Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Вариант с Тутберидзе не сработает»: признания Константиновой

«Некоторые комментарии Тарасовой обижают»: честное интервью Константиновой

Станислава Константинова обошла всех взрослых фигуристок на чемпионате России, включая Евгению Медведеву и Алину Загитову, и остановилась в шаге от пьедестала на первенстве Европы в сезоне-2018/19. В интервью «Газете.Ru» она откровенно рассказала о сложностях первого сезона на взрослом уровне, дружбе с Медведевой, вдохновении от Елизаветы Туктамышевой и своем отношении к критике Татьяны Тарасовой, которая считает ее одной из самых перспективных спортсменок и предъявляет к ней высокие требования.

— Это был ваш первый полноценный сезон на взрослом уровне. Чего вы от него ожидали, когда все только начиналось, и как воспринимаете его сейчас?

— Перед началом сезона-2018/19 я вообще не знала, чего ожидать, потому что подготовка пошла совсем не по плану. Это было действительно тяжелое лето! Очень трудно было привести себя в форму и даже начать тренироваться из-за некоторых проблем со здоровьем.

Честно говоря, я набрала нужные кондиции буквально за три недели до начала основных соревнований. Это было очень поздно, поэтому я на самом деле до последнего не знала, как пойдет сезон.

Мне просто хотелось выступить, сделать все, что я могу, и оправдать ожидания тренеров.

Однако к старту в Братиславе я была готова практически на 100% (на Мемориале Ондрея Непелы, который прошел в сентябре 2018 года, Станислава заняла третье место. — «Газета.Ru»).

Что касается окончания этого сезона, то у меня осталось некоторое неудовлетворение. Однако, вспоминая тяжелые моменты прошлого лета, я думаю, что в принципе все очень даже ничего.

— Вашим самым высоким местом в сезоне стало второе на этапе Гран-при в Хельсинки. Почему самый лучший результат был достигнут в ноябре, а дальше по ходу сезона эти показатели не получилось улучшить?

— Это просто совпадение. Тогда я считала, что второе место на этапе Гран-при — это отправная точка для сезона, и была довольна таким результатом.

После этого у меня действительно были и более хорошие и уверенные прокаты, к которым я была лучше готова (Станислава получила в Хельсинки 197,57 балла, уступив только Алине Загитовой; по ходу сезона она превзошла этот результат на чемпионате России, в финале Кубка России и на Универсиаде. — «Газета.Ru»). Однако взять медаль дороже серебра не получилось.

— Какие главные выводы о фигурном катании у женщин вы сделали в течение этого сезона?

— Самый главный вывод, который я вынесла не только из этого сезона, но и вообще, — это то, что нужно кататься чисто и из старта в старт показывать свой максимум. Только в этом случае можно будет бороться за хорошие места.

Второе — нужно работать над сложностью программ. И я сейчас говорю о сложности не в плане техники, а в плане шагов, эмоций…

Поскольку конкуренция сейчас очень высока, нужно выделяться не только технической составляющей, но и цепляющими эмоциями, трудными шагами, необычными элементами.

Надо во всем демонстрировать, что ты виртуоз, что ты профессионал.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Всё будет.

Публикация от Stanislava Konstantinova (@stasya_konstantinovaa)

— Последним стартом в этом сезоне стал командный чемпионат мира, на котором лучший результат среди женщин показала 22-летняя Елизавета Туктамышева. Татьяна Тарасова даже сказала, что своим прокатом она дала шанс всем взрослым фигуристкам. А вас это как-то вдохновило?

— Я очень рада за Лизу — она показала просто потрясающее катание. К тому же это произошло после тяжелого отбора на чемпионат мира, куда ее не взяли. И я, и она сидели и смотрели этот турнир дома, когда другие выступали в Японии, на празднике фигурного катания (Константинова отобралась в сборную на главные старты сезона благодаря лучшему результату среди взрослых фигуристок на чемпионате России, однако приняла участие только в чемпионате Европы, а в заявку на ЧМ ее не включили. — «Газета.Ru»)… это было очень тяжело. Но Лиза сумела собраться на командном чемпионате мира и просто зажгла.

