Что мы увидели в США

,
Photos / East News
Мы провели две экскурсионные недели на Западе Америки. Летели мы с американской авиакомпанией, и наше знакомство с Америкой началось уже в самолете.

Это письмо — отклик нашей читательницы на статью Геннадия Дернового «Как я открыл Америку» — ред.

Вместо молоденьких стюардесс и стюардов откровенно немолодые женщины и мужчины. В Америке мы узнали, что там существует специальная государственная программа помощи пожилым людям в их устройстве на работу. Так выглядит финансовая поддержка государством своих немолодых граждан.

После пересадки в Нью-Йорке летим в Сан-Франциско. Наши чемоданы, которые мы сдали в аэропорту Франкфурта, чтобы получить их в Сан-Франциско, с нами не прилетели. Представителями авиакомпании говорят, что багаж, скорее всего, прилетит следующим рейсом из Нью-Йорка и утром будет доставлен в отель. Так оно и было.

Да, кстати, за 12 дней в дороге никто ни разу не опоздал ни на минуту.

Отсутствие опозданий было приятным отличием от частой расхлябанности в поездках с русскими турбюро. Пунктуальность водителя поначалу удивляла. Автобус всегда был в нужном месте в точное время. Виновата ли в этом хорошая организация автомобильного движения в Америке, или еще и доскональное знание водителем и гидом всех дорожных обстоятельств? Полагаю, что работали оба фактора.

Наблюдая работу гида и водителя, видишь, что американский рабочий ритм еще напряженнее, чем в Германии.

Гид работала и как гид и как сопровождающий. Поскольку наши чемоданы в автобус грузили служащие отеля, забирая их из комнат, пока мы завтракали, гид должна была проследить, чтобы в автобус были погружены все чемоданы. К тому же, она вела всю бухгалтерию, для которой ей каждый день нужно было подготовить листки, в которых уже стояли наши фамилии, возможные варианты экскурсий и их стоимость. Надо было только расписаться, если ты хотел в этой экскурсии участвовать. Деньги за все экскурсии гид собрала только в предпоследний день, прямо в автобусе, опять же пустив по рядам листки (теперь уже на каждого отдельный), где были перечислены все состоявшиеся экскурсии, и мы сами должны были отметить те, в которых участвовали, сами подсчитать сумму и расплатиться либо наличными, либо кредитной картой, либо чеками.

Гид не забыла даже мелочей.

Зная о страсти немцев посылать открытки из своих поездок всем друзьям и родственникам, она запаслась почтовыми марками, чтобы мы не тратили время на их покупку на почте, а могли купить их прямо у нее в автобусе. Каждым утром в автобусе она сообщала нам, раскрыв газету, погоду и в Кельне, и в Гамбурге, и в Штутгарте.

Теперь о том, что запомнилось. Получилось немного сумбурно, но уж как есть.

Вежливые водители
В Сан-Франциско нас удивило, что днем на улицах очень мало и транспорта и пешеходов. И те, и другие появляются здесь после конца рабочего дня. Машины — в основном, японские и немецкие. Американских почти нет. Они лишь в глубине страны, дальше от побережья. У американских машин номерные знаки могут отсутствовать. Не то чтобы это отсутствие было принципиальным и поголовным, но хочешь — имей, не хочешь — тоже можно. Многие машины имеют только один номерной знак — спереди или сзади. Видели мы и машину, у которой вместо номерного знака был завернутый в полиэтиленовую пленку рисунок без букв и цифр. Разрешен обгон и справа. Автобус может идти в левом ряду при трех- и четырехполосном движении.

Если к этому прибавить (это уже об общих американских правилах), что в Америке ни прописки, ни регистрации, как обязательных, не существует, то возникает вопрос: как все это не приводит к хаосу (и не только на дорогах)? Ответ один: американцы — народ дисциплинированный. Автомобилисты, по крайней мере, ведут себя очень вежливо и на городских улицах, и на трассах. Это бросается в глаза даже нам, привыкшим к аккуратности и дисциплинированности немецких водителей.

Черный хлеб и американские дома
За время нашего путешествия мы привыкли к большим американским гостиничным номерам и к американским гостиничным завтракам: весьма вкусному омлету (вот если бы только не каждый день!), жареным сосискам (увы, не немецкого качества) и даже к поджаренным до черноты тоненьким ломтикам бекона. Труднее было привыкнуть к отсутствию черного хлеба и к тому, что американский белый хлеб, продающийся, как правило, только в больших упаковках, совершенно безвкусный. Сами американцы знают, где продается черный хлеб, и покупают его к приезду своих гостей-европейцев. К чему мы не привыкли вовсе - так это к виду здешней жилой Америки. Дома, внутри очень комфортабельные, снаружи представляют собой деревянные коробки, лишенные даже самой незамысловатой архитектуры, стоящие очень плотно друг к другу вдоль улицы и почти без зелени вокруг.

