Бомбардировщик не достался Boeing

Разрабатывать новейший самолет для ВВС США будет компания Northrop Grumman



Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

internetlooks.com
Тендер на разработку нового стратегического бомбардировщика для ВВС США выиграла фирма Northrop Grumman. При этом ее конкурент в этом проекте — корпорация Boeing — может лишиться рынка боевых самолетов после потери контракта. Внешний вид нового самолета и его предполагаемые тактико-технические характеристики держатся в строгой тайне.

Стал известен разработчик нового американского стратегического бомбардировщика, который заменит машины B-52, B-1 и B-2. По сообщениям американской прессы, тендер на создание нового самолета для проекта Long Range Strike Bomber (LRSB, «Ударный дальний бомбардировщик». — «Газета.Ru») получила корпорация Northrop Grumman. «Министр обороны США Эштон Картер и руководство ВВС США после закрытия американских фондовых рынков объявили, что компания Northrop Grumman выиграла конкурс и выбила из борьбы конкурентов — совместный проект Boeing и Lockheed Martin», — пишет газета Defense News, американское издание, которое специализируется на освещении оборонной тематики.

Согласно условиям контракта, Northrop Grumman сначала произведет мелкосерийную партию из 21 самолета. Пентагон не называет сумму контракта и не раскрывает других деталей, связанных с этим самолетом: его вес, размеры и боевую нагрузку. По сведениям американской прессы, новый бомбардировщик будет стоить дороже, чем B-1, но значительно меньше B-2, цена которого составляет $1,5 млрд за самолет.

Первые опытные образцы проекта LRSB должны подняться в воздух в начале 20-х годов этого века, если не произойдет никаких сдвигов сроков. Сообщается, что этот бомбардировщик должен быть способен нести водородную бомбу. Кроме того, при его создании планируется использовать технологию «стелс», которая серьезно осложняет его обнаружение с помощью радаров.

В начале тендера теперь уже бывший министр обороны Соединенных Штатов Роберт Гейтс сказал, что цена одной боевой машины не должна превышать $550 млн.

По оценкам экспертов, новый бомбардировщик будет стоить порядка $511 млн. Ожидается, что затраты на разработку самолета компании Northrop Grumman составят около $23,5 млрд. Ранее американские газеты со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщали, что общая стоимость контракта составит $21,4 млрд, а общая сумма сделки — порядка $80 млрд.

В отличие от Boeing и Lockheed Martin, у победителя тендера Northrop Grumman небольшой опыт по созданию военных самолетов. Корпорация разработала в 1989 году бомбардировщик B-2. Других серийных самолетов для ВВС и ВМС США компания не делала.

Предыдущий крупный конкурс на разработку самолета нового поколения, объявленный Пентагоном, касался проекта F-35 «Лайтнинг» II — перспективного истребителя-бомбардировщика пятого поколения. В 2001 году тендер выиграла фирма Lockheed Martin, которая одержала верх над Boeing.

По американским законам, у Boeing и Lockheed Martin есть право опротестовать решение министерства обороны США. Defense News подчеркивает, что обе компании наверняка им воспользуются.

Издание делает предположение, что эти производители самолетов также прибегнут к своим связям в сенате и палате представителей, чтобы заручиться поддержкой ряда американских политиков после подачи протеста.

«Ожидается, что Boeing обратится к представителям Миссури в сенате, в том числе к влиятельному парламентарию от демократов Клэр Маккаскилл и республиканцу Рою Бланту, а Lockheed Martin попросит поддержки у сенаторов от Техаса, а также у главы комитета по вооруженным силам палаты представителей США Уильяма Форнберри», — пишут американские СМИ.

По оценке американских военных экспертов, борьба за контракт на поставку нового бомбардировщика крайне важна для корпорации Boeing, так как она вскоре может лишиться своей доли на рынке военной авиации США. Сейчас Boeing производит истребители F/A-18 и F-15. При этом последний палубный истребитель F/A-18 будет поставлен в войска в 2018 году, а самолет F-15 для американских ВВС сойдет с конвейера в 2019 году. «После этого завод корпорации в Сент-Луисе может быть закрыт», — пишет Defense News.

В настоящее время в США используется три стратегических бомбардировщика B-52, B-1 и B-2. Из них B-52 «Стратофортресс» — наиболее старая машина, принятая на вооружение в 1955 году. Этот тяжелый сверхдальний стратегический бомбардировщик участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, Персидском заливе, Югославии и Афганистане. За историю его эксплуатации этот самолет неоднократно модернизировался. На сегодня любой самолет этого типа — старше 50 лет.

Тем не менее в США планируют держать на вооружении B-52 вплоть до 83-летнего возраста к 2040 году, то есть до полной выработки ресурса планера самолета.

Другой бомбардировщик, носитель ядерного оружия — это сверхзвуковой самолет B-1, имеющий крыло с изменяемой геометрией, внешне очень похожий на российский Ту-160. В ВВС Соединенных Штатов эксплуатируется более 100 подобных машин, их производство было прекращено в 1988 году, так как американцы сочли, что он слишком уязвим для ПВО Советского Союза. Тем не менее машина до сих пор состоит на вооружении и принимала участие в ряде войн и конфликтов, а в данное время используется против ИГИЛ (запрещенная в ряде стран мира, в том числе в России, исламистская организация) в Ираке и Сирии.

Наконец, новейший на сегодняшний день американский бомбардировщик — это B-2 «Спирит», который покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». В его конструкции есть ряд и других оригинальных и остроумных решений. Сегодня это самый дорогой самолет ВВС США и один из самых дорогих самолетов в истории мировой авиации. Стоимость одной машины составляет примерно $1,5 млрд. После распада СССР власти Соединенных Штатов из-за крайней дороговизны проекта отказались от поставки в министерство обороны всех 132 B-2, которые были предусмотрены контрактом.

В данный момент в ВВС США насчитывается всего 20 таких машин.

Американские военные использовали эти бомбардировщики ходе операции в Югославии, в операциях в Ливии в 2012 году, когда с базы ВВС Уайтмен в штате Миссури были подняты три B-2. Совершив перелет через полмира, они разбомбили аэропорт ливийских ВВС в окрестностях Триполи. Эта акция оказала мощный психологический эффект на мировое сообщество, показав мощь американской стратегической авиации. За все время эксплуатации был потерян только один B-2. В феврале 2008 года бомбардировщик данного типа потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Летчикам тогда удалось катапультироваться. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала.