12 апреля 2021

 $65.52€70.98

18+


«Программы состоят из нулей и единиц, запас которых в природе не ограничен»

Фотография: из личного архива

По просьбе проекта «Стартап» основатель и гендиректор компании «1С» Борис Нуралиев рассказал о шести принципах своего бизнеса.

Стал бы я сегодня организовывать свое предприятие? Не уверен, по своему складу я вообще не предприниматель. «1С» возник потому, что двадцать с лишним лет назад у меня не было выбора. Я просто понял, что мне нечем кормить семью, и создал свою компанию в той сфере, которая меня всегда интересовала, — на стыке экономики и информационных технологий.

Когда наш бизнес только формировался, все вокруг менялось очень быстро. В какой-то момент мы поняли, что на все случаи инструкции не напишешь. Выяснилось, что иметь несколько основополагающих принципов работы гораздо ценнее, чем пытаться регламентировать каждый случай. Так появились шесть принципов нашей работы, которые очень редко меняются (последний раз это произошло несколько лет назад, когда мы уточнили один из них). Это реально помогает в принятии решений! Кроме того, стало проще работать с сотрудниками и партнерами. На вопрос «Что я не так сделал?» всегда есть точный ответ — «Ты нарушил такой-то принцип».

из личного архива

Принцип первый: ориентироваться на удовлетворение реальных потребностей массового пользователя. Вроде все понятно, но надо пояснить. Прежде чем начать что-то разрабатывать, надо узнать, в чем на самом деле заключаются потребности людей, а не пытаться им что-то «впарить». Я хорошо помню, как в советское время часами сидел в больших приемных с красными коврами, ожидая приема «великого заказчика». Выполнил работу — все, молодец: зарплата с премией (41 копейка с рубля объема), гуляй и ни о чем больше не думай. Все было очень комфортно. Когда в страну пришла рыночная экономика, мы ощутили, как важен, хотя и неприятен фактор конкуренции. Никаких гарантий, спина мокрая — купят, не купят, зато у тебя всегда есть шанс сделать нечто, что может принести пользу миллионам. Это не фигура речи. Несколько миллионов человек ежедневно приходят на работу, включают компьютер и погружаются в ту среду, которую создали мы. Для них трудовой комфорт важнее, чем комфорт автомобиля, потому что в автомобиле они ежедневно проводят 2 часа, а в нашей программе по 10 часов.

Второй принцип: работать рентабельно. Тут тоже как будто все понятно, но в реальности так происходит не всегда. Бывает, что разработчики увлекаются — в нашем деле есть большая творческая составляющая — и заявляют: «У нас есть отличная идея. Делаем!». Потом выясняется, что рынок оказался к ней еще не готов. Но авторы настаивают: «Нет, мы прорвемся!». А бизнес «не идет», жены бухтят, сотрудники увольняются... Мы себе такого позволить не можем. Мы не Академия наук, не социальная сфера, нас никто не обязан содержать. Мы должны сами себя обеспечить, прокормить свои семьи, да еще дать возможность заработать партнерам. Прямая зависимость от рынка является гарантией надежности нашей работы, что в итоге лучше для наших клиентов. Как говорят в Одессе: «Чтобы я для вас был здоров».

Третий принцип: быть надежным, выгодным партнером и честно относиться к конечным пользователям и собственным работникам. Казалось бы, все ясно. Но когда нанимаешь нового сотрудника, он не всегда сразу воспринимает этот принцип всерьез. «Зачем, — спрашиваем, — ты сказал клиенту, что его заказ уже едет, хотя поставка еще не вышла за ворота?». Он начинает объяснять: «Иначе покупатель ушел бы к конкуренту». Нет, мы работаем честно, пусть даже в данный момент это может быть не выгодно.

Сейчас часто говорят: «Вот эти лихие 90-е!». Но если посмотреть правде в глаза, то страна в целом сохранилась. Не стала полностью бандитской и не превратилась окончательно в криминальную клоаку. У людей остались понятия о совести, которые внушали в пионерской организации и писали на задней обложке школьной тетради. Советская система воспитания и советская действительность задали очень высокий моральный уровень, поэтому в 90-е люди в основном все-таки пытались не украсть, а заработать. Не обмануть, а поступить честно. Я очень горжусь тем, что мы смогли построить устойчивую франчайзинговую модель, основанную на долговременном партнерстве. В 2011 году мы посчитали, что с нами до сих пор продолжают работать 87% организаций, которые мы подписали на франчайзинг еще до кризиса 1998-го года. Почти 9 из 10 пережили 14 лет и два экономических кризиса! Это в разы лучше среднего показателя не только для российской, но и для американской экономики, где только 20% малых бизнесов преодолевают 5-летний рубеж работы. Они не просто выжили за это время, но и остались с нами. Когда ты договариваешься с человеком о ясных и четких условиях сотрудничества, он чаще всего это ценит и работает с тобой честно. Конечно, есть разные люди с разными наклонностями, но в целом люди склонны доверять друг другу. Особенно, если ты думаешь об интересах партнеров не меньше, чем о собственных.

из личного архива

Четвертый принцип: работать хорошо, делать и продавать продукцию лучше конкурентов. Конкуренция — очень важный фактор, она, как соль в супе, ее не должно быть ни слишком много, ни слишком мало, тогда продукт будет качественным. Когда мы начинали, то конкурировали с такими же маленькими российскими компаниями, как и мы сами. Разработчик самой популярной на начало 90-х бухгалтерской программы сидел в городе Мариуполь. Они сделали коробочную программу и даже стали давать рекламу на телевидении. Но в отличие от нас не поняли, как важна партнерская сеть для продвижения собственного продукта. Идея франчайзинга, тем более в информационных технологиях, тогда была почти не известна в России. Я о ней вычитал в иностранных книжках, где ее описывали применительно к сфере потребления: общепит, химчистки и тому подобное. Но в информационных технологиях ее особо не использовали. Опора на партнерскую сеть вместе с хорошим качеством продукта обеспечила наш успех в начале 90-х. Те же ключи к успеху — соответствие программных продуктов и партнерской сети в сочетании с индустриальным подходом к разработке и продаже — позволяют нам сейчас успешно конкурировать с международными гигантами.

Для разработки программного обеспечения надо не так уж много денег, а рентабельность бизнеса, если ты попал в тему, может быть очень высокая. Главный стартовый капитал в этой сфере составляют мозги. Мой любимый пример: компьютерные программы состоят из нулей и единиц, запас которых в природе не ограничен. Сами по себе они бесплатные. Средство разработки — компьютер — стоит 1000 долларов. Хочешь написать программу лучше, чем у «Майкрософт» или «1С», — пожалуйста, садись и пиши. Первую версию нашей знаменитой бухгалтерской программы написал мой брат Сергей Нуралиев. Потом в штат взяли еще двух разработчиков. К тому времени, когда мы наняли трех дополнительных программистов, в месяц продавалось уже 8 тысяч копий.

Важный момент наступил, когда нашим клиентам понадобилась глубокая настройка («кастомизация») продукта под особенности именно их предприятия. В 1994 году мы начали создание системы «1С:Предприятие» с ориентированной на высокую степень адаптивности архитектурой. Сегодня на языке «1С:Предприятие» создают и дорабатывают программные комплексы более 300 000 программистов. Это социально значимое явление само по себе, ведь это высокооплачиваемые, современные рабочие места. Но еще важнее, что их работа позволяет за счет качественной автоматизации повысить эффективность миллионов предприятий в России, Украине, Казахстане, Белоруссии и других стран.

Кто хочет заработать деньги, тот их заработает. Кто хочет освоить бюджет, тот его освоит. Но это не одно и то же. Я что-то не припомню компаний с большим стартовым финансированием, которые выросли до размера «Майкрософта». Как говорил мой любимый литературный герой кот Матроскин: «Деньги-то у нас есть, у нас ума не хватает». Сейчас много всяких государственных грантов, дотаций, посевных инвестиций, которые позволяют создать компанию на быстрорастущем рынке, а потом ее продать. Такой подход похож на мясное животноводство: откормили и продали. Но получается, что ты не для себя стараешься. Наш бизнес напоминает молочное животноводство: мы выращиваем «корову», которая кормит нас долгие годы. В телерекламе говорят, что лучшее молоко — от окруженных заботой коров.

