Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Может случиться в любом регионе»: чему учит трагедия в Керчи

Взрыв и стрельбу в Керчи переквалифицировали из теракта в убийство

Стрельба и подрыв бомбы в керченском колледже унесли жизни как минимум 18 человек — преподавателей и учащихся учебного заведения. 18-летний стрелок покончил жизнь самоубийством, следователи ищут других возможных виновных в трагедии. В августе министр просвещения Ольга Васильева заявляла «Газете.Ru» об усилении психологической помощи в каждом регионе. Тем не менее, считают эксперты, психологов в школах по-прежнему не хватает, из-за чего подобные трагедии продолжают происходить.

«На полу валялись тела убитых»

Учащийся керченского политехнического колледжа устроил стрельбу в учебном заведении, а затем взорвал самодельную бомбу. В результате погибли 18 человек, еще более 50 госпитализированы в тяжелом состоянии.

Трагедия произошла утром 17 октября. Студент четвертого курса Владислав Росляков принес в колледж охотничье ружье. На одной из перемен он открыл стрельбу по ученикам и преподавателям. Затем молодой человек активировал взрывное устройство, заявили в Национальном антитеррористическом комитете России.

«Ночью я почти не спал, поэтому в конце пары уснул. Это меня и спасло. Я проснулся от грохота.

Выглянул из кабинета, а там ходит парень с ружьем и расстреливает всех. Тогда я закрылся в надежде, что он меня не услышит. Через 10 минут приехали полицейские с автоматами.

Что произошло со стрелком, я не знаю. Когда силовики стали эвакуировать студентов и учителей, я тоже вышел. В том коридоре, где прогремел взрыв, выбило окна. На полу валялись тела убитых. Все стены были обугленными», — рассказал kp.ru студент политеха Семен Гаврилов.

После происшествия в колледже были обнаружены еще два взрывных устройства, которые не были активированы стрелком. Ближе к вечеру специалисты деактивировали их. В Следственном комитете России предполагают, что после стрельбы по учащимся и преподавателям Владислав Росляков покончил жизнь самоубийством. Изначально ведомство возбудило уголовное дело по статье 205 УК РФ «Террористический акт», однако чуть позже оно было переквалифицировано на часть 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц общеопасным способом».

На место происшествия прибыли глава Крыма Сергей Аксенов, глава Минздрава Вероника Скворцова, руководитель Минпросвещения Ольга Васильева, а также сотрудники СКР, МВД, ФСБ и Росгвардии. Правоохранители продолжают расследование. С 18 октября на территории полуострова объявлен трехдневный траур.

Следователи уже провели обыски по ряду адресов, связанных с предполагаемым преступником, в том числе дома у родителей студента, которые живут раздельно. «С ними работают следователи, чтобы выяснить мотив совершенного преступления», — заявил представитель оперативного штаба по расследованию нападения.

Его родители давно в разводе — Рослякова воспитывала мать, которая работает в керченском онкологическом диспансере. Отец, имеющий инвалидность, рассказал следователям, что ему было трудно общаться с сыном, он ничего не рассказывал об учебе. Мужчина отметил, что у Рослякова не было друзей — раньше был один приятель, но они перестали общаться. Отец также сообщил, что знал об увлечении сына компьютерными играми и оружием, однако не придавал этому значения. Он подчеркнул, что его сын был воспитанным, агрессивного поведения за ним замечено не было.

Владиславу Рослякову было 18 лет. Перед поступлением в политехнический колледж он учился в городской школе №13. После, в 2015 году, молодой человек поступил техникум на специальность «монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», причем на бюджетной основе.

По словам приятеля Владислава, его друг «ненавидел техникум из-за злых преподов», а также «намекал, что отомстит им».

Еще одной версией причин произошедшего называется несчастная любовь: студент пять месяцев встречался с девушкой, которая потом его бросила, и якобы оружие в колледж он принес, чтобы расправиться с ней.

Сергей Аксенов отмечал, что Росляков «никогда не отличался какой-то агрессией, сидел тихоней, никогда за все четыре года не имел ни одного привода, получал стипендию».

В сентябре молодой человек легально получил разрешение на оружие, сообщали в крымских экстренных службах. «Он достиг совершеннолетия, прошел все медкомиссии и необходимые процедуры, в том числе проверку у психиатра, собрал все необходимые документы, и получил разрешение на ружье — все было легально и официально», — отметили в ведомстве. Перед этим эксперты обследовали место его жительства на наличие места для хранения оружия — нарушений обнаружено не было.

По данным телеграм-канала «112», Росляков получил разрешение на ружье 12 калибра, а за несколько дней до трагедии в колледже приобрел к нему около 150 патронов. Однако позже крымский Уполномоченный по правам ребенка Ирина Клюева сказала, что информация о наличии разрешения на ружье не подтвердилась.

Одногруппники молодого человека сообщили, что он давно удалился из соцсетей. Его старый профиль, подписанный настоящим именем, последний раз был активен в 2014 году. Страница состоит в основном из репостов из геймерских пабликов и сообществ с «пацанскими цитатами». Судя по профилю, Рослякову нравилась рок-музыка — в частности, группа «Король и шут». Ранее СМИ приписывали нападавшему другую страницу в социальной сети «ВКонтакте», и даже якобы нашли его девушку, однако настоящий владелец этой страницы после трагедии в Керчи поспешил откреститься от происшествия, обновив фото профиля и находясь онлайн уже тогда, когда Росляков покончил с собой.

Скрытые психические расстройства

По словам детского психиатра центра психиатрии и наркологии им. Сербского Анны Портновой, психическое расстройство, способное спровоцировать в том числе и нападение с оружием на людей, может развиться у человека внезапно.

«Причина — это всегда какой-то психологический дискомфорт, неудача в личной жизни. Это могут быть конфликты с однокурсниками, педагогами и партнером. Отсутствие каких-либо возможностей разрешить внутренний конфликт может привести к самоубийству. По поведению человека не всегда можно понять, что у него такие мысли в голове. Если у юноши нет развернутого психоза, то внешне он сможет легко скрыть свои отклонения», — рассказала она «Газете.Ru».

По словам Портновой, родители должны замечать изменения в настроении своего ребенка, высказываниях. «Часто у них не получается сделать это, потому что «лицом к лицу лица не увидать». Но люди в учебном заведении — преподаватели, психологи — могли бы обратить внимание на то, что происходит неладное, поговорить с родителями. Однако мы не можем сейчас искать виновных, потому что иногда это происходит неожиданно для всех», — отметила психиатр.

Она подчеркнула, что психологическая помощь в российских школах развита в недостаточной степени. «На каждого ребенка нужно завести тетрадь тестирования, журналы проверок и так далее.

В основном, психолог сопровождает учебный процесс — проверяет, как ребенок справляется с усвоением материала. Психологический климат между учениками, внутришкольные конфликты — на эти моменты у них времени нет. Да и зачастую не хватает профессиональной подготовки.

При получении квалификации школьным психологам обязательно нужно изучать клиническую психологию и основы психиатрии. Для того, чтобы в будущем уметь заподозрить отклонения у ребенка и насторожить родителей», — заключила специалист центра им. Сербского.

Восемьсот детей на одного психолога

В связи с трагедией в Керчи в российских учебных учреждениях на несколько месяцев будут введены дополнительные меры безопасности. Что касается именно керченских школ и детских садов, то возле каждой с утра будут находиться двое вооруженных сотрудников Росгвардии, пообещал Аксенов.

Еще в августе 2018 года глава Минпросвещения Ольга Васильева заявляла «Газете.Ru», что в России уже ведется системная работа по профилактике трагедий в школах — подключены силовые ведомства, аппарат Уполномоченного по правам детей и экспертные организации.

«Год назад мы приняли ключевой документ — концепцию развития психологической помощи ученикам. Но если отложить бумаги в сторону, на практике на одного психолога у нас приходилось восемьсот детей. Сейчас же мы выстраиваем систему управления психологической службы в каждом регионе. Российская академия образования в июле 2018 года запустила федеральный ресурсный центр — он теперь координирует работу внештатных психологов во всех регионах», — рассказала тогда министр. Она отметила, что весной 2018 года во все российские школы были направлены рекомендации по повышению психологической безопасности.

Сегодня у психологов, работающих в российских школах, не хватает времени для профилактики и мониторинга психического здоровья детей, считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Ситуация чрезвычайно серьезная. Она требует грамотной организации. Здесь нужна работа не только психологов, но и межведомственных служб. Здесь важно вовлекать детей в любые активности, как образовательные, так и культурные, чтобы они выводили ребенка из ситуации депрессии, одиночества, непонимания, агрессивного поведения», — рассказала она «Газете.Ru».

Эксперт добавила, что в России очень много семей распадаются. «Устойчивых браков не так уж много. В такой ситуации дети часто оказываются страдающей стороной», — добавила она.

Абанкина убеждена, что трагедии, подобные тем, что произошли в Крыму, Бурятии, Пермском крае, «могут случиться в любом регионе».

«Этот чрезвычайно опасный вопрос должен стоять во главе угла у Министерства просвещения. Это мониторинг и постоянная работа, помощь, коррекция, выведение детей из этих трудных жизненных ситуаций. Однако на данный момент мы вынуждены в очередной раз сказать, что трагедия такого масштаба не была предупреждена», — подытожила директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

«Коктейли Молотова» и поножовщина в российских школах

Трагедия в Керчи — уже не первый случай нападения учащихся на своих сверстников. 18 апреля 2018 года в одной из башкирских школ, расположенной в городе Стерлитамак, ученик коррекционного класса напал с ножом на одноклассницу и учителя. После этого в кабинете информатики он разлил бензин и поджег помещение.

В результате инцидента пострадали три человека – они были доставлены в больницу в состоянии средней тяжести. СК впоследствии возбудил два уголовных дела.

Еще одна трагедия произошла утром 19 января в средней школе №5, которая расположена в Улан-Удэ.

Семиклассник бросил «коктейль Молотова» во время урока, а затем начал бить топором детей. В итоге семь человек получили ранения — в том числе учительница русского языка. Двое из пострадавших перенесли серьезные операции.

За четыре дня до бурятского инцидента похожий случай произошел в пермской школе №127. Там двое вооруженных ножами девятиклассников напали на учеников четвертого класса. После этого молодые люди попытались убить друг друга. Итог — 15 пострадавших, среди которых учитель труда Наталья Шагулина, которая после инцидента попала в реанимацию с 17 тяжелыми ранениями. Оба виновника происшествия были задержаны правоохранителями.

Новости и материалы
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Все новости