Да здравствуют Смерть, Буржуа и Веласкес

kunsthallewien.at, belvedere.at, nationalgallery.org.uk, museodelprado.es
В декабре на европейских выставках можно увидеть в основном «современное искусство», то есть искусство второй половины XIX — XX веков. В Вене это в меру эпатажная экспозиция мексиканских художников «Да здравствует Смерть», в Париже — ретроспектива швейцарского символиста рубежа XIX--XX веков Фердинанда Ходлера, а в Лондоне — большая выставка скульптуры Луиз Буржуа.

Французские и австрийские художники (в частности, Сезанн, Гоген, Сера, Синьяк и Климт, Кокошка, Бекль) представлены на выставке «Вена — Париж» в венской галерее «Бельведер», а коллажи таких знаменитостей, как Матисс, Пикассо, Эрнст, Клее, Арп, Миро, — в туринской Галерее современного искусcтва.

На этом современном фоне выделяются Веласкес в мадридском Прадо и немецкие витражи эпохи Возрождения в Лондонской национальной галерее (где можно будет не только посмотреть на сами витражи, но и близко познакомиться с процессом их изготовления).

Подробнее об этих и других выставках декабря читайте в нашей постоянной рубрике «Выставки Европы».

Австрия


Выставка »¡Viva la Muerte!», до 17 февраля, Вена
«Между Эросом и Танатосом» — вот основная идея выставки, посвященной обсуждению проблемы видения и понимания смерти у разных народов. На выставке представлены работы 23 мексиканских художников, в которых отражена специфика латиноамериканского восприятия смерти, принципиально отличающегося от европейского. Яркий пример — католический праздник День всех святых, который в Мексике перевоплотился в Дни мертвых (Los Dias de las Muertos). И если даже столь популярный Halloween кажется иногда небезобидной игрой со смертью, то в Мексике это настоящая игра в пространстве смерти. В этот день люди обязательно отправляются на кладбище с какой-нибудь вещью усопшего, а само кладбище становится главным местом праздника. Процессии детей, переодетых в костюмы призраков и мертвецов, следуют за огромным гробом, основным угощением становятся шоколадные черепа, марципановые скелеты и «хлеб мертвых» (pan de muerto).

Подобное чувственное восприятие смерти и стало основной темой этой концептуальной выставки, где на суд зрителей представлены фотографии, картины и инсталляции современных мексиканских художников, в том числе и новая инсталляция Терезы Марголлес, известной своими шокирующими натуралистическими работами вроде инсталляции с отрезанным языком наркомана. Организаторы выставки призывают к восприятию шокирующего в культурологическом контексте.
Подробности:
телефон: +43-1-52189-1201
e-mail: office@kunsthallewien.at
http://www.kunsthallewien.at/

Выставка «Вена — Париж», до 13 января, Вена
Концепция этой выставки, которая открылась в галерее Бельведер, отражается в ее подзаголовке — «Ван Гог, Сезанн и австрийские модернисты 1880–1960-х годов». Кого-то на эту выставку привлекут картины известных французских импрессионистов (Сезанн, Гоген, Сера, Леже, Синьяк), а кто-то захочет увидеть картины австрийских художников этой же эпохи в контексте модных и популярных французов, сравнить и выявить своеобразие пути австрийского искусства. Помимо картин популярных во всем мире Густава Климта, Оскара Кокошки и Херберта Бекля на этой выставке можно будет познакомиться с живописью, графикой и архитектурными проектами менее известных австрийских художников, скульпторов и дизайнеров.
Подробности:
телефон: + 43 (01) 79 557 0
e-mail: info@belvedere.at
http://www.belvedere.at/

Великобритания


Выставка немецких витражей эпохи Возрождения, до 17 февраля, Лондон
В Лондонской национальной галерее открылась экспозиция немецких витражей XV--XVI веков. Познакомиться на этой выставке можно не только с самими экспонатами, расположенными в контексте немецкой живописи той же эпохи из собрания Национальной галереи, но и с самим процессом изготовления витражей: в отдельном зале представлены рисунки, инструменты, образцы цветных стекол, которые использовались при изготовлении витражей в ренессансной Германии. Экспонаты предоставлены несколькими английскими музеями. Напоминаем, что до 13 января в Национальной галерее работает также выставка «Ренессансная Сиена: искусство для города» (читайте о ней в нашем прошлом обзоре «Выставки Европы»).
Подробности:
телефон: 020 7747 2885
e-mail: information@ng-london.org.uk
http://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/stainedglass/default.htm

Выставка скульптуры Луиз Буржуа, до 20 января, Лондон
Большая ретроспективная выставка 96-летней Луиз Буржуа, американского скульптора французского происхождения, чье творчество стало легендой XX и даже XXI веков, работает в галерее Tate Modern. На выставке представлены более 200 работ знаменитой художницы — от ее ранних рисунков, которым она, впрочем, не придает весомого значения, до последних скульптур.

Луиз Буржуа известна широкой публике своими феминистскими убеждениями, страстью к психоанализу и сквозными темами в творчестве. Конечно, на выставке в больших количествах представлены ее знаменитые пауки, которые являются символом трудолюбия и завершения начатого дела, стабильности и даже семейных идеалов, как утверждает художница. Синтез абстракции и фигуративности, столь востребованный современным искусством, воплотился во многих работах Луиз Буржуа, модной и популярной уже многие годы.
Подробности:
e-mail: visiting.modern@tate.org.uk
http://www.tate.org.uk/modern/exhibitions/louisebourgeois

Германия


Выставка Пармиджанино, до 24 февраля, Мюнхен
Выставки одной картины — это всегда интересно, тем более если эти выставки связаны с последними искусствоведческими и научными исследованиями. У небольшой картины «Мадонна с младенцем» Пармиджанино (прозвище Франческо Маццолы) из знаменитой коллекции живописи Виттельсбахов интересная судьба. C XIX века считалось, что эта картина принадлежит кисти ученика Пармиджанино — Джироламо Маццоле Бедоли, и только благодаря современным научным технологиям исследования живописи недавно удалось доказать, что эта картина написана самим Пармиджанино — оригинально мыслящим рисовальщиком и изысканным колористом, которого современники называли «новым Рафаэлем». На выставке представлен также «исследовательский контекст» — картины Бедоли и Пармиджанино. В соседнем зале экспонируются рисунки и офорты Пармиджанино и художников его круга.
Подробности:
телефон: +49 (0)89 23805 216
e-mail: info@pinakothek.de
http://www.pinakothek.de/alte-pinakothek

Выставка «Наши русские — наши немцы. Образ Другого. 1800–2000 гг.», 8 декабря — 2 марта, Берлин
В новом флигеле берлинского замка Шарлоттенбург открывается любопытная культурологическая выставка, посвященная «образу Другого», как сказано в ее подзаголовке. Организаторы этой выставки попытались воссоздать тот набор стереотипов представлений русских и немцев друг о друге, опираясь на вполне обывательские традиции восприятия. На выставке представлены скульптуры, плакаты, картины, книжные иллюстрации, фотографии, костюмы и бытовые предметы. Как утверждают организаторы, цель выставки — «дать посетителю возможность критически переосмыслить собственную точку зрения и посмеяться над предрассудками».
Подробности:
телефон: +49 (0)30-50 15 08 10
e-mail: kontakt@museum-karlshorst.de
http://www.museum-karlshorst.de/

Испания


Выставка «Христианская и мифологическая живопись Веласкеса», 20 ноября — 24 февраля, Мадрид
Подобная тематическая выставка, посвященная исследованию христианских и мифологических мотивов в живописи Диего Веласкеса, открывшаяся недавно в мадридском Прадо, проводится впервые. Оценить своеобразие этих картин Веласкеса можно будет в контексте мифологической и духовной живописи других художников — Риберы, Сурбарана, Эль Греко, Рубенса и Пуссена. Зрителю предстоит узнать, что мифологические сюжеты Веласкес трактует в очень современном и иногда ироничном духе. Это в полной мере относится к таким картинам, как «Кузница Вулкана», «Венера перед зеркалом», «Марс», «Вакх» (сопоставлены несколько диссонирующие образы Вакха и андалузских крестьян) или «Пряхи» (миф об Арахне на этой картине изображен на ковре, висящем в глубине королевской ткацкой мастерской). На выставке можно увидеть 27 работ Веласкеса и 24 картины других художников.
Подробности:
e-mail: museo.nacional@museodelprado.es
http://www.museodelprado.es/en/ingles/exposiciones/info/en-el-museo/

Выставка Пауля Клее, до 5 января, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария
В Музее современного искусства (CAAM) на Канарских островах периодически проводятся необычные по тематике и композиции выставки. Сейчас там работают две любопытные выставки — архитектурная, которая посвящена испанским экспериментам 1950–1960-х годов, и тематическая выставка «Детское во взрослом мире Пауля Клее». Куратор выставки Марк Гисборн утверждает, что концепция этой экспозиции базируется на эволюционной психологии и философии творчества. Художник и музыкант, свободно открытый миру фантазии и интуиции, Пауль Клее, по его собственным словам, был «новорожденным в искусстве». Именно эта тема детского восприятия и отражения мира в творчестве художника — от линеарных мотивов, шахматного рисунка, декоративных тем раннего творчества до «примитивного» метафизического словаря символов рун и идеограмм последних лет жизни — всесторонне исследуется на выставке. 55 уникальных работ художника в разных жанрах были любезно предоставлены бернским Центром Пауля Клее и Музеем современного искусства Сан-Франциско SFMOMA — это рисунки, акварели, масляная живопись и куклы, которых художник смастерил для своего сына.
Подробности:
e-mail: atlantica@caam.net
http://www.caam.net/

