Компания ArenaCom широко известна в Европе. Ее специалисты строили стадион ArenA в Амстердаме, они же реконструировали к ЧМ-2006 берлинский «Олимпиаштадион». По их проекту создан загребский «Максимир». Они же проектируют плавучий стадион, что примет матчи ЧМ-2022 в Катаре, и московскую «ВТБ-Арену». Томас Шпек после своей лекции об использовании футбольных арен для нефутбольных целей пообщался с российскими журналистами, рассказав им о том, как продвигаются работы по реконструкции стадиона «Динамо».
— На какой стадии находится в данный момент работа по реконструкции стадиона?
— На сегодняшний день планирование и разработка дизайна стадиона завершены на 50%. Мы укладываемся в график: стадион, как и говорилось ранее, будет готов к 2016 году.
— А в озвученную ранее сумму вы тоже укладываетесь?
— Да. Давно не секрет, что на реконструкцию будет потрачено $1,3 млрд. Но в эту сумму входит не только реконструкция самой арены. Мы также реконструируем манеж, построим торговый центр, новую парковку, офис клуба, тренировочные залы, гостиницу. Все это входит в сумму $1,3 млрд.
— Во время своей лекции вы сказали, что сейчас стадионы лучше строить за городом. Но «ВТБ-Арена» как раз в центре Москвы. Есть ли с этим сложности?
— Да-да, если вы можете, всегда нужно строить стадионы за чертой города. К ним проще подвести транспортные развязки, а значит, проще обеспечить комфортный и быстрый доступ болельщиков. «ВТБ-Арена» — непростой в этом плане проект. Но с такими же сложностями мы столкнулись в Берлине при реконструкции «Олимпиаштадиона».
Разумеется, гораздо проще, когда стадион находится если уж и в черте города, то хотя бы далеко от центра, как будущий стадион «Спартак».
— Но ведь Москва — огромный город, и добираться в пригород, если там построить стадион, будет большой проблемой…
— Конечно, это так. Повторюсь, строительство стадиона за пределами города или далеко от центра является идеальным решением. Но, если у вас нет такой возможности, просто нужно более грамотно проработать вопросы доступа болельщиков. Раньше мы всегда находили оптимальные варианты. Уверен, так будет и с «ВТБ-Ареной».
— С какими проблемами вы столкнулись при планировании реконструкции стадиона «Динамо»?
— На данный момент нет никаких проблем. Мы, как я уже сказал, выполнили 50% работы по планированию стадиона. Мы вместе с архитектором Дэвидом Маникой выслушиваем все мнения относительно проекта, стараемся найти оптимальные решения. Но стадион также должен соответствовать всем требованиям ФИФА и УЕФА.
— Наверное, важнее все-таки ФИФА? Ведь стадион строится под чемпионат мира.
— Я всегда говорю: турнир ФИФА вы проведете один раз в жизни, а матчи под эгидой УЕФА вашей команде — будь то сборная или (в случае успешного выступления) клуб — играть каждый год.
Поэтому важнее соответствовать требованиям УЕФА, которые, к слову, гораздо жестче тех, что предъявляет ФИФА.
— Насколько сильны эти различия?
— Особенно сильны они в плане безопасности. Требования УЕФА к безопасности на трибунах и территории арены гораздо жестче требований ФИФА.
— Нам предстоит построить так много стадионов к чемпионату мира. Почему к вам обратился лишь ВТБ?
— Не знаю. Я заинтересован в том, чтобы помочь строить и развивать стадионы в России. Но на данный момент предложение лишь одно. Мы начали работу с ВТБ около полугода назад. Возможно, позже к нам обратятся и представители других российских городов и компаний. Я буду ждать таких предложений и с удовольствием рассмотрю их.
Новости о главном футбольном турнире планеты, который в 2018 году пройдет в России, можно узнать на странице ЧМ-2018.