Американский характер
В самом центре пустыни Мохаве оставлен нетронутым поселок времен освоения Дикого Запада. Здесь добывали медную руду. Походишь по сорокаградусной жаре, посмотришь на выбитые в скале входы в шахты, на огороженный источник воды, и сознаешь, в каких нечеловеческих условиях работали здесь люди. С фотографий в местном музее смотрят не забитые или обиженные судьбой (или на судьбу) лица, но наоборот — люди, бросившие вызов и судьбе и обстоятельствам. Глядя на них, понимаешь, как формировался американский характер. Не кинематографическая стрельба, но труд были главным делом в их жизни. Некоторые стали впоследствии крупными промышленниками, были среди них будущие мэр Сан-Франциско и даже сенатор.

Штат безлошадных ковбоев и богатых многоженцев
В стране ковбоев (штат Юта) ковбоев на лошадях видели только пару раз. Куда привычнее сегодня ковбои за рулём своих пикапов. Но все равно в ковбойских шляпах и со шпорами. В Юте живет много мормонов. Они остались верны Европе, откуда пришли. Дома, участки перед домом, хозяйственные постройки и дворы позади дома — все выглядит как в Германии или Англии. Ничего от Америки. И состоятельных людей среди мормонов больше, чем среди других, более многочисленных групп американцев. А многоженство среди них неофициально существует и сегодня.

Navajo и China
Следующий пункт — Аризона. Земля в Аризоне в районе Большого Каньона и вокруг него выделена индейскому племени Навахо, и хозяйственная деятельность на этой земле «белым» запрещена. Навахо — оседлое племя, и живут они, как и жили, в каменных домах, рядом с которыми сегодня, как правило, стоят машины. Кустарные изделия индейцев можно купить у них прямо на дороге вблизи одного из их поселков. И если на китч-сувенирах любого города или штата, через которые мы проезжали, было написано «Made in China», то на изделиях индейцев стояло их клеймо: «Navajo». А еще среди пустыни нам попалась пара десятков магазинов «Outlet» (больше ничего!). Названия американских фирм, но американских товаров в них почти нет. Только Китай, Иордания, Индия.

Олдтаймеры
На легендарной дороге «Route 66», ведущей из Чикаго в Лос-Анджелес, проложенной в 20 - 30-ые годы прошлого века, а сегодня ставшей исторической достопримечательностью, в городке Зеликман есть небольшое кладбище олдтаймеров. В Германии эти старинные машины сияли бы новым лаком, их владельцы регулярно приезжали бы на них на столь же регулярные выставки Oldtimer'ов, тратили бы на их содержание много больше денег, чем того требуют современные машины, имея при этом меньше удобств. Американцы же и в этом отношении сугубо практичны: старым машинам место только в музеях, да и то не всегда в восстановленном виде.

Гетто
В Лос-Анджелесе белых лиц немного: в красивом парке в центре города все скамейки заняты спящими пожилыми неграми. В уголке парка — негр в форме Seсuritу. Он, по-видимому, вмешивается в ситуацию только в самых крайних случаях. К вечеру на улицах становится совсем неуютно: всюду «тусуются» группки молодых «латинос», и в освещенные окнах расположенных на каждом шагу круглосуточно работающих кафе те же лица.

В некотором отдалении от центра — многочисленные своего рода «гетто»: два-три десятка однотипных двухэтажных односемейных домов стоят так тесно, что окна соседних домов смотрят друг на друга. «Гетто» обнесено каменной стеной с воротами, снабженными электронными замками. Так белые отгораживаются от местных «латинос» и «черных».

Джаз вместо сардин
Город Монтерей прежде был известен своими рыбными консервными фабриками — в прибрежных водах водилось много сардин. Когда сардины ушли, жители города разорились. Но американцы — народ предприимчивый. Сегодня город процветает. Там несколько раз в год проходят джаз-фестивали.

Прямоугольные ранчо
Назад летим над горами Сьерра-Невады, сверху видны автомобильные дороги - от гряды к гряде, и так без конца. К северу от трассы самолёта — горы, к югу — долины Техаса, расчерченные на прямоугольники ранчо. Проведенные как по линейке границы ранчо — свидетельство того, что земля эта не захватывалась самовольно, а раздавалась государством (кстати, бесплатно). Неплодородную землю в Юте государство раздавало вплоть до пятидесятых годов прошлого века.

Где же тротуары?
В Синсинатти, где у нас была пересадка, мы хотели познакомиться с городом. Вышли из здания аэропорта, но никакого общественного транспорта, никаких тротуаров. Только подъезд для машин к входным дверям в здание аэропорта и многоэтажный гараж для них. Значит, общественный транспорт — привилегия не всех крупных американских городов.

Что же мы узнали об Америке?

Даже такие простые истины, как те, что богатство Америки создавалось и продолжает создаваться трудом ее граждан, или то, что американский характер действительно существует, «увиденные» своими глазами, воспринимаются иначе, чем вычитанные из книг. Теперь у нас есть свои аргументы для их подтверждения.

Фундаментом американского патриотизма являются, как это ни удивительно на первый взгляд, не социальные, но демократические основы государства. В Америке человек должен рассчитывать почти исключительно на самого себя — это трудно, но эту свою независимость американцы высоко ценят, и благодарны своей стране за то, что они ее там имеют. Америка показалась нам страной более открытой, чем Европа. Поэтому даже всего двухнедельное путешествие по Западу Америки дало возможность не только ее посмотреть, но и кое-что в ней понять.