Италия


Выставка «Канова и его «Венера Победительница», до 3 февраля, Рим
Для того чтобы посетить все интересные декабрьские выставки Рима, нужно несколько дней (о некоторых важных экспозициях мы уже писали в октябрьском и ноябрьском обзоре европейских выставок). В галерее Боргезе, например, до начала февраля будет открыта экспозиция, посвященная 200-летию одного из главных экспонатов этой виллы — «Венере Победительнице», изображающей сестру Наполеона Паолину Боргезе Бонапарте. Именно ей и ее автору, знаменитому скульптору Антонио Канове, чье 250-летие отмечается в этом году, и посвящена выставка. Рисунки, наброски, живописные полотна, а также скульптуры Бернини образуют необходимый сопоставительный контекст, а основу выставки составляют 16 мраморных скульптур Кановы не только из собственной коллекции галереи Боргезе, но и из музеев Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа, Флоренции и других городов.
Подробности:
e-mail: servizimusei@gebart.it
http://www.galleriaborghese.it/nuove/emostre.htm
http://www.romaturismo.com/eventi/

«Коллаж: от кубизма до «нового дадаизма», до 6 января, Турин
Исторической интерпретации коллажной живописи ХХ и ХХI веков посвящена выставка в туринской Галерее современного искусства. Известно, что японцы использовали технику коллажа еще в Х веке, но как востребованный временем художественный прием он появился лишь в ХХ веке, начиная с кубизма. Вслед за кубистами многие художники-авангардисты обратились к технике коллажа, заинтересовавшись новыми пластическими эффектами, а в середине ХХ века новая волна интереса к этой технике была связана с выставками декупажей Матисса. Художники использовали в своих коллажах самые неожиданные материалы: билетики на метро (Курт Швиттерс), разрезанные фотографии (Макс Эрнст), разорванные бумаги (Арп), крылья бабочек (Дюбюффе). На выставке в Турине коллажи представлены в хронологическом порядке, поэтапно: кубизм, итальянский футуризм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, монументализм и «новый дадаизм», представленный работами современных художников. Посетители выставки смогут увидеть работы Пикассо, Брака, Гриса, Северини, Матисса, Сирони, Эрнста, Швиттерса, Клее, Арпа, Миро и других художников.
Подробности:
Телефон: +39 011 4429610
http://www.gamtorino.it

Франция


Ретроспективная выставка Фердинанда Ходлера, до 3 февраля, Париж
80 картин и 30 фотографий смогут увидеть посетители на выставке Фердинанда Ходлера (1853–1918), открывшейся недавно в парижском Musee d'Orsay. Творчество Ходлера не очень известно во Франции, как утверждают организаторы выставки, поэтому для многих посетителей предоставляется отличная возможность открыть для себя нового художника. Активные поиски стиля швейцарского художника Ходлера в 1880-х закончились громким скандалом и запрещением экспозиции в Женеве и в Париже его картины «Ночь» (1890). Однако через несколько лет после этого картина Ходлера «Разочарованные души» становится самой популярной на первом парижском салоне символистов «Роза и Крест» и приносит Ходлеру европейскую славу. Творчество художника не было тесно связано с современными ему течениями в искусстве, но оказало сильное влияние на немецких и австрийских экспрессионистов. На нынешней выставке в Париже в хронологическом порядке представлены картины всех жанров, в которых работал художник, в том числе и его знаменитые портреты, автопортреты и пейзажи.
Подробности:
Телефон: +33 (0)1 40 49 48 14
http://www.musee-orsay.fr

Выставка «Design contre Design», до 7 января, Париж
Тем, кому интересна история дизайна за два прошедших столетия, обязательно надо побывать на выставке в Национальной галерее Большого дворца в Париже. Композиция этой выставки оригинальна и остроумна, кураторы попытались уйти от стандартных композиционных хронологических решений. Выставка делится на четыре части: «Форма», «Контекст», «Архитектура», «Стиль», на ней представлены дизайнерские объекты XIX и XX веков разнообразного функционирования и жанров. Выставка сделана в форме диалога дизайнерского искусства с живописью, фотографией, кино и модой.
Подробности:
Телефон: 00 33 1 44 13 17 30
http://www.rmn.fr/design

Швейцария


Выставка фотографий Андреаса Гурски, до 24 февраля, Базель
Посмотреть на работы немецкого фотографа Андреаса Гурски (род. в 1955 году) вот уже несколько лет выстраиваются огромные очереди. Некоторые считают, что секрет популярности Гурски в том, что он принципиально работает только с теми объектами, которые люди видят постоянно перед глазами (в реальности или по телевизору) и привыкают к ним, и поэтому необычный ракурс обыденно-прозаического явления как раз и потрясает воображение зрителя. Отличительные признаки работ Андреаса Гурски — большой формат и, главное, «уничтожение перспективы». Любимые объекты фотографа — места большого скопления людей: толпа, в которой растворяется отдельный человек, живет особой жизнью и образует гиперреальное пластическое единство кадра. Именно поэтому биржа, свалки, зрители на автомобильных гонках, парады, стойла коров, уходящие в небо, или бесконечные полки супермаркета — частые сюжеты фотографа. На выставке в базельском Kunstmuseum будут представлены и самые последние серии работ Гурски — «Пхеньян» и «Формула-1»: стоп-кадр».
Подробности:
Телефон: 061 206 62 62
http://www.kunstmuseumbasel.ch