Потратил тысячи долларов и чувствую себя обманутым

Почему падает качество дорогих и высокотехнологичных товаров

iStockPhoto
Я, и не только я, убежден: производители специально делают сложные и дорогие устройства такими ломкими, чтобы мы бежали в магазин за новыми. А кто им покупатели? Источник прибыли, «тушка» с деньгами.

Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения.

Мое многолетнее, можно сказать фанатичное использование электроники давно навевает мысли: а уж не специально ли производители «программируют» выпущенные ими устройства на то, чтобы они ломались сразу по истечении срока их гарантийного обслуживания или чуть позже.

Вот, смотрите, факты из моего личного опыта, накопленного за последние несколько лет.

iPhone 4S — сломался в октябре, аккурат сразу после презентации пятой модели iPhone. Просто перестал включаться. Сколько ему было? Год и два дня, с момента покупки во Франции.

MacBook Air второго поколения стал невыносимо глючить где-то через 10 месяцев. После года у него отломался шарнир, регулирующий угол установки дисплея, а гравировка на клавишах превратилась в нечитаемое месиво уже, наверное, на шестом месяце. Модуль для зарядки батареи стал глючить (бывает, включишь, а он батарею не заряжает, хотя компьютер работает от сети, а не от нее) уже через пять месяцев где-то. На iPad второго поколения кнопка Home стала срабатывать только после третьего-четвертого нажатия ровно через год (четко!) после покупки. Что общего у всех этих «историй жизни и смерти»? То, что у меня устройства Apple ломаются стабильно одинаково: пользоваться ими становится неудобно и неприятно сразу после того, как компания выпускает новые модели. Случайность? Совпадение?

Если кто-то считает меня «яблокофобом», скажу сразу – это не так.

Во-первых, взамен я все равно покупаю новые версии девайсов Apple (остальные, на мой взгляд, еще хуже). И, кстати, их мышь Magic Mouse — действительно работает отлично (правда, можно допустить, что Apple не планировала ее обновлять сколько-нибудь скоро).

Во-вторых, точно таким же образом и примерно с такой же частотой у меня ломается все остальное. Кроме, разве что, телевизора. И дело тут совсем не в том, что я чем-то там не умею пользоваться. Или что я специально «убиваю» гаджеты, чтобы иметь моральное оправдание, когда иду в магазин за новым устройством.

Допустим, я псих и сам того не знаю, ладно! Но дело не во мне одном, с такими же проблемами столкнулись едва ли не все мои друзья.

Кстати, в немецком интернете есть даже такой сайт - murks-nein-danke.de. Поскольку я немного знаю немецкий, то иногда его почитываю. В переводе название сайта звучит примерно так: «Халтура-спасибо-не надо». На нем обсуждают расхожее подозрение: производители специально лишают нас простых и надежных устройств, чтобы постоянно «впаривать» нам свои «новинки». Отнюдь не дешевые.

Основатель сайта Штефан Шридде справедливо замечает: «Везде, где течет ток, можно целенаправленно и элегантно схалтурить».

Стиральная машина Samsung — сломалась через полтора года использования, после того, как я заменил ее на две модели Bosch, прослужившие до этого ровно столько же. Пароварка Braun? Отказала через 13 месяцев - и я, послушный потребитель, побрел в магазин за новой, теперь уже «мультиваркой». Букридер Kindle? Экран отказал на 13-й месяц использования. В микроволновке регулятор-таймер стал «западать» через полтора года. Наш семейный Рекордсмен - холодильник - проработал три года. Когда я был у родителей и похвастался этим фактом, бабушка ехидно на меня посмотрела и сказала, что ее «Минск», который хоть и нужно размораживать раз в месяц, работает уже 25 лет.

С машинами - вообще уникальная ситуация. Производители, и это подтвердит вам любой околоавтомобильный эксперт - специально рассчитывают производство машин таким образом, чтобы пяти- и семилетние машины было обслуживать уже так дорого, что вы, уже в целях экономии, шли в банк оформлять кредит на новую модель.

Причем вот какая интересная штука. Ломаются в устройствах далеко не ключевые узлы, а разные мелочи, пластмассовые детальки. Если они выйдут из строя в течение гарантийного срока (ну не могут же ОНИ рассчитать все со 100-процентной точностью), производитель без сильно больших затрат такую детальку заменит. А если поломка случится после гарантии, то, конечно, мужик на сервисе скажет вам, что такие запчасти «больше не производят», так как у вас «устаревшая модель».

Еще лучше - сделать так, чтобы вы вообще не могли докопаться до сервисного центра, поскольку ваше повреждение - механическое. Ну, что поделаешь с тем, что клавиши на ноутбуке начинают стираться, а шарнир экрана - разболтался? Просто, вы много работаете за ноутбуком, наверное? У вас слишком сильные и корявые пальцы?... Кому тут будешь предъявлять претензии - формальные, юридические?

И еще у меня есть твердое убеждение, что производители компов и смартфонов давно изобрели метод, который безотказно действует на гиков и любителей новинок вроде меня: они сделали так, что каждое обновление ПО делает ваш гаджет чуть «тормознутее». Тем самым, выпуская новые прошивки, они совершенно сознательно подталкивают вас на обновление железа.

Итог моих размышлений на тему высокотехнологичных устройств будет неутешительным. Дальше все будет еще хуже. Ну, а как еще заставить людей каждый год покупать по новому планшету, смартфону, ноутбуку, если старые, во-первых, достаточно мощны, во- вторых, продолжают работать нормально и безотказно.

Так что, если вы пользуетесь старой вещью, и она не ломается, радуйтесь и продолжайте пользоваться ею и дальше! Не ведитесь на новинки. Ну, насколько это возможно. Может быть, ваша старая Nokia с черно-белым экраном - последний гаджет, к которому еще можно было «прикипеть» за годы, а не за месяцы, использования.