Пролет нормальный

За первые полгода авиаперевозчики получили миллиардные убытки

ИТАР-ТАСС
За первые полгода авиаперевозчики получили миллиардные убытки, констатируют в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Чтобы не стать банкротами, им пришлось сократить количество рейсов, увеличить загрузку самолетов и снизить цены на билеты на 20%.

Членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) являются около 230 авиакомпаний, в общей сложности обеспечивающих 93% авиаперевозок в мире.

В IATA стараются быть оптимистами: трехпроцентный прирост объема перевозок пассажиров и грузов в июле по сравнению с июньским уровнем в ассоциации называют «сигналом к увеличению». Правда, тут же оговариваются: «Мы видели значительное улучшение в сфере пассажирских перевозок в июле, однако результаты этого направления в будущем, вероятно, будут волатильными».

«Стабилизация по объемам перевозок — это только полдела. Важно еще и вернуть доходность бизнеса, то есть доходную ставку с кресла или с тонны груза. Пока этого не произошло», — говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта».

Действительно, убытки мировых авиакомпаний, по данным того же IATA, в первом полугодии 2009 года превысили $6 млрд. Правда, большую их часть перевозчики «заработали» в первом квартале — $4 млрд. Согласно отчету IATA,

второй квартал оказался куда лучше: убытки сократились в два раза — до $2 млрд. Но до плюса в балансе все равно еще далеко.

Загруженность кресел в июле составила в среднем 80,3%. И, как говорят в IATA, этот уровень «может оказаться максимальным для текущего года». Ведь предстоящий осенне-зимний сезон — традиционно слабый для авиаперевозок. В отпуска народ летает уже не так часто.

Впрочем, для пассажиров наличие у перевозчиков избыточных мощностей обернулось даже выгодой. И не только потому, что в салоне теперь можно спокойно поспать, вытянувшись на пустом соседнем кресле. Пустые кресла авиакомпаниям не нужны, и, чтобы распродать лишние места, перевозчики были вынуждены снижать цены. Как признаются эксперты IATA, в среднем цены упали почти на 20%.

IATA призывает авиакомпании сокращать избыточные провозные мощности. Это «будет ключевым фактором, который позволит прекратить снижение стоимости авиабилетов и стабилизировать выручку, а также объемы перевозок»,

отмечают в IATA.

К счастью для перевозчиков — некоторые из них оказались на грани банкротства — немного улучшилась ситуация на мировом финансовом рынке. Авиакомпании воспользовались этим и сумели привлечь в первом полугодии $3 млрд за счет размещения акций и $12 млрд за счет выпуска облигаций. Таким образом многие перевозчики избежали банкротства и смогли реструктурировать свои долги.

Ситуация в России вписывается в общий тренд. За первое полугодие, по данным Росавиации, перевозки упали более чем на 18%. Но картина неоднородная: есть авиакомпании, которые воспользовались сложной ситуацией на рынке, для того чтобы укрепить свои позиции и увеличить рыночную долю.

«Вышла на рынок новая авиакомпания «Авианова», для которой старт оказался вполне успешным, — говорит Пантелеев из «Авиапорта». — Несмотря на кризис, «Трансаэро» и «ЮТэйр» только растут». «Трансаэро» — второй по размеру российский перевозчик, сумела нарастить объемы перевозок уже в мае (+3%) и летом эта тенденция продолжилась. Более того, этот год, как сообщили «Газете.Ru» в «Трансаэро», по перевозкам пассажиров «планируется закончить в плюсе». Правда, наметившуюся положительную динамику портят показатели чистой прибыли, которая в первом полугодии сократилась почти в 7 раз — до 16,7 млн руб.

Некоторые российские авиакомпании, например «Сибирь», несмотря на кризис даже рапортуют об улучшении финансовых показателей. «Отчасти из-за того, что они сумели пересмотреть свой бизнес и начали экономить, отчасти из-за того, что прекратили экспансию на рынке и оптимизировали маршрутную сеть, ну, и из-за того что с рынка ушли конкуренты, оставшимся удалось подхватить их пассажиров», — говорит Пантелеев.

А вот лидер по перевозкам — «Аэрофлот» — по-прежнему стагнирует, хотя от банкротства и далек. В июле «Аэрофлот» перевез на 3% пассажиров меньше, чем в июле 2008 года. Спрос начал восстанавливаться в разгар сезона отпусков, тогда как еще в июне был зафиксирован спад на 11%. Но за полугодие перевозки «Аэрофлота» упали не так значительно, как у всей российской авиации, — на 10,6%. «Аэрофлот» даже сумел увеличить чистую прибыль за первое полугодие на 48% — до 3,33 млрд руб. Но, как говорят эксперты,

«Аэрофлот» спасают «пролетные» деньги (плата иностранных перевозчиков за полеты по транссибирским маршрутам).

Поэтому формально авиакомпания, безусловно, будет в плюсе, но если вычесть «пролетные», то выйти на операционную безубыточность перевозчик сможет в лучшем случае по итогам будущего года.