Пенсионный советник

Приехать на Стрелку с Чкаловым

Дмитрий Крюков, координатор Клуба транспортных путешественников 01.11.2004, 18:25

Когда я только дебютировал в «Газете.Ru» со статьей про вертолет, я опрометчиво пообещал читателям написать позже отдельный материал про Нижний Новгород. Похоже, пришло время платить по счетам.

Надеюсь, понятно, почему я брался за этот текст с неким страхом. Во-первых, писать про Нижний Новгород — примерно то же самое, что писать про Москву: город это большой, в нем все были, основные достопримечательности все знают, а значит, надо найти что-то такое, о чем умалчивают путеводители. Во-вторых, обязательно найдется какой-нибудь местный житель, который, естественно, знает про свой город в десять тысяч раз больше, чем я, и раскритикует меня в итоге, что, на самом деле, неприятно.

Впрочем, раз уж взялся за гуж...

Нижний Новгород все борется с Новосибирском за звание третьего по величине города России. В данной вялой схватке мои симпатии по разным причинам на стороне Новосибирска. В том числе и потому, что Нижний — логичное завершение Золотого кольца России, его как бы квинтэссенция, а города Золотого кольца по идее большими быть не должны.

В Нижнем сливаются Ока и Волга, и кольцо замыкается. Время замрет, будь навсегда. Еще совсем недавно круизные корабли так и шли — от Москвы через Рязань и Муром по Оке, назад через Ярославль и Углич — по Волге и Каналу имени Москвы. Теперь Ока сильно обмелела, и найти такую оказию гораздо сложней.

Рядом со Стрелкой (так называется городской район) на самом верху высокой лестницы стоит Валерий Чкалов.

Я как-то со своей футбольной подготовкой взялся штурмовать ту лестницу быстрым шагом, но выдохся на втором пролете. Высоту так просто не взять. Чкалов стоит спиной к реке в позе довольно оригинальной. Можно даже подумать, что он показывает проходящим кораблям не очень приличный жест.

Нижний, грубо говоря, состоит из двух частей, разделенных Окой.

На одной — метро, огромный автозавод ГАЗ, главный вокзал. На другой — исторический центр, кремль, речной вокзал, улица Большая Покровская и станция Мыза.

Одна часть заметно выше другой, в связи с этим многолетние попытки вытащить на исторический центр линию метро напоминают аналогичные попытки затащить метро на среднестатистический горнолыжный склон. Наверное, именно по этой причине за последние пять моих визитов в Нижний состояние метромоста, строящегося через Оку, видимых изменений не претерпело. Впрочем, судя по всему, деньги на метро все же продолжают выделяться. А так как на одном берегу все и так уже им застроили, новые станции строят на очень небольшом расстоянии от старых. Изучая проект новой Сормовской линии, я не нашел станций, отдаленных друг от друга более, чем на километр.

Автобусы в Нижнем ходят повсюду, а кроме главного вокзала по городу разбросаны еще несколько маленьких пассажирских тупичков, от которых тоже вполне себе ходят свои электрички.

Особенно интересно посетить станцию Проспект Гагарина — она натурально спрятана в кустах рядом с оживленным проспектом и небольшим рынком.

Речной вокзал в Нижнем — место тоже интересное для транспортных путешествий. Особенно, если у вас много денег — ведь именно в здании речного вокзала прописаны большинство компаний, продающих места на круизные теплоходы. Помимо очевидных путешествий на Ярославль, Москву, Питер и Астрахань, иногда можно встретить очень любопытные оказии типа Перми, Ростова-на-Дону или даже легендарного Макарьева- на-Унже. Если денег у вас немного, то к вашим услугам скоростные «метеоры» в Юрино, Юркино и Юрьевец (однако!), а также в Васильсурск, и паром в Бор.

Ну довольно о транспорте. Когда-то давно я выработал спорный, но имеющий право на существование критерий: относительно большой по размерам город тем более цивилизованный, чем больше там нормальных мест общепита и спортивных команд. Если следовать этому критерию, Нижний Новгород будет болтаться где-то в середине списка:

сколько раз я в нем был, а идеального места для обеда или ужина так и не нашел.

Нет, конечно, в Нижнем есть несколько «Макдональдсов» и много разных мелких и не очень кафе и ресторанов, но однозначных фаворитов, таких, как легендарный «Дом Чая» в Казани, и еще более легендарный «Рыцарский Пир» в Ярославле, я так и не нашел. Спортивная команда приличного уровня в городе всего одна. Но какая — «Старт», один из лидеров отечественного хоккея с мячом. Зимой сходить на «Старт», играющий с каким-нибудь «Водником» — самое оно, а вот остальные команды руководители города с той или иной степенью успеха повывели.

А еще Нижний Новгород — индустриальный город. Местный ГАЗ — один из самых крупных заводов в стране (смешно, однако, что «газелей» в Нижнем почти нет — все повывели павловские «ПАЗики»). Перегонщики машин ГАЗа круглые сутки дежурят на главном вокзале, собирая по умеренной цене пассажиров. А ведь есть еще огромный и многопрофильный монстр «Красное Сормово», имеющий помимо традиционной заводской инфраструктуры свою пристань и в ближайшем будущем свою станцию метро.

В Нижнем построили еще одну достопримечательность — полукатер/полусамолет под названием экраноплан.

На нем катали желающих, но в 2003 году он протаранил «метеор» и утонул, и в 2004 году о новых экземплярах я уже ничего не слышал.

Достопримечательностей сугубо культурных в Нижнем Новгороде, с одной стороны, немало: резные парадные палаты купцов XVII века, ансамбли нескольких действующих монастырей; здания-дворцы императорского банка и театра; изысканная Строгановская церковь с лучшим на Волге иконостасом; знаменитая ярмарка с «маленьким Исаакием» (Спасским собором) в центре. Впрочем, с другой стороны, Нижегородская область имеет достопримечательностей гораздо больше, чем ее столица: тут и Хохлома, и Дивеево, и закрытый город Саров, и монастырь во Фролищах, о котором я уже писал, и много чего еще. Такая вот сумбурность.

Центральная улица Нижнего Новгорода — пешеходная на большей своей части Большая Покровская. Находится, конечно, на высоком берегу. На ней есть все: магазины, театры, кафе, почтамт, Кремль и тот же Чкалов.

Кремль в Нижнем Новгороде довольно сумбурный (как, собственно, и весь город в целом): государственные учреждения соседствуют с развалами сувениров и полуразрушенными фрагментами древних стен.

Погуляешь там, выйдешь на Большую Покровскую, сел на трамвай, который спускается со склона как заправский горнолыжник, и через некоторое время ты уже на другом берегу около пассажа. Романтика!

А если не сел на трамвай, так идешь дальше, мимо почтамта и очередного Мадональдса, и около площади Лядова непременно выйдешь на замечательный блошиный рынок, куда люди, по-моему, ходят не торговать, а общаться — уж больно невероятные вещи там иногда выставлены на продажу. Не верится, что кто-то такое вообще может купить — ан нет, покупают…

Еще чуть-чуть вперед — и вы на автовокзале. Можете уехать из этого славного города в любую сторону. А можете, собственно, и не уезжать. Замечательно в этом очень сумбурном городе. Сумбурном, как весь этот текст. А вы, уважаемые жители Нижнего Новгорода, если что не так сказал, не обижайтесь. Ведь крупные города — они у каждого свои.