«Мерседес» элит-класса

Итоги первой трети чемпионата «Формулы-1» сезона 2014

Лидер чемпионата «Формулы-1» 2014 года Нико Росберг из «Мерседеса» AFP
Лидер чемпионата «Формулы-1» 2014 года Нико Росберг из «Мерседеса»

Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» преодолел треть турнирной дистанции. Вечером 6 июня состоятся две свободные практики Гран-при Канады. А пока «Газета.Ru» резюмирует основные события, уже происшедшие в жизни «Большого цирка» в 2014 году.

Доминирование «Мерседеса»

Захватившие власть в индивидуальном зачете Льюис Хэмилтон и Нико Росберг в пяти из шести минувших гонок финишировали друг за другом во главе пелотона. Тем самым они сделали «Мерседес» гегемоном первенства.

Отчасти это было ожидаемо, поскольку представители Брэкли раньше других принялись готовиться к нынешнему чемпионату. Еще в середине прошлого года на базе закипела работа по подготовке нового болида, наилучшим образом отвечающего изменениям в регламенте (те вступали в силу с зимней межсезонной паузы).

Одновременно с конструкторами шасси столь же кропотливую работу проделывали мотористы, готовившие турбомотор, равных которому не нашлось бы в среде конкурентов. Плюс пилоты элитного уровня продуктивно работали над доводкой ключевых узлов в ходе тестов, позволяя разрабатывать аккурат те технические новинки, что наиболее эффективным образом сказывались бы на скоростных и аэродинамических качествах W05.

Реклама

В итоге конюшня получила термоядерное шасси, угнаться за которым оппонентам попросту невозможно. Более того, вето ФИА на использование выдувных диффузоров, помогавших многим преследователям «трехлучевых» в прошлом году, отбросило пелотон соискателей на шаг-два назад в гонке технических вооружений.

И тем самым дало «Мерсам» реальный шанс прибрать к рукам Кубок конструкторов уже в июле.

Конфликт Росберга и Хэмилтона

А вот поздравить чемпиона мира в собственных рядах команде вряд ли удастся вплоть до заключительного Гран-при.

Хэмилтон с Росбергом, еще несколько месяцев назад позиционировавшие себя как приятели, теперь ведут между собой настоящую войну. Спортивную — на трассах, «холодную» — за ее пределами.

И тот и другой понимают: в их распоряжении болид, позволяющий завоевать титул. И от того, кто первым сможет раскрыть потенциал машины на 100%, зависит исход всей чемпионской гонки. Соответственно, британец с немцем при любой удобной возможности стремятся оттеснить напарника с авансцены и самостоятельно примерить статус альфа-самца конюшни с правом первым получать обновления на шасси, выбирать стратегию в квалификации и диктовать условия капитанскому мостику в гонке.

Борьба эта уже достигла грани фола: на Гран-при Монако Росберг, имевший лучшее время квалификации, почти наверняка с умыслом припарковал свою машину в одном из поворотов трассы, вызвал желтые флаги и тем самым сорвал последнюю попытку шедшего на поул товарища. Гамильтон пообещал это дело так не оставить и, соответственно, вывел интригу во внутреннем противостоянии «Мерсов» на новый уровень.

Рокировки в верхах «Феррари»

Добрых полдесятка лет самая известная конюшня «Ф-1» оставалась без полномочного чемпиона мира в своем кокпите. Единственный Кубок конструкторов, завоеванный на этом временном отрезке, также не тешил амбиции руководства.

А затянувшийся кризис последних сезонов и вовсе стал тем расползающимся пятном на мундире скудерии, что требовалось как можно скорее вывести любым подручным образом. Глава алых Лука ди Монтеземоло прибег к сколь очевидному, столь и радикальному методу — уволил босса команды Стефано Доменикали.

Разумеется, от этого Фернандо Алонсо быстрее ехать не стал, а Кими Райкконен не обрел взаимопонимание с F14, за рулем которого чувствует себя некомфортно. Однако в долгосрочной перспективе дело, может, и заладится, если новый босс «Феррари» Марко Маттиаччи наведет порядок в технической иерархии команды и заставит всю пирамиду итальянцев работать продуктивно.

