21 ноября 2018

 $66.16€75.10

18+


«Мы экспортируем математику так же, как нефть, но почему-то не говорим об этом»

Фотография: пресс-служба

Нам в кино всегда хотелось создать что-то такое, что ухватывает саму суть явления, о котором мы стремимся рассказать людям. Выбирая тему для фильма, мы ориентируемся, прежде всего, на то, что сейчас волнует аудиторию или заинтересует ее в скором будущем.

Идея проекта «Стартап» возникла в 2009 году, когда наша команда проводила дискуссионный форум «Дальний свет. Что Россия может дать миру?». Чтобы не замыкаться внутри киносообщества, мы пригласили на него экспертов из разных областей, в том числе из науки и бизнеса. Одним из них оказался Александр Галицкий, основатель и управляющий партнер венчурного фонда «Almaz Capital Partners». Именно он предложил мне сделать фильм, обобщающий опыт, который накопила отечественная IT-индустрия за двадцать лет.

Задумывая фильм «Стартап», мы в первую очередь имели ввиду историю «Яндекса». Это самый показательный и громкий пример того, как отечественная компания, стартовавшая с нуля, превратилась в мировую корпорацию. Благодаря IPO, которое «Яндекс» провел несколько лет назад, его масштаб смогли оценить не только на родине, но и за рубежом. Как только стало ясно, что здесь есть о чем сделать фильм, возник вопрос: «Это будет только история «Яндекса» или все-таки художественный фильм, который посвящен российской IT-индустрии в целом?». В итоге мы пришли ко второму варианту. В рамках подготовки сценария мы вместе со сценаристом Дмитрием Соболевым («Остров», «20 сигарет», «Перемирие») решили исследовать эту тему и взяли серию интервью у руководителей тех компаний, чей опыт сопоставим с опытом «Яндекса».

В своих беседах с героями мы обращали особое внимание на три момента. Первое - это факты. Истории складываются из того, что не придумаешь: детали, какие-то случаи из жизни, приметы времени. Второе - личная жизнь, это тоже должно быть, без этого невозможно. И третье – мировоззрение, философская концепция жизни. В любом глубоком фильме есть несколько уровней. Есть сюжет, есть отношения героев, а есть история отношений с Богом, где под Богом подразумевают не существо высшего порядка, а некий уровень глубины понимания жизни. Быть или не быть. Что ради чего. Именно это позволило нам глубже погрузиться в тему.

Мы начали свое исследование с наиболее известных героев индустрии. Одним из первых четырехчасовое интервью нам дал Давид Ян, который входит в число самых известных людей в мире в области IT. Затем была серия встреч с Сергеем Белоусовым, создателем компании Parallers, которая, например, в Силиконовой долине в разы известнее, чем «Яндекс». Мы встречались и с его основателями - Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем. В дальнейшем во время бесед с новыми героями мы уже не столько искали интересные истории, которые все в чем-то похожи одна на другую, сколько старались разбираться в нюансах. Скажем, почему «Яндекс» и «Рамблер» какое-то время развивались в одном русле, были конкурентами, а потом их пути разошлись? В результате мы собрали такое количество интересного материала, что при всем желании не смогли бы вместить их в один фильм. Так возникла идея проекта «Кто сделал Россию современной?», которую мы начали делать вместе с Газетой.ру. Вторая часть этого проекта – книга, состоящая из документальных историй «поколения «Яндекс», – выйдет позже. Разумеется, это условное название, в книге идет речь о владельцах и руководителях десятка отечественных IT-компаний.

Что главное мы поняли для себя про этих людей? В основе предпринимательства лежит идея, что ты создаешь нечто такое, что меняет мир. Именно это внутреннее понимание не дает предпринимателю мириться с тем или иным набором обстоятельств, который существовал, существует и будет существовать всегда. В любой стране и в любое время. Предприниматель проявляется в том, как он преодолевает эти обстоятельства. Он не какой-то уникальный самородок, рождение которого не запланировано. Им может стать каждый. Но, разумеется, не достаточно декларативно заявить «я хочу изменить мир», изучив опыт твоих предшественников. Ты сначала «повиси на кресте», а потом «ходи по воде».

Мы не стремились сделать какие-то социологические выводы, составить рейтинг успехов или определить «самых-самых» представителей отрасли. Скорее мы хотели выявить критерии, которые позволяют компаниям добиваться всемирного успеха. Стартапы, которые впоследствии превращаются в многомиллионные бизнесы, возникают только тогда, когда предприниматель понимает: он обладает чем-то таким, чего нет больше ни у кого в целом мире.

Именно это произошло с Аркадием Воложем, который являлся владельцем крепкого бизнеса по продаже компьютеров, но продолжал вкладывать деньги в разработку убыточного продукта – поисковой системы. Он полностью переключился на «Яндекс», когда осознал, что в его руках есть что-то абсолютно уникальное – работающая программа морфологического поиска на русском языке. Первые программы распознавания Давида Яна смогли одержать верх над продуктами конкурентов благодаря тому, что могли одновременно «прочесть» два языка. Компания ITV разработала софт для систем видеонаблюдения, который связывает воедино все их компоненты под одной платформой. Она смогла попасть в пятерку мировых лидеров в своей области, потому что в какой-то момент ее создатели поняли: программу с подобной архитектурой больше в мире не делает никто Что они единственные, кто смотрит на проблему под таким углом. И все благодаря опыту работы в России.

