Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Субсидии для развития: как банки могут помочь в модернизации общественного транспорта

Коммерческие банки могут стать драйвером обновления систем общественного транспорта в регионах РФ

Российское правительство планирует реализовать пилотные проекты по модернизации инфраструктуры и подвижного состава общественного транспорта в крупных городских агломерациях. О желании присоединиться к этой программе уже заявили 13 регионов России, сумма заявок которых превышает 350 млрд рублей. Однако, как полагают представители бизнеса, обновление пассажирского транспорта без привлечения коммерческих финансовых институтов может лишить отрасль до 0,5 трлн рублей внебюджетных инвестиций.

Стратегические цели

Обновленная транспортная стратегия России до 2030 года, задающая основные векторы развития отрасли и ее перспективы на десятилетие вперед, во многом посвящена развитию и модернизации системы общественного транспорта в стране. Согласно прогнозам Минтранса и Минэкономразвития, совокупный эффект от реализации стратегии до 2035 года превысит 90 трлн рублей, при этом с эффектами до 2050 года цифра возрастает до 180 трлн рублей.

«Одна из ключевых задач стратегии – развитие общественного транспорта, городского и пригородного сообщения. Это важно не только для крупных мегаполисов, но и для небольших населенных пунктов, где порой не хватает удобных маршрутов до регионального центра, а автобусы, вагоны, электрички сильно изношены», — подчеркнул президент РФ Владимир Путин, обращаясь к участникам заседания президиума Госсовета 19 октября.

Важно понимать, что общественный транспорт – это стремительно развивающаяся отрасль, как с точки зрения организации перевозок, так и с точки зрения применяемых технологий. Модернизация транспортных систем подразумевает не только монтаж современных остановочных пунктов и закупку комфортного транспорта, но и планирование маршрутной сети городской агломерации, изменение системы контрактации (переход на брутто-модель), а также внедрение IT-платформы по управлению транспортом.

На данный момент правительство уже предпринимает шаги в этом направлении, планируя реализовать пилотные проекты по модернизации инфраструктуры и подвижного состава общественного транспорта в крупных городских агломерациях. Уже поданы заявки от 13 субъектов РФ на сумму более 350 млрд рублей.

Рабочая группа с участием Минфина и Минтранса на площадке ВЭБ.РФ проработала механизм реализации проектов за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов, денег Фонда национального благосостояния через ВЭБ.РФ и льготного финансирования через ВЭБ.РФ. Таким образом, получается, что данные проекты «недоступны» для коммерческих финансовых институтов.

Такая конфигурация вызывает вопросы – например, в Сбере подсчитали, что при тиражировании данного опыта на все регионы РФ отрасль может недополучить до 0,5 трлн рублей внебюджетных инвестиций. Это может существенно сдвинуть сроки модернизации систем общественного транспорта, полагают специалисты финансовой структуры.

Пример для подражания

Еще в апреле прошлого года на совещании по развитию отечественного автопрома глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов говорил президенту Владимиру Путину, что при обновлении общественного транспорта в российских городах будет использован опыт Тверской области. Активное участие в реализации этого проекта, а также аналогичных проектах в Новокузнецке и Пермском крае, принимал Сбер.

В Тверской области благодаря модернизации транспортной системы удалось добиться впечатляющих результатов. Как рассказал «Газете.Ru» вице-президент Сбера, директор департамента по работе с государственным сектором Михаил Чачин, применение цифровых решений по управлению транспортом привело к соблюдению расписания перевозчиками свыше 95% и позволило снизить количество безбилетников до 10-12%.

При этом более 80% объема оплаты проезда проходит в безналичной форме (к слову, Сбер внедрил безналичную форму оплаты проезда на общественном транспорте в 147 городах России). Кроме того, переход на систему брутто-контрактов в Тверской области повысил прозрачность отрасли и привел к семикратному увеличению поступлений в бюджет. В лизинг был взят новый подвижной состав, позволивший полностью отказаться от устаревшей техники.

Достижения Тверского региона произвели впечатление на премьер-министра Михаила Мишустина, посетившего область в середине июля. Глава правительства отметил, что показанная ему система управления городским транспортом «позволила городу фактически избавиться от очередей, помочь людям найти маршрут, который удобен, повысила собираемость налогов». Учитывая успешность проекта, подчеркнул Мишустин, он достоин подражания и масштабирования в рамках страны.

Транспорт как бизнес

Необходимость подобных перемен в масштабах всей страны не вызывает сомнений, однако возникает вопрос о достижении поставленных целей. Благодаря активному развитию и повышению «прозрачности» отрасль общественного транспорта становится все более привлекательной для инвесторов и коммерческих банков – например, только за 2021 год Сбер вложил в нее более 13 млрд рублей внебюджетных средств, до конца года в планах увеличить объем вложений до 15 млрд руб. и это далеко не предел.

Однако, как отмечает вице-президент Сбера Михаил Чачин, пассажирские перевозки остаются социальной функцией с соответствующими ограничениями по росту тарифов на перевозку в регионах, финансовые модели проектов по модернизации трамвайных систем не выдерживают процентной нагрузки при коммерческом финансировании, в связи с чем требуется федеральная поддержка как на формирование капитальных грантов, так и на субсидирование коммерческих банков для целей льготного финансирования данных проектов.

«Мы как банк, имеющий довольно большой опыт реализации инфраструктурных проектов (наш портфель более 300 млрд. руб.), считаем, что разработка механизмов привлечения коммерческих банков к финансированию проектов в сфере модернизации общественного транспорта крайне важна для развития отрасли», - говорит он.

Сбер изложил свою позицию на этот счет в письме заместителю председателя правительства, руководителю аппарата правительства РФ Дмитрию Григоренко, а также в предложениях, направленных для включения в резолюцию форума «Общественный транспорт 2021», прошедшего 12 октября на площадке РСПП.

Финансовая организация предлагает распространить разрабатываемые меры государственной поддержки финансирования проектов модернизации городского электротранспорта на заемные средства коммерческих банков (в части субсидирования процентной ставки и прочих возможных мер, связанных с финансированием проектов). Кроме того, в Сбере считают целесообразным обеспечить конкурентный доступ к субсидии по льготному лизингу в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Таким образом, перечисленные меры позволят обеспечить конкурентную среду при льготном финансировании проектов по модернизации общественного транспорта , что существенно увеличит объем привлечения внебюджетных средств в отрасль, и как следствие, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на данные цели.

Загрузка