21 сентября 2019

 $63.99€70.57

18+

БлогиНаталья Зиганшина

Ликование отменяется

Наталья Зиганшина

Вот ведь — прекрасная новость. Россия продемонстрировала всему миру успехи в образовании. В декабре были оглашены результаты тестов PIRLS и TIMSS за 2011 год. Обывателю эти названия ничего не скажут, но «люди в теме» знают, что это два важнейших исследования, проводимых среди школьников по всему миру. В рамках PIRLS учащиеся должны прочитать на время и затем рассказать смысл прочитанного. А TIMSS — это математические и естественнонаучные знания (химия, биология, физика и пр.). Вообще-то, одновременно результаты исследований оглашаются редко: ведь первое проводится раз в пять лет, а второе — раз в четыре года. Но, так уж вышло, что в 2011 году сроки совпали.

Итак, по результатам TIMSS за 2011 год наши отечественные четвероклассники заняли девятое место по математике, обогнав такие страны, как США, Нидерланды, Данию, Германию, Австрию и Швецию. Восьмиклассники стали шестыми, оставив позади США и все страны Европы. А по результатам PIRLS Россия вообще оказалась второй после Гонконга.

Тут же об этом написал министр образования и науки в своем твиттере, собрали пресс-конференцию в РИА «Новости» с участием того же министра и руководства Российской академии образования (РАО). В последнее время мы так часто слышали нелицеприятные отзывы о качестве нашего образования, а тут, пожалуйста, факт налицо: не так уж все и печально. Вот сидим мы, слушаем об успехах, листаем брошюры с отчетами. В принципе, ничего нового – Россия в этих исследованиях всегда занимала ведущие места.

Встревожила сопутствующая статистика, которую не выставляют на первый план. В очередной раз наша система образования продемонстрировала разрыв между сильнейшими и слабейшими. В той же Европе общий процент успевающих школьников гораздо выше, чем у нас. Критично настроенный читатель скажет: вот эти журналисты, во всем ищут какой-то негатив. Но зачем вот так нагло размахивать веселыми флажками, когда все знают и о том, что мы «выезжаем» на первые места в этих исследованиях лишь благодаря отдельно взятым сильным школьникам, которые показывают очень высокие результаты.

Нет, ни о какой подтасовке и показухе речь не идет. Исследование серьезное, международное, и все результаты проверяются и перепроверяются, отбор школ происходит очень строго и непредвзято. Но «срез» нашего образования показывает: слишком велик процент тех, кто не в силах освоить программу.

И один из выступающих на пресс-конференции сказал циничную, но очень правильную вещь: те, кто показывает успехи выше среднего — это люди мира, они могут учиться, работать и жить в любой стране. А вот те, кто показал самые низкие и средние результаты, останутся здесь, в России, они не нужны ни в Европе, ни в Америке. И именно они будут работать на предприятиях, лечить, учить, сохранять и приумножать.

А вот тут — проблема. Давайте посмотрим на другое исследование, которое называется аббревиатурой PISA. Оно проверяет не только наличие знаний, но и способность применить их на практике. Участвуют исключительно 15-летние подростки как из школ, так и из ПТУ. И раз от раза наша страна показывает все более и более печальный результат.

По данным последних исследований, Россия находится в самом хвосте, в пятом десятке. Парадоксально, но та же Турция, которая в исследованиях PIRLS и TIMSS почти на десять позиций ниже России, в тестах PISA, наоборот, обгоняет нас.

Сами представители РАО не скрывают: в наших школах занимаются зубрежкой, программа перегружена никому не нужными фактами, но всю надежду возлагают на новые стандарты, первые устойчивые результаты которых можно будет оценить лет через пятнадцать. Ну и потом все ждут свежих результатов тестов PISA, которые должны быть оглашены в самое ближайшее время. А вдруг наступило неожиданное улучшение?

Как безнадежно больной человек надеется на примочки из капустного листа и уринотерапию, так и мы надеемся, что нам помогут бездарно написанные стандарты и обещания скорого процветания и благоденствия. Ну а пока что нужно радоваться тому, что мы имеем. Есть школы, есть учебники, есть ученики, которые умеют читать и считать, и делают это гораздо лучше своих сверстников из так называемых развитых стран. И это уже хорошо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru
РАНЕЕ: