Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
За 2 ролика из You Tube могут снимать деньги бесконечно

Мошенничество на коротких мобильных номерах

Thinkstock/Fotobank.ru
Хотел бы написать на тему, хоть не новую, но до сих пор актуальную. А именно, про кражу денег с мобильных телефонов.

С чего все началось. Ребенок сказал, что у него кончились деньги на телефоне и счет ушел в минус. Я пожурил его, что мол болтать нужно меньше и положил 250 рублей на счет. Через несколько дней сын заявил, что денег на счету опять нет. Тут уж я заинтересовался, что за ерунда такая, сын клялся и божился, что разговаривал мало (как оказалось – это правда).

Что делать? Заказал детализацию и посмотрел. С первого взгляда все стало ясно: каждый день(!) у сына со счета списывалось по 20 руб., за «сервис партнера». Был указан и короткий билайновский номер 9102.

Отмечу такую особенность биллинга, в той его части, что видна абонентам: понять, за что именно списываются деньги «партнёрами», невозможно. По короткому номеру можно выяснить только имя «партнера», но и это не просто.

Если в поиске по сайту «Билайна» забить 9102, ничего не найдется. Нужно пойти на сайт http://safe.beeline.ru/index.wbp и выбрать там - «Безопасная мобильная связь», затем - «Короткие SMS-номера» и тогда вам откроется поле, куда можно ввести короткий номер, в моем случае – 9102.

В итоге, я получил там следующую информацию:

Но понять суть самой услуги из этого текста невозможно. Погуглив на номер 9102, я получил массу ссылок на посты и отзывы негодующих людей, у которых списывались деньги с телефонных счетов, причем за разные чепуховые «услуги»: у кого это была рассылка анекдотов, у кого — гороскоп или что-то еще в таком духе…

Конечно, первым делом я позвонил в Билайн и спросил, как отключить моему сыну эту неведомую «услугу». Оказалось, это довольно просто: нужно отправить на короткий номер ( в моем случае – 9102) бесплатную СМСку с текстом СТОП или STOP.

Замечу, что с телефона с минусовым балансом отправить СМС не получилось. Так что учтите, если кто с этим столкнется: сначала придется закинуть денег на телефон, потом уже СТОПить.

Может быть, в онлайн «Личном кабинете» Билайна можно узнать, что это за услуга и как отключить ее — конкретно этого я не проверял. Знаю, что у «Мегафона» такое возможно, но — это еще то удовольствие, нужно перейти по десятку ссылок, получить СМС с кодом авторизации, заполнить капчу и т.д.

Мне было интересно, что же за «услугу», за 20 руб. в день, оказывал моему младшему сыну «партнер Билайна» ООО «Диджитал Онлайн». Я позвонил в «Диджитал Онлайн» и узнал. Оказывается, эта загадочная услуга — платный доступ на сайт http://vkontakreg.ru

Тут мне все стало окончательно ясно, так как сын некоторое время назад зарегистрировался в ВKонтакте и, возможно, он хотел что-то предварительно выяснить, что там да как. Я спросил его, как он попал на это сайт, но он уже не вспомнил, видимо, натолкнулся в поисковой выдаче, вот они - чудеса оптимизации. Ненавижу СЕО )).

Так называемый «сайт» просто прекрасен. Это просто страница с неработающими ссылками на «полезные» программы и ДВА бесплатных ролика из Youtube! Что удивительно, ролики действительно с описанием регистрации, хорошо хоть, что не с порно))

Далее серым шрифтом, на сером фоне, написано следующее:

Данный сайт предоставляет обучающие материалы для пользования соц сетью и ни как не относится к ОФИЦИАЛЬНОМУ САЙТУ «ВКОНТАКТЕ» http://www.vkontakte.ru

Стоимость доступа составляет 20.00 рублей (включая НДС) в день для абонентов ОАО «Вымпелком», 186.26 рублей (включая НДС) за 9 дней для абонентов ОАО «МТС», но не более 600 рублей в месяц., 15.00 рублей (включая НДС) в день для абонентов ОАО «Мегафон». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки.

Это у них типа дисклеймер, мы, мол, честные.

На планшете, например, этот текст не виден вообще. Более того, когда зумишь основной текст, дисклеймер деликатно уплывает за экран. Люди с ослабленным зрением его тоже прочесть не смогут.

То есть, с вас списывают 20 руб. в день просто за доступ к этой странице с двумя бесплатными ютьюбовскими роликами с описанием регистрации в ВК. На мой взгляд - это мошенничество в чистом, я бы сказал, в беспримесном виде.

Разумеется, сын сам виноват. Не нужно оставлять свой телефонный номер непонятно где, не надо вводить код, пришедший в виде СМС, неизвестно куда. Да, надо внимательнее читать и вникать в прочитанное перед нажатием кнопки «Enter»! Хотя я сам пользовался подобной технологией (с кодом, присланном по СМС) на совершенно цивильных сервисах. Банковских, например. Более того, существуют и бесплатные рассылки.

