Рубцовск стал пионером новой теплоэнергетики

Рубцовск одним из первых подал в Минэнерго заявку о статусе ценовой зоны теплоснабжения

Юрий Смитюк/ТАСС
Администрация города Рубцовск Алтайского края и Сибирская генерирующая компания стали одними из первых в России, кто направил в Министерство энергетики РФ пакет документов для отнесения населенного пункта к ценовой зоне теплоснабжения.

Рубцовск был первым населенным пунктом страны, заявившим о своей готовности перейти на новую модель рынка тепловой энергии с ценообразованием по методу «альтернативной котельной», и все это время руководство города ждало выхода необходимых подзаконных документов для начала процедуры перехода. Свои намерения администрация Рубцовска смогла реализовать после публикации в конце июня приказа Минэнерго РФ, регламентирующего порядок подготовки предложений об отнесении поселений и городских округов к ценовым зонам теплоснабжения.

В пакет необходимой для подачи документации входят: копия решения об утверждении схемы теплоснабжения города, согласие губернатора Алтайского края, совместное обращение в Правительство РФ от администрации Рубцовска и единой теплоснабжающей организации (статусом ЕТО обладает подразделение СГК в городе) и другие.

Согласно законодательству, после рассмотрения документов Минэнерго подготовит проект предложения об отнесении муниципалитета к ценовой зоне и направит его в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и Федеральную антимонопольную службу России. Затем эти ведомства направляют в Минэнерго письмо о согласовании проекта или замечания к нему. После получения всех согласований предложение об отнесении Рубцовска к ценовой зоне будет направлено в правительство РФ, которое издаст акт, утверждающий новый порядок ценообразования в муниципалитете. В случае успешного прохождения всех необходимых процедур Рубцовск может одним из первых в России перейти на новую модель рынка тепловой энергии.

Со второй половины 2016 года СГК начала реализацию в Рубцовске инвестиционного проекта модернизации системы теплоснабжения, экономическая модель которого была рассчитана на основе новой модели рынка тепла или так называемого закона об «альтернативной котельной» еще до его принятия.

Срок реализации проекта составляет два года. Суммарный объем вложений достигает 2 млрд рублей. За счет этих средств, в частности, была переоснащена Южная тепловая станция: построено два новых котла мощностью по 30 Гкал/час каждый. Кроме того, сейчас готовится площадка для установки турбины мощностью 6 МВт для покрытия собственных нужд в электроэнергии. Также, были построены и подвержены техническому перевооружению 20 км тепловых сетей. В результате этих улучшений были созданы условия для надежного обеспечения жителей теплом и горячей водой от одного теплоисточника вместо двух. Рубцовская ТЭЦ перестала участвовать в теплоснабжении города.

Известно, что СГК планирует вернуть свои вложения в течение 12 лет при условии применения новой модели рынка тепла в городе.

Сама тема внедрения новой модели рынка тепловой энергии возникла в связи с тем, что расположенные в Сибири регионы России острее других нуждаются в гарантированной энергобезопасности. При этом тепловая инфраструктура в городах крайне изношена. Любая серьезная авария зимой в регионе, где температуры зимой достигают – 30, -40 градусов, грозит тяжелейшими последствиями. Новая модель рынка тепла позволяет регионам и городам по-новому строить отношения между властью, энергетиками и потребителем, планировать инвестиции и тарифы на 10 лет вперед — с гарантиями для всех сторон.

В Сибири первопроходцем внедрения этой модели по факту стала Сибирская генерирующая компания.

Как заявили «Газете.Ru» в Минэнерго, помимо Рубцовска на текущий момент потенциальными участниками по внедрению новой модели рынка тепла являются Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Кирово-Чепецк, Пенза, Балаково, Йошкар-Ола, Барнаул (Новоалтайск), Новосибирск, Красноярск, Абакан (Черногорск), Тамбов, Курск, Орел, Смоленск, Липецк, Апатиты (Кировск) и Казань.

Переход на целевую модель в соответствии с законом предусматривается в два этапа. По результатам первого этапа, после 1 июля 2020 года, правительство будет проводить анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения и. при необходимости, должно будет принять меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.

С целью создания возможности простого, понятного, оперативного определения предварительной стоимости тепловой энергии по методу «альтернативной котельной» Минэнерго России разработало и в конце 2017 года разместило на своем сайте интерактивный инструмент «Расчет стоимости тепловой энергии по методу «альтернативной котельной» .

Инструмент представляет интерес для инвесторов, представителей федеральных и региональных органов власти, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии (мощности), иных заинтересованных лиц, и содержит информацию, необходимую для принятия решений о переходе к целевой модели рынка тепловой энергии, об инвестициях в сфере теплоснабжения, о развитии проектов в сфере энергоэффективности и энергосбережения и т.д.

По состоянию на текущую дату с помощью данного инструмента расчеты были произведены 19 800 раз.

Производство тепла связано и с производством электроэнергии. В этой отрасли есть и свои специфические проблемы. Так, в целях привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики с учетом сдерживания роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции предлагается запустить конкурсный механизм отбора проектов технического перевооружения тепловых электрических станций, используя отечественное оборудование, рассказали в министерстве.

В качестве основного критерия отбора проектов предлагается минимизация стоимости для потребителей – критерием отбора проектов модернизации генерирующего оборудования в рамках конкурентной процедуры будет величина удельных совокупных затрат на производство электрической энергии, включающих в себя приведенные к единице выработки переменные и условно-постоянные затраты - одноставочная цена, при этом модернизируется оборудование старше 40 лет эксплуатации, с высокой востребованностью в энергосистеме, выработавшее свой парковый ресурс, уточнили в ведомстве.

Таким образом, при конкурсном отборе выбираются производители, формирующие минимальные затраты на приобретение энергетического оборудования, с минимальными условно-постоянными затратами, способные конкурировать с иными поставщиками во всех секторах торговли энергоресурсами – поставкой электрической энергии, мощности, продажи тепловой энергии.

Первые отборы проектов модернизации будут проведены в 2018 году сразу на трехлетний период (с началом поставки 2022-2024) для формирования долгосрочных планов, в том числе в отношении загрузки отечественного машиностроительного комплекса. Ежегодная квота на отбор проектов не более 4 ГВт (3,2 ГВт и 0,8 ГВт в первой и второй ценовой зоне соответственно) и с ограничением совокупного объема проектов модернизации – в соответствии с указанным механизмом до 2035 года может быть модернизировано до 39 ГВт тепловых электрических станций общей стоимостью не превышающей 1350 млрд. рублей.

Механизм привлечения инвестиций предусматривает в том числе возможность модернизации и нового строительства тепловых электростанций на территориях Дальневосточного федерального округа, в качестве источника оплаты правительством предусматривается определение отдельной инвестиционной надбавки к цене на мощность электростанций, функционирующих в первой и второй ценовой зоне. При этом совокупные расходы на такие мероприятия учитываются в рамках инфляционного роста для потребителей соответствующих территорий.

Определение объектов модернизации (нового строительства) предполагается Правительственной комиссией по предложению Минэнерго России.