Слушать новости
Слушать новости

«Думая, что это модный контент, дети уже сами изготавливали эти ролики»

Эксперты рассказали об итогах анализа контента соцсетей перед незаконной акцией 23 января

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Еще 21 января в соцсети Tik Tok можно было обнаружить экстремально высокое количество просмотров роликов, призывающих к участию в несанкционированных акциях 23 января. Авторы без существенной аудитории и зачастую без релевантного контента получали резкий рост просмотров при публикации роликов про незаконные акции. Тематика же, связанная с 23 января, в Tik Tok приносила многократный рост просмотров, нехарактерный для обычного поведения каналов в соцсети.

Механизм вовлечения

Основные площадки, на которых распространялась информация о несанкционированных акциях, это — Tik Tok, Тwitter, YouTube и «Вконтакте», и в меньшей степени — Instagram и Facebook, констатировала член Общественной палаты России, директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

«Применительно к Tik Tok, основная целевая аудитория, среди которой распространялась эта информация, это — дети 11-12 лет, то есть на эту категорию возрастную именно и была настроена таргетированная реклама. При этом по данным экспертов также дети 7-8 лет видели такого рода информацию, — рассказывает Мизулина. — Теми, кто распространял подобные публикации, об участии в противозаконных акциях с призывами к детям, были созданы специальные шаблоны, используя которые, дети сами могли изготовить различные видеоролики. В этих шаблонах содержались видеокадры и специализированная музыка, а также определенные тексты с титрами».

Используя определенные хэштеги, те лица, которые занимались распространением вот этой информации, продвигали эти публикации в тренды, они становились популярными, дети их видели, пояснила «Газете.Ru» общественница.
«И думая, что это модный контент, дети уже сами начинали изготавливать подобные ролики, не совсем вдумываясь конкретно в содержание этой информации», — подчеркнула она.

Если же говорить о YouTube, то там таргетированная реклама была настроена вообще на всех граждан России, находящихся на территории РФ, без учета их возрастных особенностей, без учета пола и их интересов, утверждает Мизулина.

«То есть вы, например, интересовались религиозной тематикой или заходили посмотреть в YouTube фильм о животных, но при этом вам была доступна и информация с рекламой вот этих противозаконных акций», — отметила глава Лиги безопасного интернета.

Первый зампред Комиссии по СМИ Общественной палаты России Александр Малькевич в свою очередь свидетельствует, что тот анализ, которая провела рабочая группа по противодействию распространению недостоверной информации в интернете демонстрирует: все эти показатели, так называемых миллионных просмотров, имеют аномальный характер.

«Они были получены преимущественно искусственным путем, в том числе через обход алгоритмов сервиса. В общем, все это результат манипуляций. И сделано это все было для создания, так называемого «вау-эффекта» и включения пользователя через технологию присоединения к популярному событию. В том числе с использованием техник челленджей, флешмобов и так далее. Что характерно, то же самое наблюдается и на других интернет-платформах, сервисах, там, где есть встроенные счетчики просмотров. Особенно на YouTube, где подобные махинации с накрутками широко используются», — напомнил Малькевич.

«Сознательное распространение»

Без использования специальных технических средств, без участия профессионалов, которые занимаются продвижением в социальных сетях, без капитальных финансовых вложений, которые исчисляются сотнями миллионов рублей, и без непосредственного участия самих площадок, то есть Tik Tok, Тwitter, YouTube в этих действиях, подобный промоушн несанкционированных акций был бы невозможен, убеждена член Общественной палаты России, директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

«Мы полагаем, что площадки и их сотрудники также занимались распространением, сознательным распространением такого рода информации в детской среде. И это, конечно, вызывает недоумение», — говорит она.

«Именно поэтому мы еще на прошлой неделе обратились к правоохранительным органам с призывом дать оценку происходящему и провести тщательное расследование, что же все-таки произошло, и выявить тех, кто стоит за этой циничной и подлой акцией и попыткой втягивания детей в такого рода несогласованные мероприятия, — рассказала Мизулина «Газете.Ru». — Ну и кроме расследования также, конечно, необходимо продолжать заниматься реформированием законодательства по регулированию деятельности социальных сетей и иных IT-платформ на территории Российской Федерации.

Малькевич отметил и роль западных СМИ.

«Впадая в раж, они несут уже полную околесицу, превращая эти фейковые 50 или 60 млн просмотров в заявление, что 50 млн человек посмотрели этот фильм. Хотя мы понимаем, что просмотр не равен человеку вообще», — говорит он.

«Согласно тому анализу, который был проведен в Общественной палате России, кампания в поддержку несанкционированных акций в соцсетях имела заранее спланированный, целенаправленный характер. Очевидно, что проведение такого рода информационной кампании требовало значительных ресурсов, слаженной команды в сферах СММ, специалистов, по так называемому посеву контента, — соглашается Малькевич с Мизулиной. — То есть это все какие-то подростковые флешмобы, о которых там принято говорить, а профессиональная работа. И бюджет у подобной искусственно целенаправленной кампании составляет даже не десятки, а сотни миллионов рублей, и десятков профильных специалистов, высокооплачиваемых».

Что делать

Социальные сети и иные IT-платформы должны создать юридические лица на территории России, и необходимо их обязать сделать это в законодательном порядке, как это сделано, например, было в Турции, говорит Мизулина.

«То есть мы должны добиваться, чтобы эти компании открыли юридические лица, открыто работали в правовом поле России, — пояснила она. — Ну а в случае, если они этого не будут, то необходимо привлекать их к административной ответственности в виде колоссальных штрафов, ну и вводить дополнительные ограничения, например ограничение скорости трафика».

Для прекращения подобного рода манипуляций необходимы меры по мониторингу и контролю за алгоритмами рекомендательных сервисов интернет – площадок, предлагает в свою очередь Малькевич.

«И мы должны, общество вместе со специалистами, подготовить и предложить подобный пакет действий. Потому что в дальнейшем эта технология будет только разрастаться, — убежден он. — Согласно проведенным еще в прошлом году британскими, как это не смешно звучит, учеными исследованию, на фейки люди очень даже ведутся. Лайками или репостами, вот такой вовлеченностью к фейкам привлекается внимание. То есть человек видит популярный пост, много лайков, много репостов, много просмотров – он поневоле во все это включается, и эту заразу фейковую разносит. Поэтому подобного рода манипулирование будет только нарастать».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть