Польша выразила свое недовольство тем, что на одном из объектов на территории создаваемого под Смоленском музейного комплекса «Катынь» установлена табличка с информацией о погибших в польских лагерях в начале прошлого века военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии. По мнению Варшавы, информация о количестве умерших недопустимо преувеличена.
«Министерство иностранных дел Польши с глубокой озабоченностью и разочарованием отмечает, что российская сторона разместила таблички на польском военном кладбище в Катыни с ложной информацией о красноармейских военнопленных 1919–1921 годов, которые умерли в польском плену», — указывается в сообщении польского внешнеполитического ведомства.
Польское ведомство уверено, что информация на табличках, в частности цифры погибших военнопленных, «превышают в несколько раз реальные цифры, которые были подтверждены польскими и российскими историками».
Кроме того, по сообщению Варшавы, большинство заключенных погибли из-за условий жизни в лагерях, что было результатом катастрофического экономического положения «польских земель после долгого времени борьбы за независимость. Эти условия в равной степени повлияли на русских солдат и польских граждан».
«Такое поведение российской стороны проявилось накануне запланированных мероприятий по случаю трагических событий — 77-й годовщины Катынского преступления и 7-й годовщины смоленской катастрофы. Мы хотим напомнить, что мы неоднократно слышали заверения высокопоставленных чиновников о готовности к диалогу и сотрудничеству, чтобы конструктивно решать вопросы, которые разделяют наши страны», — указывается в тексте польского МИДа.
Также Польша выразила готовность к открытой и конструктивной дискуссии для того, чтобы избежать исторических споров с Россией. Варшава объявила это целью, на которую направлены усилия для возобновления работы польско-российской группы по сложным вопросам.
В марте нынешнего года посольство России в Польше сообщило о том, что в Варшаве на Центральном воинском кладбище-мавзолее воинов Красной армии на улице Жвирки и Вигуры была осквернена центральная скульптурная композиция, изображающая советских солдат. Злоумышленники нарисовали свастику и красные следы поверх звезд Давида.
«На ступенях возле скульптурной группы и плитах, находящихся по периметру центрального обелиска, неизвестными лицами посредством трафарета нанесено более 15 аналогичных изображений в виде фашистской свастики черного цвета, отпечатков стоп красного цвета на фоне государственного флага Израиля», — приводит ТАСС сообщение российского диппредставительства.
В связи с происшествием посол России в Польше направил ноту в адрес польского министерства культуры и национального наследия и МИД республики с требованием устранения польской стороной последствий акта вандализма и наказания виновных лиц.
Месяцем ранее МИД России назвал снос памятника братству по оружию в польском городе Забже Силезского воеводства нарушением резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
«Вырисовывается достаточно неприглядная тенденция, подчеркивающая особый цинизм действий польской стороны: демонтаж монумента был осуществлен накануне 72-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков», — заявляли в связи с этим представители российского МИДа.
В сентябре прошлого года вандалы разрушили захоронения советских солдат на мемориальном кладбище, которое расположено в Форте Виняры в польском городе Познань. В Цитадели были обнаружены надгробия с выбитыми фотографиями, сорванными с них звездами и поврежденными памятными досками. На кладбище на территории Форта Виняры захоронены около 6 тыс. советских воинов, участвовавших во Второй мировой войне.
Мемориал «Катынь» расположен в 20 км от центра Смоленска, между поселками Гнездово и Катынь, в так называемом Катынском лесу — на месте трагических событий 30–40-х годов ХХ века, жертвами которых стали граждане двух стран — Советского Союза и Польши. Все посетители мемориала проходят через павильон главного входа, выполненный в виде двух могильных курганов, соединенных между собой стеклянными воротами, по мысли архитекторов, символизирующими хрупкую грань между миром настоящего и миром прошлого.