книжном» искусстве Сёра, по его признанию, искал «формулу оптической живописи», уточняя, что «чистота спектрального элемента — основа техники». Использование техники дивизионизма стало основой многих картин Жоржа Сёра. Картины и рисунки «художника-теоретика» собраны специально для этой выставки из музеев и частных коллекций Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Вашингтона.
Подробности:
телефон: +41 (0)44 253 84 84
http://www.kunsthaus.ch