Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Прозрачные соцсети: начальство все видит

Корпоративные социальные сети проникают в Россию

Сотрудники российских компаний убеждены, что социальные сервисы помогают им работать продуктивнее. Однако доступ к соцсетям запрещен в 34% российских компаний, а к микроблогам – в 29%. Работники готовы пользоваться соцсервисами тайком от руководства и тратить на них личные средства. Представители IT-бизнеса предлагают внедрять КСС — специализированные корпоративные социальные сети, прозрачные для руководства и повышающие эффективность сотрудников.

40% работников компаний полагают, что социальные сервисы будут способствовать более эффективному взаимодействию с коллегами, а 31% опрошенных даже готовы тратить на использование таких инструментов в рабочих целях собственные деньги, показало исследование, проведенное агенством Ipsos для Microsoft.

Исследование проводилось в организациях 32 стран. Персонал каждой компании насчитывал не менее 100 специалистов, которые используют в своей работе персональный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. Всего было проведено 9908 интервью.

Согласно исследованию, российские работодатели поддерживают использование своими сотрудниками таких интернет-сервисов, как электронная почта, службы обмена мгновенными сообщениями, видеоконференции, ленты новостей, облачные сервисы и интранет. Участники исследования согласны с тем, что эти сервисы — полезные инструменты для работы. Тем не менее в 34% организаций, согласно нормам принятой там корпоративной политики, запрещено использование социальных сетей, а в 29% запрещено использование микроблогов.

Основными причинами ограничений представители компаний называют риски, связанные с информационной безопасностью (74%), возможным снижением продуктивности работы (65%) и потерей данных (31%). Однако 67% опрошенных сотрудников считают, что за счет использования социальных сервисов продуктивность их работы повышается.

Семь из десяти опрошенных специалистов российских компаний отметили рост эффективности совместной работы, а 50% полагают, что будут работать эффективнее, если их руководство поддержит использование социальных сервисов. Участники опроса в России уверены, что в их компаниях понимают ценность социальных сервисов, способствующую улучшению сотрудничества и совместной работы с коллегами, – так считают 45% ответивших, а 43% отмечают, что в их компаниях преимущества социальных сервисов недооценены.

У публичных социальных сетей есть свои недостатки, отмечает генеральный директор компании DaOffice Юрий Федосеев. В их число входят нанесение ущерба бренду компании, хедхантинг и даже ведение экстремистской деятельности с рабочего места, подчеркнул он.

Тем не менее при правильном использовании социальные сервисы могут быть эффективным рычагом управления бизнесом. Президент Microsoft в России Николай Прянишников убежден, что сохранить социальное взаимодействие без потерь продуктивности можно с помощью корпоративных социальных сетей (КСС). «Сотрудники, которые привыкли к принципам общения в социальных сетях, ждут от компаний, что и внутрикорпоративные коммуникации будут такими же простыми и удобными, – рассказал он. – Инструменты для создания корпоративных социальных сетей позволяют повысить уровень вовлеченности сотрудников в рабочий процесс, что, в частности, сокращает текучку кадров, а также позволяет руководству получать информацию со всех концов организации, принимая верные управленческие решения».

Корпоративные соцсети делают информацию доступной – знания могут передаваться «из поколения в поколение», находятся на расстоянии клика, их не надо выпытывать у коллег или раскапывать на сетевых дисках, а также формируют чувство сопричастности каждого сотрудника общему делу и позволяют быстро решать рабочие вопросы, убеждена директор по развитию корпоративной социальной сети «Пряники» Евгения Шатилова. «Однако их успех сильно зависит от того, как соцсеть запускается внутри компании — как ее преподносят сотрудникам, какие задачи перед ней ставятся, как отработает на старте команда «драйверов», вовлекающих сотрудников во взаимодействие. При неудачном подходе есть риск вместо рабочего инструмента получить «еще один facebook с котиками». Соцсеть как таковая не является панацеей — эффективность ее использования всегда зависит от человеческого фактора», — отметила она в разговоре с «Газетой.Ru».

«Первое возражение при внедрении социальной сети в компании: «Это что-то для развлечения». Но, по нашему опыту, болтовни и котиков в сети не появляется, потому что общение полностью прозрачное, и все, что публикуется в ней, прекрасно видно вышестоящему руководству,

— рассказал «Газете.Ru» Юрий Федосеев. — Мы считаем, что не стоит ограничивать сотрудников на публикацию «нерабочего» контента, постепенно при правильной работе с сообществом рабочее содержание начинает превалировать над нерабочим». Сейчас в российских компаниях, использующих корпоративные социальные сети, примерно 65% всех публикаций приходится на рабочий контент благодаря кураторам КСС, а так же саморегулированию, добавил он.

По данным исследовательской компании Gartner, в США каждая вторая компания уже пользуется корпоративными соцсетями. На российском рынке КСС тоже набирают популярность, хоть и не настолько высокими темпами.

«В России к соцсетям есть горячий интерес и множество опасений из серии «мы сперва посмотрим, как запустится у других, а затем и сами попробуем» — мало кейсов, мало статистики. Мы вместе с другими участниками этого рынка активно над этим работаем», — отмечает Евгения Шатилова. Но число успешных кейсов растет, и это снижает уровень недоверия и повышает интерес к инструменту со стороны бизнеса, считает она.