Правда, пока непонятно, рискнут ли апеннинцы тратить силы и средства на внесение перелома в нынешние расклады или же переориентируют мощности на проект-2015, пожертвовав текущим сезоном.

Финансовый кризис середняков

Конюшням «Ф-1», не имеющим поддержки крупных автопроизводителей, во все времена было сложно сводить концы с концами. Нынче же проблемы денежного толка грозят жесточайшим образом проредить пелотон. Что и говорить, если даже массовый набор рента-драйверов, приносящих по десятку миллионов евро в бюджеты, не спасает команды.

Например, «Лотус», год назад собравший отменное шасси и сражавшийся в группе лидеров, до сих пор должен по всем фронтам даже с учетом нехилых премиальных, полученных за высокие финишные места. Еще немного, и команда вовсе пойдет по миру, поскольку просрочила платежи по силовым агрегатам «Рено», а также провалила отложенные бонусные выплаты бывшим сотрудникам.

В схожей агонии бьются «Заубер» и «Форс Индия». Владелец титульного спонсора «силовиков» и вовсе уже полгода как находится под арестом за задолженности перед инвестором, а непосредственный владелец Виджай Маллья распродает непрофильные активы, чтобы сохранить хоть какой-то бизнес.

Соответственно, вливания в команду «Ф-1» по такому развитию событий индийцев интересуют в последнюю очередь. Что до швейцарцев, они сегодня беднее церковных мышей. Собственных ресурсов даже на поддержание штанов у них нет, а спонсоры, в частности российские, обещавшие после вхождения в долю команды озолотить проект, до сих пор не перевели на счет ни рубля.

Владельцу «Заубера» герру Петеру сейчас только и остается, что спешно искать потенциального покупателя на конюшню. Иначе она рискует не дожить до осени и не добраться до финиша чемпионата своим ходом.

Дебют Квята

При всем обилии скепсиса, который выказывался в адрес новобранцев пелотона в преддверии сезона, казалось маловероятным столь скорое — по итогам трети дистанции — изменение общественного мнения по отношению хотя бы к кому-то из дебютантов.

Однако россиянин, набравший зачетные баллы уже во время гонки открытия сезона в Австралии, заставил себя уважать даже именитых конкурентов. На скромном по ходовым характеристикам «красном теленке» (то бишь болиде «Торо Россо» STR9) он трижды финишировал в очковой зоне и еще однажды был невероятно к ней близок.

Кроме того, 20-летний уроженец Уфы демонстрирует не по годам уверенный пилотаж, не тушуясь даже на тех трассах, которые в глаза не видел при выступлениях в минорных сериях. Случись Даниилу так держать марку дальше, и, вполне вероятно, перед ним откроется дорога Даниэля Риккиардо, по которой австралиец летом ушел из «Торо Россо» на повышение в «Ред Булл».

Первые очки «Маруси»

К тому чтобы разжиться премьерными баллами в элитном классе, команда «Ф-1» под российским флагом шла долгих четыре года. Будучи в пути, она преодолела жесткую экономическую депрессию, смену владельца и бегство целого ряда вменяемых технарей, прозябание на дне пелотона и целый вал едкой критики, что обрушивался на «Марусю» после очередного конфуза.

Однако в 45-й (!) гонке на высшем уровне дружина Джона Бута наконец-то оказалась вознаграждена за все былые лишения: обилие сходов на Гран-при Монако 2014 и осторожность на трассе Жюля Бьянки материализовались в 2 зачетных балла. Которые, к слову, помимо имиджевых дивидендов могут обернуться для россиян финансовыми.

Случись коллективу сохранить за собой нынешнюю десятую позицию, его счет по окончании чемпионата пополнится сразу $50 млн призовых. В свете экономической ситуации в пелотоне как таковом это более чем солидный бонус для гоночной команды «малого рынка». И его наличие существенно облегчит жизнь «Марусе» на сезон 2015.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.