Лично меня вдохновило это выступление, как и многие другие хорошие прокаты фигуристов, которые придают мне сил и заставляют работать над чем-то.

Но тут надо отметить, что у Лизы есть тройной аксель. И я не могу сказать, что ее победа на КЧМ дала повод кому-то из взрослых фигуристок расслабиться, потому что мало кто имеет в своем арсенале такой прыжок.

Думаю, ее первое место дало толчок нам всем к тому, чтобы начать изучать что-то новое.

— Вы довольно рано по сравнению с другими фигуристами объявили музыку к своим программам на следующий сезон. Уже в начале апреля все вопросы были сняты: «Февраль» Леонида Левашкевича будет звучать в короткой, а саундтрек к фильму «Мулен Руж» — в произвольной. Были мысли пораньше занять музыку, чтобы не получилось, как в сезоне-2018/19, когда Алина Загитова, Михаил Коляда и Максим Ковтун катались под «Кармен»?

— Думаю, что прямо занять какую-то музыку нельзя, потому что любой человек все равно вправе выбрать ту композицию, которая ему нравится. Однако у меня раньше бывало так, что мы до последнего не могли найти музыкальное сопровождение на следующий сезон, и в голову приходила мысль: «Как бы не оказалось так, что вся сборная катает под одно и то же». И так реально случалось несколько лет подряд!

Например, однажды я каталась под музыку из «Лебединого озера» — и такой же выбор сделали многие другие девчонки.

С «Анной Карениной» тоже получилось так, что в этом образе были я и Женя Медведева. Не всегда такие сравнения идут на пользу кому-то из спортсменов, и поэтому хочется себя немножко обезопасить (смеется).

К тому же зачем держать музыку в секрете, если ты уверен в своем выборе и, самое главное, в себе? Я считаю, что мы сможем поставить под эти композиции что-то интересное, и я в силах скатать это на высоком уровне.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Анна Каренина», прощай. Для меня это нечто большее, чем просто произвольная программа. Не глава карьеры, а целый роман! Со мной «Каренина» за два года проделала большой путь - мы вместе росли, менялись, совершенствовались. А сколько раз она вытаскивала меня наверх?Если бы кто-то составил рейтинг программ по числу отыгранных мест, моя «Каренина» бы там точно не затерялась. Но, если любишь – отпусти. Спасибо моему хореографу Ольге Юрьевне за эту программу.Работаем дальше. . . Goodbye, Anna Karenina. For me it's something more than just a free skate. It's not a chapter in my career. It's an entire novel. We have come a long way together. My FS helped me to go up a lot of times.If someone rated "comeback" programs, my Anna Karenina would be at the top. But if you love something, set it free. I am thankful for my choreographerLet's keep working. . #stanislavakonstantinova #figureskating #станиславаконстантинова #аннакаренина

Публикация от Stanislava Konstantinova (@stasya_konstantinovaa)

— «Февраль» Левашкевича — очень насыщенная композиция, которая может отражать как душевные метания любви, так и историю преодоления себя. Будет ли в вашей программе высказана какая-то история со своим сюжетом?

— Наверное, в первый раз в моей карьере я буду показывать такую музыку и программу, в которой нет определенного сюжета, — здесь доминирует сам образ моей героини.

При этом я не начинаю изображать из себя что-то, — мне включают музыку, и я просто ее чувствую. Не я еду — и музыка на фоне, а мы летим вместе с музыкой. Она толкает меня вперед!

Хотя признаюсь, что в программе есть некоторые моменты, которые мы намеренно утрировали, и таким образом все же создали небольшой сюжет, но неправильно было бы расписывать их в деталях. Некоторые чувства не стоит объяснять словами. Я попытаюсь их показать.

И я думаю, что у меня получится, поскольку уже в начале постановочного процесса я почувствовала, что мне не нужно особо настраиваться на эту программу… Все идет изнутри.

— На вашу тренировку в процессе постановки приходил даже сам композитор Левашкевич.

— Да! Мы были немножко ошарашены, когда Валентина Михайловна (Чеботарева — тренер Станиславы. — «Газета.Ru») получила звонок от Левашкевича. Я была в шоке!