Пятый принцип раньше звучал так: опираться на собственные силы. Долгие годы у нас была стратегия — ни от кого не зависеть, использовать только то, что принадлежит нам. Но с развитием технологий стало ясно, что всего сам не сделаешь.. Мы поняли, что если хотим построить большую корпорацию и двигаться в сторону IPO, нам придется опираться на кооперацию с лидерами рынка. То есть делай сам только то, что хорошо умеешь, поэтому мы подкорректировали этот принцип: опираться на собственные силы и сотрудничать с лидерами. По тем же причинам мы впервые привлекли внешнего инвестора — фонд Baring Vostok. В этом выборе мы руководствовались положительным опытом «Яндекса» и рекомендацией его руководителя Аркадия Воложа.

из личного архива

Я очень верю в силу частного бизнеса, в дух предпринимательства в сфере IT, но как его сохранить, когда компания становится очень большой? Я стремлюсь к тому, чтобы численность сотрудников «1С» не сильно превышала 1000 человек. Когда у нас внутри появляется новое направление, мы выделяем его в совместное предприятие. Вообще создание совместных предприятий — одна из главных составляющих нашей бизнес-модели развития: 51% принадлежит нам, остальное — той группе предпринимателей, которые хорошо чувствуют, понимают и непосредственно ведут этот бизнес, вкладывая в него душу. И дальше мы работаем с ними уже как стратегический инвестор, а не просто как вышестоящая организация, спускающая сверху распоряжения. Сейчас их уже около двухсот, они очень быстро растут.

Шестой принцип: изучать чужой опыт, но думать своей головой. Сколь бы ты ни был умен, как бы ни была сильна твоя команда, все равно кто-то в мире может придумать что-то лучше тебя, создать более удачный продукт, чем ты. На Земле много разных умных людей, поэтому инновационные технологии развиваются очень быстро. Нужно обязательно смотреть по сторонам и изучать чужой опыт. Однако просто копировать чужие ходы бессмысленно — в тех же шахматах это верный способ получить быстрый мат.

Когда думаешь своей головой, получаешь результат, который выделяет тебя на фоне остальных. Когда делаешь то же, что и другие, становишься «одним из». В соответствии с современным трендом мы недавно включили в платформу «1С:Предприятие» поддержку «модной» технологии SaaS, когда и софт, и данные пользователя находятся «на облаке» в дата-центре провайдера. Модель SaaS удобна и выгодна индустрии, поскольку позволяет вместо разовых продаж получать с потребителей ежемесячную абонентскую плату. Это гораздо спокойнее и надежнее, чем гоняться за каждым покупателем, чтобы продать ему коробку с твоим продуктом.

Но чем это выгодно клиентам? Наиболее частый ответ — возможностью удаленного доступа к данным из любого места — офиса, дома, дачи и т.д. А почему далеко не все клиенты переходят на SaaS, что их останавливает? Во-первых, зачастую бизнесу боязно отдавать свою базу данных в чужие руки: у себя на сервере хранить ее спокойней и привычней. Во-вторых, бизнесу часто нужна глубокая кастомизация систем, а в модели SaaS с этим сложновато. Но в-третьих — и это самое важное — экономика сейчас развивается не очень быстро, новых предприятий появляется мало, а старым неохота переделывать налаженную инфраструктуру под новую систему. Поэтому наряду с SaaS мы предложили рынку такой «анти-SaaS» — «1С:Линк».

Идея в том, что данные остаются у клиента, «1С:Предприятие» продолжает работать на его сервере, а клиент со своего мобильного компьютера работает с ними через интернет по защищенному каналу. Наш сервис только организует этот канал так, чтобы пользователь мог безопасно подключиться «одной кнопкой». Данные передаются в зашифрованном виде, мы их не подвергаем расшифровке и нигде у себя не сохраняем, поэтому хакерам тут ловить нечего. Наши разработчики год потратили на то, чтобы «1С:Предприятие» хоть в режиме SaaS, хоть через «1С:Линк» работало и смотрелось так же, как привычная пользователям система для локальных сетей, чтобы пользователь не чувствовал особой разницы, чтобы ему не надо было переучиваться. Мы прекрасно знаем: стоит что-то поменять, как полетят жалобы от клиентов «Опять все поменяли! Зачем? Все было и так хорошо». На самом деле перечень технологий, которые заложены в нашей системе, не имеет аналогов среди конкурентов. Мы делаем самую инновационную платформу в России в своем классе, очень быстро развиваемся, но при этом намеренно сохраняем прежний имидж – консервативной и стабильной фирмы. Возможно, излишне консервативной. Но в таких случаях стабильность — показатель мастерства.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.