После присоединения к Москве ряда подмосковных территорий в столице России юридически числятся несколько деревень. В том числе и Сахарово, которое до недавнего времени было тихим и уютным местом, удобным для проживания. Населенный пункт находится в двух шагах от Варшавского шоссе, рядом пролегает и Калужская трасса. Но за счет леса и поля по соседству в Сахарово всегда чистый воздух. Москвичи и жители подмосковного Подольска с удовольствием приезжали сюда на дачи. Однако в последнее время деревня меняется, а местные жители потихоньку продают свои дома. В 2006 году деревня достигла максимальной численности населения после распада СССР, там в тот момент проживало 112 человек.
Больше народу проживало в селе со «сладким» названием только в 1926 году, а в «лихие» девяностые там жило немногим более двух десятков человек. К настоящему моменту в Сахарово числится 74 человека, а проживает и того меньше. Причиной тому стал «беспокойный сосед» — открывшийся в 2015 году Многофункциональный миграционный центр при ФМС РФ. Именно туда со всей Москвы стали стекаться приезжие для оформления патента на трудовую деятельность, разрешения на временное проживание, вида на жительства и решения других вопросов, связанных с миграционным законодательством. И тут спокойной жизни «сахаровцев» настал конец.
«Я живу в этом районе уже 30 лет. Раньше жил в Ясенках, деревне по соседству. А сын у меня, как повзрослел, в Сахарово переехал, дом тут построил, я сейчас в нем живу. И мы с сыном стали небольшим бизнесом заниматься — торговать строительными материалами. Так вот,
после появления здесь этого центра жизнь в деревне переменилась довольно резко. Стало нельзя ничего во дворе оставлять — залезут и украдут. Воруют иногда даже то, что, казалось бы, и не нужно никому вовсе
— у меня, например, во дворе кукла лежала большая. Внуки выросли, с ней не играют больше. Так залезли и утащили. Ну а так — колеса от машин крадут, материалы, инструменты, словом, все, что понравится. Раньше такого не было — да и некому воровать было. Мы тут все друг друга знали, даже дачников, которые постоянно сюда приезжали. Сейчас их гораздо меньше стало», — рассказал «Газете.Ru» местный житель Николай.
Сахарово сильно отличается от многих подмосковных деревень. Деревянных домов в этом населенном пункте немного, в основном, здания сделаны из кирпича или камня. Большая часть построек двух- и трехэтажные, крупные, очевидно, что в домах есть несколько комнат, нередко во дворах находятся постройки хозяйственно-бытового назначения, а также отдельные гаражи. Часть дорожек внутри Сахарово заасфальтированы, но и грунтовые смотрятся аккуратно, мусора нигде не видно. Более того, в деревне даже сделана добротная детская площадка с качелями, скамеечками и даже небольшим спортивным комплексом.
Одним словом, Сахарово вовсе не производит впечатление богом забытого села. И тем не менее, люди отсюда уезжают:
минимум пять домов выставлены на продажу. «На самом деле, тут еще больше людей продают жилье. Ты походи тут, поспрашивай местных, хороший дом можно выбрать за не самые большие деньги», — дал совет корреспонденту «Газеты.Ru» рабочий Ильхам из Азербайджана, который ремонтирует подъезд к сельскому магазину. Он, вероятно, принял корреспондента за человека, присматривающего себе дачу.
«Продать жилье тут хотят многие, но мало у кого получается сделать это по себестоимости. Не будешь же отдавать дом, в который вложил много сил и средств, за копейки. А вопрос продажи назрел сильно. Я могу вам рассказать свою историю: в 2015 году, сразу после появления этого миграционного центра, у нас возник конфликт с соседями. Они наняли какого-то мигранта к себе работать, а он попытался поджечь наш дом. Он, видимо думал, что никого дома нет, а в это время в доме муж находился, отсыпался после работы. Его лай собаки разбудил. В общем, муж вовремя успел схватить этого парня за руку, однако поджигатель вырвался и убежал», — рассказала жительница Сахарово Ольга.
Она отметила, что после этого было возбуждено уголовное дело, однако злоумышленника так и не нашли. «Я этого парня потом два раза видела у этого центра. И в полицию каждый раз звонила, но почему-то его не задержали. Вообще после строительства этого учреждения тут приезжие из Азии и Закавказья стали ходить группами по деревне. Много стало мужчин оттуда, которые явно ничем не заняты. Посидят на завалинке, поедят, да и оставят весь мусор за собой.
А иногда бывает, что естественные надобности прямо на улице и справляют, причем по-большому тоже. Краж стало много у местных жителей. В общем, мы свой дом с прошлого года на продажу выставили, но никто его не покупает.
Так и живем здесь пока», — поделилась женщина своими впечатлениями о соседстве с центром.
Впрочем, не все разделяют упадническое настроение этих «сахаровцев». Некоторые считают, что в поселке вполне нормальная жизнь. К таковым относится владелец частного дома в этой деревни армянин Артур. «Я сюда девять лет назад приехал. С тех пор постепенно отстроил дом, работал в строительстве тоже. У меня бригада рабочих своя есть, выполняем строительные и ремонтные работы. Меня не только здесь знают, но и в соседних населенных пунктах. Тут хорошо: чистый воздух, спокойно все. Кражи? Ну, случаются. Но так и где их нет? Вот у соседки год назад украли 40 тысяч рублей, она пенсионерка. Откладывала их на что-то. Но думаю, там кто-то из своих «постарался», знал, где искать. Я этого не боюсь, чему быть — того не миновать», — рассуждает он. Дом у Артура не из дешевых, хозяин явно его делал для себя и с душой. При этом, в отличие от большинства «сахаровцев», забором его жилище не обнесено вовсе. У многих же местных жителей забор зачастую превышает два метра в высоту. «А у меня красть нечего», — шутит Артур.
О самом «центре раздора» неоднократно писали, причем на момент его открытия СМИ сообщали, что очередь на подачу документов многим приходилось занимать чуть ли не за сутки, а такси от метро «Аннино» стоило безумных для приезжего денег. Внутрь центра корреспондента «Газеты.Ru» по российскому паспорту не пропустили. «Я хочу очередь для своего коллеги занять, он у меня в маленькой фирме работает», — попытался убедить работников миграционного центра корреспондент. «Вы тогда должны иметь на руках доверенность от него. Идите в бюро пропусков, вам там объяснят как ее оформить», — вежливо, но строго объяснили охранники. Рядом с бюро пропусков есть и что-то вроде камеры хранения для запрещенных к проносу предметов.
«Вот, возьмите, мне сказали, что с этим внутри нельзя», — сказал сотруднику охраны молодой человек азиатской внешности и протянул работнику службы безопасности складной нож. У посетителя переписали паспортные данные и приняли опасный предмет к хранению.
Внутрь центра россиянам, как выяснилось, попасть все-таки можно, но не всем. Пускают по российскому паспорту тех, кто собирается подать заявление на отказ от российского гражданства, а также тех, кто сопровождает своих несовершеннолетних детей-иностранцев, инвалидов и людей старше 75 лет. Впечатление о работе центра у всех разные. «Я сегодня записалась в очередь на подачу документов, здесь записываться нужно за день. Час в очереди отстояла, такого там наслушалась! Говорят, с первого раза ни у кого документы не принимают, к каждой запятой придираются. В общем, волнуюсь», — поделилась с «Газетой.Ru» узбечка Алтынай.
«Те, кто ругают центр, просто не знают, как было раньше. А я знаю, я в Москве уже 10 лет живу. Помню, как отделения ФМС были по разным частям города раздерганы, как надо было бумажки и медицинские анализы собирать по разным концам Москвы. Кроме того, в отделения ФМС очереди с вечера на следующий день занимали, а пройти удавалось от сила 10 людям в сутки. А здесь тебе все показывают, подсказывают, надо быть дураком, чтобы что-то не так сделать», — сказала «Газете.Ru» молдаванка Наталья.
Внешне же все выглядит вполне пристойно: территория центра чистая, а до метро «Аннино» от него ходит автобус за 55 рублей в один конец.
При этом на стоянке перед учреждениям полно полулегальных таксистов, которые могут отвезти до метро за 150-300 рублей.
«Конечно, местные жители недовольны соседством с центром. Кому понравится нашествие огромного количества гостей из-за рубежа? Надо понимать, что к нам едут люди разного образовательного и культурного уровня. Грубо говоря, приезжают прибалты или украинцы с высшим образованием, или американцы и жители европейских стран, которые заключили брак с россиянами. И наряду с ними большое количество выходцев из Средней Азии или Закавказья, которые вчера в лучшем случае овец пасли, а сегодня приехали работать, где придется. И ведут себя эти люди по-разному», — рассказал «Газете.Ru» бывший высокопоставленный сотрудник ФМС РФ, который хорошо осведомлен о создании центра в Сахарово и просил не публиковать его имени.
По его словам, решение разместить центр для мигрантов именно в Сахарово было меньшим из зол.
«Поймите правильно: где бы мы его ни сделали, например, на территории, собственно, Москвы или того же Подольска, там тоже были бы недовольные, но их было бы больше в разы, так как там проживает гораздо больше народу. И всяких конфликтов, и, может быть, акций протеста было бы не избежать.
А Сахарово — деревенька совсем небольшая. И ясно, что недовольство ее жителей ни на что не повлияет. Если же кто-то захочет вовсе избежать подобных конфликтных ситуаций, то надо менять всю миграционную политику страны, сокращать число приезжих, вводить визы с некоторыми государствами и идти на прочие жесткие шаги. Но раз наше руководство делать этого не желает, то при нынешней политике в области миграции решение создать Сахарово — наиболее приемлемый, на мой взгляд, вариант», — заключил собеседник «Газеты.Ru».