Разумеется, когда создаешь что-то новое, невозможно прогнозировать результат. Если ты делаешь что-то в первый раз, то осваиваешь неизвестную среду и неизбежно превращаешься в предпринимателя. И когда ты фактически создаешь этот новый мир, все зависит только от твоих способностей, опыт далеко не главное. Напротив, человек с опытом в бизнесе в ситуациях наших героев, скорее всего, умыл бы руки: «Вы что с ума сошли! Никаких шансов!». Благодаря тому, что Давид Ян не знал, во что ввязывается, и понятия не имел, что на мировом рынке существуют десятки версий электронных переводчиков, он смог сделать продукт лучше, чем его конкуренты. Хотя изначально в конце 80-х он всего лишь хотел создать электронный словарь, чтобы быстро и эффективно сдать экзамен по французскому языку. Стартапер чаще всего приходит не туда, куда задумывал. Как говорит сам Ян, в середине этого пути обычно выясняется: чтобы добраться на вершину требуется не время Х, а время 3Х. А дальше — только бесконечность. И нужно не то, что ты задумал, а что-то совсем другое. Постоянный поиск делает эту работу «самой счастливой на Земле», как считают основатели «Apps4all».

Чтобы подтвердить свои выводы, в какой-то момент мы направили свое исследование на молодое поколение предпринимателей. Оказалось, что ответы те же, несмотря на то, что эпоха и стартовые возможности изменились. Первое – смелая новая идея. Второе – заложенный в нее потенциал выхода на мировой рынок. Третье — желание отдать этой идее все свои силы. Основатели Apps4All, заключив первые контракты с крупнейшими мировыми интернет-компаниями, сразу начали разрабатывать международную версию своей системы и вкладывать в нее все, что заработали. Ребята из Якутии, когда у них провалилась первая игра на местном рынке, решили: а почему не попробовать сразу выйти на американский? Предприниматель – это человек, который не боится сопоставить себя со всем миром и благодаря этому сделать настоящий бизнес.

Что я имею ввиду, когда говорю о смелости, которая необходима предпринимателю? Дело не в названии: кто-то может именовать это «смелостью», а кто-то - каким-то иным набором качеств, которых нет у других людей. Так или иначе, у каждого человека всегда есть какой-то набор обстоятельств, который не позволяет ему чем-то заниматься. Поэтому самая динамично развивающая индустрия в России возникла в той среде, где не было традиций и связывающих стереотипов — в области IT. Ее героям потребовалась железная воля, чтобы преодолеть обстоятельства своего времени. Предпринимателем в 90-е считался только тот, чья деятельность приносила быстрый доход, поэтому скептики постоянно твердили нашим героям: «Если ты такой умный, покажи, где твои деньги?». В том, что они не бросили свое дело на половине пути, есть огромная заслуга той среды, в которой формировались эти люди, – советской науки и советской семьи.

Строго говоря, дело не в компьютерах, которые всего лишь пришли на смену кульманам. Раньше инженеры решали какие-то задачи на бумаге, теперь они это делают с помощью программных моделей. Инженер, он же «айтишник», заточен на то, чтобы решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь, бизнес или заказчик. Поэтому немало успешных отечественных компаний фактически были построены как научно-исследовательские институты, где будущие «айтишники» в советское время работали в качестве «эмнесов». Андрей Поздняков, руководитель группы компаний «Элекард» из Томска, признавался, что, создав в начале 90-х свою фирму, он сразу занялся привычным делом – «решением наиболее интересной технической задачи». Ею оказалось проблема сжатия видео. Теперь «Элекард» занимает немалую долю мировую рынка систем сжатия видео. Александр Егоров, один из создателей-разработчиков «Озона», сделал решение таких сложных задач основным направлением своего бизнеса. Именно поэтому он продал «Озон» и продолжил развивать свою компанию в качестве профессионального разработчика софта. Торговля как сфера приложения собственных знаний и умений его не интересовала. Петру Кутису, создателю сервиса по продаже авиабилетов «OneTwoTrip», постоянно говорили: «Это нельзя делать» и «Это невозможно». Оказалось, возможно. Преодолев одну из наиболее сложных задач – автоматизацию возврата билетов – его компания теперь стремится к тому, что «автоматизировать максимум того, что можно автоматизировать».

«Наша задача, - объясняет Кутис, - зарабатывать и при этом создавать что-то новое. Мы все время стараемся придумывать что-нибудь новое, потому что иначе скучно и неинтересно». И деньги в этом контексте не цель, а всего лишь средство для решения новых задач, которые ставит жизнь перед предприниматели. Даже самое успешное IPO не может решить проблемы выбора новой успешной стратегии развития. Собранных денег всегда будет не хватать, если компания ставит перед собой амбициозные цели, обратная сторона которых – бесконечное познание и постоянное созидание.

В своем исследовании мы затронули только вершину айсберга. На самом деле масштаб этого явления – российской IT-индустрии – настолько огромен, что в точности его описать не может никто. Собрав и проанализировав большое количество материала, я вижу насколько расходятся оценки экспертов. Только объем официального экспорта IT-технологий составляет около 4 млрд. рублей. А ведь еще есть успешные компании, которые официально зарегистрированы за границей, но при этом на 100% состоят из российский специалистов, физически находятся на территории нашей страны и создают технологии, востребованные всем миром. Я уверена, что разработка новых технологий - это именно то, что Россия может дать миру. Это самый важный залог нашей конкурентноспособности. Мы экспортируем математику так же как нефть, но почему-то не говорим об этом.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.