Полезные советы: как правильно искать в Сети

Иллюстрация: «Газета.Ru»
На эффективность поиска влияют многие факторы: здесь и умение пользователя написать «удачный» запрос, и популярность искомой информации, и зачастую даже уловки авторов страничек, пытающихся подсунуть вам то, чего даром не надо

Уметь искать информацию с помощью поисковых систем — это, как правильно отмечено на справочных страницах 'Яндекса', искусство. При всей, казалось бы, простоте интернет-поиска лишь очень немногие умеют пользоваться им с максимальной эффективностью.

Есть у многих поисковиков такая возможность: посмотреть определенное количество недавно сделанных запросов. Посмотришь иногда, что люди ищут, — испугаешься. Запросы настолько криво написаны, что вообще становится непонятно, как некоторые люди хоть что-то находят. «Картинки», «обои», «дубленки», «путин» — запросы настолько абстрактны, что по ним можно найти даже то, чего не ищешь. А бывает и наоборот: «хочу купить белую девятку с кондиционером за 6000 баксов».

Цель этой статьи — дать читателю несколько советов, которые помогут ему находить нужную информацию за наименьшее время.

На эффективность поиска влияют многие факторы: здесь и умение пользователя написать «удачный» запрос, и популярность искомой информации, и зачастую даже уловки авторов страничек, пытающихся подсунуть вам то, чего даром не надо.

Прямо и по делу


Самое главное — это определиться, что вы ищете, и в соответствии с этим правильно сформулировать запрос. Последний должен быть максимально конкретным. Предположим, вы хотите найти, сколько может стоить новая клавиатура. Не стоит спрашивать у поисковика что-то вроде «сколько российских рублей стоит новая 101-кнопочная Windows-совместимая клавиатура для персонального компьютера?». Запроса «клавиатуры цены» будет достаточно. Можно поменять слова местами и вставить между ними предлог «на», но вряд ли это даст какие-то изменения в списке результатов.

Конечно, приведя первый пример запроса, я преувеличил — здоровому человеку искать такую фразу в голову не придет.
Однако постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые задают машине вопросы куда более развернутые, чем надо.

Дело все в том, что, общаясь с поисковиком, вы общаетесь с машиной — она, в отличие от человека, додумывать за вас неспособна. Если вы звоните другу и говорите «принеси книгу», можно быть стопроцентно уверенным, что он принесет либо ту, которую обещал дать вам почитать, либо ту, которую в свое время ему дали вы, — в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Запрос в поисковую машину контекста лишен. Компьютер не может сам понять, чего вы от него хотите, поэтому ему следует максимально ясно все объяснить.

Когда вы ищете что-то, попробуйте представить, как должны выглядеть результаты поиска.

Вернемся к тому же примеру с клавиатурами. Вас интересуют цены — скорее всего, прайс-лист оформлен в виде таблицы, где одна колонка — перечисление моделей, а другая — цен. Очевидно, что в шапке такой таблицы присутствуют слова «Клавиатуры» и «Цена». Поэтому включать в запрос оба этих слова правильно. В то же время понятно, что такие слова, как «рубли», Windows, персональный компьютер, присутствовать в прайс-листе вовсе не обязаны. И, задавая их в поиске, вы сразу отказываетесь от большинства, возможно, полезных результатов.

Не стоит искать и, наоборот, на слишком общие темы. Опять все к тому же примеру: не стоит искать «компьютеры», «периферийные устройства», «устройства ввода информации» и так далее.

Ищите информацию об автомобиле ВАЗ-2109, так и пишите: «ВАЗ-2109 технические характеристики», например. Не надо искать «автомобили», «информацию об автомобилях», «ВАЗ».

Секс, Москва и реферат


Очень часто бывает бесполезно искать по «популярным словам». Есть куча слов, которые начинающие и бестолковые (а таких большинство) авторы страниц специально добавляют на свои странички, чтобы их находило больше людей.

Знаете, какое самое популярное слово среди запросов в поисковые машины? Конечно же, слово «секс». Именно поэтому его можно встретить даже на тех сайтах, которые прямого отношения к сексу не имеют. Очень часто встречаются также слова «рефераты», «Москва», «халява» и всякие-разные вариации на тему «всего побольше и бесплатно». Иногда эти слова вписываются в код странички «невидимо», иногда они написаны, скажем, белым шрифтом на белом фоне, чтобы читатель их не видел, а поисковики находили. Бывает (и это совсем уж запущенный случай), когда «популярные слова» добавляются в заголовки окон.

В общем, если вкратце обобщать все вышесказанное, задача искателя — найти золотую середину между слишком общим и чрезмерно конкретным запросом.

На одном языке


Существенно облегчить жизнь можно, используя дополнительные элементы языка запросов. Те или иные сочетания букв или символов заставляют машину по-разному трактовать введенный пользователем запрос.

Проблема в том, что сочетания эти для каждого поисковика свои. Вместе с тем очень многое совпадает. Например, оператор AND (И), введенный между словами, подразумевает, что искать надо И то, что находится до него, И то, что находится после. NOT — ищет те слова, которые стоят до него, и исключает стоящие после.

По запросу «компьютеры AND клавиатуры», «компьютеры клавиатуры», «компьютеры И клавиатуры» (одно и то же) машина выдает те страницы, на которых есть упоминания как о компьютерах, так и о клавиатурах. Запрос «компьютеры NOT клавиатуры» ищет те страницы, где упоминание компьютеров есть, а вот о клавиатурах ни слова. Запрос «Компьютеры AND мониторы NOT клавиатуры» ищет странички, где о компьютерах и мониторах что-то есть, а тема клавиатур обходится стороной. При желании можно использовать скобки — они меняют порядок поиска. Так же, как в математике, скобки меняют порядок счета. Можно строить сколь угодно длинные и сложные выражения: »(клавиатуры AND мышки) NOT (наушники AND мониторы)» ищет страницы, где есть слова «клавиатуры» и «мышки» и нет слов «наушники и мониторы». Тот же запрос без скобок искал бы клавиатуры, мышки и мониторы, но не наушники.

Вообще, в запросе AND можно пропускать - обычно наличие этого элемента подразумевается по умолчанию. Но сейчас мы с вами не о конкретных методах, а, скорее, о методике поиска в целом, и лучших примеров, чем AND и NOT, вероятно, не найти.

Существует и масса других языковых элементов — о них лучше прочитать в разделе помощи интересующего вас поисковика. Полное руководство обычно занимает так много места, что приводить его на страницах «Газеты.Ru» смысла не имеет.Язык запросов — это уже «высший пилотаж». Пользуются им немногие, да и не сказал бы, что он так часто нужен. На самом деле умения правильно сформулировать, чего же вы хотите, обычно с лихвой хватает, чтобы найти интересующую вас информацию.