Леонид сам предложил познакомиться и даже пригласил нас на концерт в Санкт-Петербурге.

— Вы показали ему свою короткую программу?

— Да, Левашкевич ее уже видел. Правда, на момент его визита мы еще не поставили дорожку шагов, которая станет самой основной частью в этом выступлении — его кульминацией. Без этого программа была «сырая».

Но я посоветовалась с Леонидом по поводу того, какие фрагменты «Февраля» стоит использовать в номере. Также он предложил нам другие варианты музыки для выступлений — у него потрясающе много интересных композиций! — и подарил свои диски. Будем слушать, будем выбирать (смеется).

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Автор музыки к моему выступлению пришел к нам на тренировку! Нам с тренерами было очень приятно! Хотелось бы сказать огромное спасибо Леониду Левашкевичу за то, что оценил программу на стадии постановки и пригласил на концерт. Это добавляет сил и мотивации . . Famous composer and author of music for my new short program came to our practice! Our team is so proud And we are thankful for the invitation to the concert and for watching my new SP. It makes me very motivated #stanislavakonstantinova #станиславаконстантинова #figureskating

Публикация от Stanislava Konstantinova (@stasya_konstantinovaa)

— Ваша произвольная программа под саундтрек из фильма «Мулен Руж» будет основана на сюжете знаменитого мюзикла с Николь Кидман или же это будет нечто совершенно новое, созданное специально для вас?

— Конечно, хочется охватить все истории и соединить их во что-то сногсшибательное, но мы можем поставить программу лишь на четыре минуты — это не театральный спектакль, не кино. Поэтому нам было необходимо грамотно разграничить все идеи и решить, что именно мы хотим показать, а не пихать все в кучу.

Мы очень много работали над компоновкой, выбирали, какие композиции включим в программу, — их в целом получилось не очень много. Хотелось что-то нежное, что-то эмоциональное и... немножко экспрессивное (смеется).

Естественно, основная тема — это любовь. И там будут присутствовать эмоции, которые испытывает главная героиня фильма в исполнении Николь Кидман. Однако я не могу сказать, что сюжет программы будет идти в четком согласии с кинокартиной. Образ еще будет дорабатываться.

Сейчас могу сказать только одно: хочу быть дивой! Вот.

— После сезона-2018/19 вы говорили, что не хотите больше кататься «с резкими руками и взглядом исподлобья». Насколько кардинальные изменения вы хотите внести в свое катание?

— Думаю, в короткой программе изменения будут колоссальные, а в произвольной я хочу стать улучшенной версией себя в прошлом. Хочется сохранить то, что люди любят в моем катании, и привнести туда больше женственности, плавности и пластичности.

Ведь фигурное катание — это не просто спорт. Здесь есть и присущие соревнованиям эмоции, азарт, зрелищность, но также это искусство, потому что мы вкладываем в программы свою душу. Дарим людям позитивные эмоции и в то же время заставляем их нам сопереживать.

— Давайте плавно перейдем от хореографии к технике. Вы уже начали учить тройной аксель и даже исполняете его на удочке. Но аксель в целом считается необычным и более сложным прыжком, чем все остальные, потому что выполняется с движения вперед. Не проще ли было начинать изучать четверные прыжки вместо тройного акселя, как это сделала Александра Трусова?

— У меня были такие мысли, но… Знаете, у почти каждого спортсмена есть такой прыжок (или несколько), который у него получается лучше всего. И почему-то те прыжки, которые считаются более сложными, у меня выходят лучше. Например, сольные риттбергер, флип и лутц я делаю легче, чем тулуп и сальхов.

Поэтому мы решили, что именно с сольного подхода мне будет лучше начать изучать тройной аксель.

Я вообще не боюсь пробовать что-то новое и сложное, даже начинать с нуля. Могу, например, взять и переучить какой-то прыжок, если нужно, могу что-то кардинально в себе поменять.

К тому же учить «триксель» в женском одиночном катании очень выгодно, потому что его можно включить в короткую программу, в отличие от четверных прыжков.

— А как вы с тренерами решаете, какие именно прыжки поставить в короткой программе? И как выбираете очередность и вид прыжков в произвольной?

— Тренер обычно четко знает, как будет лучше для спортсмена, и отталкивается от самого сложного варианта, который только можно придумать. При этом, конечно, учитывается мнение и способности спортсмена. В итоговом варианте либо оставляем самый сложный по технике контент, либо вносим поправки, исходя из своих возможностей.

— Когда вы знаете, что на турнире будут выступать соперницы, которые заявляют более сложные элементы, нет ли желания тоже поставить прыжки посложнее, пойти на риск, но не проигрывать им с самого начала?

— Нет, такого желания нет, потому что наш спорт — это наработки, пахота изо дня в день, и резко что-то менять в своих программах — это большой риск. Он, конечно, может быть оправдан, но с большой долей вероятности такой план провалится. Чтобы вставлять какой-то элемент в программу, ты должен его спокойно делать. То же самое относится и к моему тройному акселю (смеется).

— Прошлым летом вы ездили в США на занятия к Рафаэлю Арутюняну. Чисто гипотетический вопрос: как вы думаете, было бы вам полезно пройти подобную стажировку у Этери Тутберидзе? Она известна тем, что приводит своих спортсменок к стабильности. Может, вам было бы полезно позаниматься у нее пару недель?

— Этери Георгиевна — большой профессионал, но я не думаю, что это так сработает. Тут ведь важен контакт тренера со спортсменом.

К тому же каждый фигурист и так в состоянии разобраться в самом себе и начать выступать стабильно. Думаю, что Этери Георгиевна, как большой мастер, просто помогает своим подопечным прийти к этому и осознать это.

— Вы и Михаил Коляда тренируетесь годами у одного тренера — Валентины Чеботаревой. В чем секрет таких крепких отношений спортсмена и наставника?

— Я занимаюсь у Валентины Михайловны уже почти десять лет — скоро будет юбилей. Именно она научила меня тройным прыжкам, и сейчас мы двигаемся дальше.

Думаю, секрет стабильных отношений в том, что тренер проводит очень хорошую политику в нашей группе: я всегда знаю, что, какие бы трудности ни возникли, нужно прежде всего посмотреть на себя. Нельзя винить в чем-то наставника, родителей, судей, соперников… Катаешься ты. Тренер не выйдет на лед и ничего не сделает. Нужно начать с себя.

— Кажется, будто в последнее время участились случаи расставания тренеров и фигуристов…

— Все мы люди, у всех есть свои эмоции — я думаю, что дело в этом.

— А как вы сами стараетесь строить работу с тренером?

— Это, скорее, тренер строит работу со мной (смеется). Я же полностью доверяю Валентине Михайловне и стараюсь делать все, что она мне говорит. При этом я могу предлагать и свои идеи — и в этом, наверное, наш плюс. Думаю, мы можем многого достичь в тандеме.

— Давайте теперь обсудим отношения между фигуристами. Елена Радионова говорила, что дружба между одиночницами невозможна. Вы согласны с этим?

— Думаю, это действительно так: в спорте все конкуренты. Однако хочу заметить вот что.

Да, у меня нет подруг в одиночном катании, и да, я могу относиться к кому-то с опаской, но надо в любом случае оставаться человеком и уметь себя вести. Нельзя винить кого-то другого в своих неудачах.

У меня никогда не возникнет претензии или неприязни к человеку только потому, что мы с ним выступаем в одном разряде. Это было бы странно. Мы ведь взрослые люди.

— С Женей Медведевой вы отлично пообщались на чемпионате России. Можно ли сказать, что вы с ней общаетесь больше, чем с некоторыми другими спортсменками?

— Я общаюсь со всеми, но с Женей мы действительно нашли общий язык. Она очень приятная девчонка, и я, надеюсь, тоже (смеется).

Мы на одной волне, у нас схожее чувство юмора. Не могу сказать, что мы лучшие подруги, но нам приятно общаться.

— А как складывается общение с Алиной Загитовой? По интервью она напоминает очень скромного человека. Какое впечатление Алина производит в личном неформальном общении?