Я не стал ругать сына, хотя размер ущерба еще предстоит выяснить, а просто дал ему сcылку на статью в «Газете.Ru» про мобильных мошенников, велел как следует все запомнить и впредь вести себя осторожнее.

Но сама тема меня заинтересовала. В интернете немало материалов посвященных мобильным мошенникам. Вот что лично я для себя уяснил.

Как это вообще работает? У операторов связи есть партнеры - агрегаторы контента и услуг, которые арендуют у провайдера короткие номера, у них свою очередь — свои партнеры, у тех свои и т.д., а на конце цепочки сидит какой-нибудь Вася Пупкин, сделавший страничку типа vkontakreg и занесший деньги в одну из таких конторок, стоящую в этой цепочке над Пупкиным, чтобы это его страничку подключили к сервису платных СМС как «обучающий сайт» и т.д. Поверить в то, что ТАКУЮ страницу могли подключить обычным, честным, путем, я не могу.

Или же другая версия: несколько хитрожопых сотрудников какого-то мелкого контент-провайдера тихонько склепали подобные странички и сами же их подключили к сервисам компании, в которой работают. В любом случае, без «коррупционной составляющей», как сейчас модно говорить, наверняка не обошлось.

Как же так, подумал я, ведь про подобные мошенничества пишут уже много лет, неужели ничего нельзя сделать! Судя по тому, что пишут в интернетах, единого мнения нет.

С одной стороны, короткими номерами пользуются во вполне цивильных сервисах вроде голосовалок на радио, оплаты игр, электронных книг и т.д. И если прикрыть бизнес коротких номеров, то закроется целое направление, где еще могут появляться новые полезные услуги, создаваться рабочие места и т.д. И вроде даже как сами операторы в последнее время стали как-то бороться с мобильным фродом (вот и слово новое узнал – фрод!).

Но с другой стороны, многие рассерженные абоненты обвиняют операторов следовании принципу «деньги не пахнут» — мол, все эти сервисы, пусть мелкие, но многочисленные, приносят им такие деньги, что они или закрывают на все эти безобразия, типа супер-сайта vkontakreg, глаза или по крайней мере, не прикладывают должных усилий, чтобы ораву этих мошенников обуздать.

Мне, хоть я и пострадал сам, кажется, что истина где-то посередине.

Полностью закрывать этот бизнес (рассылку коротких СМС и подписку на услуги через интернет) глупо, это то же самое, что лечить головную боль гильотиной. Но вот реализовать механизм контроля за контентом, механизм штрафов или даже уголовного преследования мошенников, а, главное, быстрого возврата денег пострадавшим, без головной боли и не через суд, наши операторы могли бы? Думаю, да! И на совершенно другом уровне чем, это сделано сейчас.

По просьбе «Газеты.Ru» пресс-служба компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») прокомментировала письмо нашего читателя:

В данном случае читатель столкнулся с услугой под названием подписка, которую предоставляют контент-провайдеры. Регулярность предоставления определенной услуги посредством подписки на нее востребована среди абонентов. Это действует примерно так, как подписка на получение определенной информации на электронный адрес - нужно один раз подписаться и затем получать регулярно интересующую информациею. Приведу один пример: У СРА - партнера (владелец и продавец контента) есть сервис : расписание киносеансов. Любой абонент, отправив сообщение на определенный короткий номер, в ответ получает ссылку на расписание фильма. Например, человек делает это регулярно - по субботам, тогда вполне логично предоставить ему возможность получать интересующую его информацию раз в неделю, по субботам без дополнительной отправки смс на короткий номер.

Обвинения в том, что оператор «тайно заинтересован» в получении выгоды от действий мошенников, не корректны по вполне объяснимым экономическим причинам. Затраты на привлечение одного клиента и потери от его ухода в разы превосходят ту мифическую прибыль, которую оператор получит в случае, если абонент станет жертвой обмана и будет осуществлять некорректные платежи со своего мобильного счета в пользу третьих лиц.

Специально для того, чтобы у абонентов было больше возможностей проверить информацию о сервисе подписка, прежде чем на него подписаться, мы ввели дополнительную меру - «Landing Page» – шаг подтверждения «подписки» на стороне «Билайн». Landing page – специальная страница «Билайн» по подтверждению заказа «подписки». При переходе на данную страницу абоненту предоставляется полная информация об условиях оказания услуги Контент-Провайдера, ее стоимости и способе отказа от услуги. Все партнеры «Вымпелкома», оказывающие услугу «подписка на контент» на WEB-ресурсах обязаны переключать абонентов на страницу «Вымпелкома». При переходе на страницу «Вымпелкома» абонент сначала вводит свой номер телефона, потом получает код доступа к услуге в смс от «Вымпелкома». После ввода кода абоненту подключается услуга Контент-провайдера.

Невыполнение этого требования квалифицируется как нарушение со стороны контент-провайдера.