— Алина — приятная, воспитанная девочка. Она производит впечатление такого доброго человечка.

— А как вы относитесь к иногда возникающим конфликтам между фигуристками — например, к тому, что возник между Туктамышевой и Анной Погорилой из-за откровенного показательного номера Лизы?

— Я к этому никак не отношусь — для меня странно видеть разборки в твиттере, но это дело девочек. У каждого человека всегда есть свое мнение, и он вправе его отстаивать. Я в данном случае — нейтралитет (смеется). Сама по себе я человек неконфликтный. Не знаю, как бы я повела себя в ситуации, когда меня кто-то сильно обижает. Но тут еще вопрос: обиделась ли бы я вообще?

— А как вы воспринимаете отзывы в свой адрес от известных личностей? Например, Татьяна Тарасова называет вас своей любимицей, но иногда подвергает серьезной критике.

— Мне очень приятно, что Татьяна Анатольевна уделяет мне внимание, радуется вместе со мной, а иногда в общем-то объективно критикует. Это великий тренер. Конечно, бывают комментарии, которые меня немножко обижают, но я понимаю, что на пустом месте их просто не может быть.

И, конечно, самые главные отзывы для меня — это слова моего тренера. Кто бы что ни говорил, основным для меня будет мнение Валентины Михайловны.

— Вы упоминали, что расстались со многими людьми из «прошлой» жизни, потому что ваши интересы перестали совпадать. А кого вы встретили взамен?

— В какой-то момент у меня возникло такое чувство, что у меня нет какого-то близкого человека рядом. Но потом я открыла глаза и поняла, что вокруг меня много очень интересных и вдохновляющих личностей, с которыми мне даже необязательно ходить на ночевки, в кино и переписываться... С этими людьми мне достаточно встретиться раз в месяц или просто на каких-то соревнованиях пообщаться.

Это сильные, целеустремленные личности, которые излучают позитивную энергию и никогда не унывают. Мне хочется брать с них пример и быть всегда сильной, быть на высоте. И не пропускать в свою душу отчаянье.

— А вообще реально ли с графиком профессионального спортсмена уделять достаточное время отношениям с кем-либо? Может, влюбиться в кого-то?

— Влюбиться реально. Насчет отношений… не хотелось бы комментировать. Все реально в принципе. Просто нужно расставить свои приоритеты и понять, по силам ли человеку это.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Moscow city-done А между тем, закончился конкурс в группе «Фегурка».Мне предложили столько интересных идей для показательных, что голова идет кругом. Если из всего этого собрать шоу – будет просто бомба Большое спасибо всем участникам конкурса. Вы крутые! Узнать имена победителей можно в паблике . Ну а что касается моего гала-номера на следующий сезон… Пусть это будет небольшим сюрпризом #stanislavakonstantinova #станиславаконстантинова

Публикация от Stanislava Konstantinova (@stasya_konstantinovaa)

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».

Новости и материалы
В Одессе решили сохранить проспект Гагарина
Словацкий евродепутат пронес на заседание Европарламента голубя
Ученые ускорили производство синтетических алмазов в сотни раз
В России разрабатывается новая линейка морских беспилотников
В Иране состоялась премьера фильма «Опьяненные любовью» с Ханде Эрчел
Счетная палата выяснила, в больницах каких регионов слишком много управленцев
Названа причина, почему болельщики не понимают российских футболистов
Стало известно, на что россияне предпочитают жертвовать на благотворительность
Врачи столкнулись с необычным побочным эффектом при лечении рака
Стали известны подробности морального и физического состояния Тимура Иванова в СИЗО
Новым титульным спонсором Ferrari в «Формуле-1» стала компания из США
Вандалы надругались над могилой основателя группы «Король и Шут»
Комментатор объяснил, почему не верит в «Лос-Анджелес» против Макдэвида
Северо-Западный федеральный округ признали наименее лояльным
В Большом театре состоится премьера «Питер Пэн»
Хуситы атаковали два коммерческих судна и эсминец США
Стало известно, почему «Динамо» переиграло «Оренбург»
В Пентагоне подтвердили тайное распоряжение Байдена
Все новости